МААМ-картинки

Особенности полоролевой социализации дошкольников

Екатерина Харитонова
Особенности полоролевой социализации дошкольников

Особенности полоролевой социализации дошкольников

Проблема полоролевой социализации, включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации и находится на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, социальной педагогики и др.). Она является одной из важнейших и актуальнейших проблем, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.

Публикация «Особенности полоролевой социализации дошкольников» размещена в разделах

Цели и задачи полового воспитания во многом определяются интересами общества и, в первую очередь, направ­лены на укрепление семьи. Полоролевое развитие детей дошкольного возраста мы рассматриваем как важную часть нравственного воспитания, и поэтому, признавая необходимость решать общие задачи нравственного воспитания, важно учитывать, что в структуре личности представителей мужского и женского пола отдельные нравственные качества занимают разное место и имеют разный удельный вес.

Главное в полоролевом воспитании дошкольников – формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта трудового сотрудничества мальчиков и девочек по принципу взаимодополнения. Важной задачей также является выяснение значения фактора совместности обучения и воспитания для полоролевого развития дошкольников и преодоления существующей разобщенности мальчиков и девочек в детском доме.

Как мужественность, так и женственность являются обобщенными характеристиками социально одобряемых качеств мужчины и женщины. Для женщин желаемы такие качества, как мягкость, особая женская доброта, терпение, стремление опекать, заботиться о других, умение понять настроение близких людей, отзывчивость, способность к сопереживанию, чуткость, а также терпимость, милосердие, умение помирить и простить. Мужественность составляют следующие качества: эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам женского пола.

Качества мужественности и женственности не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рожда­ются. Ими становятся в результате целенаправленного вос­питания, которое важно начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, а в идеале - с младенческого.

В зарубежной психологии, в отличие от отечественной, где экспериментальные исследования по проблеме форми­рования психического пола единичны, проводятся тысячи работ, посвященных, в первую очередь, раннему генезису полоролевой социализации, половым психическим различиям и факторам, определяющим эти различия. Правда, основной бум имел место во второй поло­вине XX века.

Тем не менее, из-за противоречивости эксперименталь­ных данных на сегодняшний день в психологии пола еще остается очень много неисследованных спорных вопросов и диаметрально противоположных взглядов на механизмы полоролевой социализации, на содержание и перспективу раз­вития половых ролей.

Отсутствие у нас долгое время дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода привело в дальнейшем к формированию «усредненных» существ. У мальчиков не воспитывались такие качества мужествен­ности, как эмоциональная устойчивость, выносливость, твердость, решительность, рыцарское отношение к пред­ставительницам женского пола. А у девочек такие качества женственности: мягкость, нежность, скромность, терпи­мость, стремление к мирному урегулированию конфлик­тов. Детей не готовили к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей.

«Бесполость» воспитания способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них ка­честв мужественности испытывают дополнительные труд­ности во время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и очень часто перекладывают на плечи женщины ответствен­ность за семью и тем более, за воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты, заканчивающиеся разводом.

У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется терпеливость, умение «гасить» конфлик­ты, поддерживать тепло семейного очага, создавать поло­жительный эмоциональный настрой мужу и детям, рацио­нально и умело организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых женщин, для кото­рых семья и дети не являются важной ценностью в жизни. Дефицит научно обоснованного полоролевого воспи­тания в дальнейшем приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Причиной этого, по-мнению многих исследователей, является несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских социальных ролей, неумение супругов строить взаимоотношения в семье и распределять семей­ные обязанности.

Хотелось бы подчеркнуть важность проведения в нашей стране исследований по изучению процесса развития психического пола, которые помогли бы на­править половое воспитание в нужное русло. От этого мно­гое зависит в формировании личности человека, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми, бла­гополучие отношений в семье.

Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации.

Полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия фемининности и маскулинности:

- фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу;

- маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием. Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.

Процесс половой социализации и развития полового са­мосознания не ограничивается периодами половой зрелости и полового созревания. Становление полового самосознания ре­бенка и его поведения, соответствующего полу, проходит долгий путь. Как известно, от рождения личность ребенка нейтральна в отношении пола. Первое осознание психического пола начинается со вто­рого года жизни ребенка и закрепляется на третьем году, ког­да большинство детей уже безошибочно определяют свой пол и считают себя мальчиком или девочкой.

Осознание личностью принадлежности к мужскому или женскому полу и идентификация себя с представителями определенного пола, у которых черты «мужественности» или «женственности» в поведении и при выполнении половых социальных ролей выражены наиболее отчетливо, является важной составной частью самосознания личности. Эти пси­хические различия в самосознании индивидов разного пола многие авторы, как мы уже отмечали, называют «психиче­ским полом» в отличие от «пола биологического».

Процесс формирования психического пола, который на­чинается очень рано, с началом развития речи ребенка, осо­бенно интенсивно протекает в дошкольный период детства. Он находит отражение в соответствующих представлениях ребенка. В частности, в ответах на вопросы взрослого, кем будет он, когда вырастет, папой или мамой, дедушкой или бабушкой, в его ценностных ориентациях (в предпочтении видов деятельности, характерных для его пола, в мечтах о бу­дущем и т. д., а также в своеобразной половой консолида­ции со сверстниками своего пола.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируется сис­тема потребностей, интересов, ценностных ориентации и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и де­вочек в некоторых их личностных качествах.

По справедливому утверждению исследователей, образ «Я» не только регулирует актуальное поведение, но и имеет регулятивно-планирующую функцию, в определенной степени готовя индивида к выполнению в будущем той или иной социальной роли, и от того, насколько успешно прохо­дит процесс половой социализации, многое зависит в фор­мировании личности.

Исследователями выявлено, что первые различия между мальчиками и девочками появляются в эмбриональный пе­ риод: под влиянием половых гормонов формируются разли­чия не только в анатомических особенностях пола, но и не­которые особенности развития мозга.

Кроме вышеперечисленных различий, у дошкольников разного пола проявляется много и психических особенно­стей. Ведь процесс полоролевой социализации дошкольни­ков не ограничивается восприятием своего сходства с пред­ставителями того же пола и постепенного обогащения и обобщения представлений о половых ролях. В него включа­ется формирование типичных для пола интересов, предпочтений. Особенно ярко разница в предпочтениях мальчиков и девочек проявляется в сюжетно-ролевых играх.

Дети-дошкольники очень рано и достаточно точно диф­ференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпо­читают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков при­влекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, геро­ изма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек — роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца.

Изучение игровых предпочтений детей дошкольного воз­раста отечественными авторами свидетельствует, что в дошкольном детстве очень ярко проявляются различия в выборе характера игр у мальчиков и девочек. Эти различия ни менее отчетливо вы­ступают также в предпочтении сверстников своего пола в ка­честве партнеров по играм.

В дошкольные годы начинают формироваться и разли­чия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только их игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.

По каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность, до конца не ясно. Уже в три - четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Важно подчеркнуть, что осознание ребенком своей половой роли предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то, какую половую роль индивид предпочитает; это выясняется вопросами типа: «Кем бы ты предпочел быть - мальчиком или девочкой?» и экспериментами, в которых ребенок вынужден выбирать между мужским и женским образцом или ролью. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.

Важная роль в процессе полоролевой социализации психологами отводится семье, социальным ожиданиям родителей в отношении детей разного пола и воспитательным воздействиям, применяемым ими к своим сыновьям и дочерям.

Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка и начала качеств мужественности и женственности закладываются в семье, которая является первой школой его воспитания – воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения и особенно в дошкольный период детства, когда формируются «основные личностные механизмы».

Роль второго, не менее важного, чем семья, фактора в половой социализации ребенка принадлежит группе сверстников. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих гораздо более жестких, чем у взрослых критериев маскулинности/феминности, сверстники тем самым подтверждают или ставят под вопрос его половую идентичность и половые ориентации.

Роль группы сверстников для мальчиков и девочек не­сколько отлична. Девочки больше, чем мальчики, как из­вестно, тяготеют к семье, к взрослым. Особенно велика роль группы сверстников для мальчиков, у которых полоролевые нормативы и представления обычно более жестки и завышены, чем у девочек.

Рамки статьи не позволяют рассмотреть особенности полоролевой социализации дошкольников в полной мере, но можно сделать вывод, что эта проблема безусловно является актуальной и нуждается в дальнейшем исследовании не только в психологии, но и в педагогике, социальной педагогике, социологии и т. д. Вопросы полового воспитания детей и подростков всегда являлись и по сей день являются камнем преткновения всех образовательных учреждений, а также и семьи. Необходимо активизировать процесс обучения методике воспитательной работы в данном направлении будущих работников образования и будущих родителей. Тогда, со временем, возможно, будут исчерпаны многие социальные, социально-психологические, социально-педагогические и другие проблемы нашего общества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Выполнила: воспитатель детского сада №16 Самигуллина Карина Фаритовна.

Интерактивная игра как средство социализации дошкольников Как известно, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования оптимизировали качественные изменения в образовательном.

Народная сказка как средство социализации дошкольников Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение.

Особенности социализации детей дошкольного возраста .

Особенности социализации детей с ОВЗ и с сохранным развитием Своеобразие и особенности социализации детей с ОВЗ. Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Технологии эффективной социализации дошкольников Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности,.

Внедрение технологий эффективной социализации дошкольников Технология "Социальная акция" направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитии. гражданской позиции у.

КОП как средство успешной социализации дошкольников КОП как средство успешной социализации дошкольников. «Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности.

Экскурсия — форма эффективной социализации дошкольников На современном этапе развития общества, который нельзя представить без разнообразных гаджетов, вопрос социализации ребенка весьма интересен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности полоролевой социализации дошкольников
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 11:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД