Получи документы

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта

Екатерина Москалева-Потемкина
Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта (на примере детей с расстройствами аутического спектра и дебильностью)

Согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, дети со сложной структурой дефекта составляют в среднем до 45 % контингента специальных образовательных учреждений. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой, достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики и психологии. До недавнего времени, в нашей стране, многим детям вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми (например, умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зрения и слуха). Однако, за последнее десятилетие, положение в области коррекционного обучения и воспитания этой категории детей существенно улучшилось. В число первоочередных задач входила проблема ранней диагностики сложного дефекта. Слишком поздняя диагностика — типичное явление в практике коррекционной работы с такими детьми. Вследствие этого дети со сложными нарушениями развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального обучения. Нередко такая возможность возникает для них лишь к началу школьного возраста.

Публикация «Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта» размещена в разделах

В настоящее время большинство таких детей обучается в специальных классах коррекционных школ.

Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложными дефектами, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Наличие не одного, а двух и более первичных нарушений чрезвычайно отягощают контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации (материнской, сенсорной, культурной) и в сенситивный период развития основных психических функций, терпит значительный ущерб. Таким образом, это ведет к недоразвитию как отдельных функций (формирование образов предметов, пространственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение с ними, предметные действия, так и к задержке психического развития.

Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со сложным дефектом развития последующей компенсации аномалии становятся наиболее актуальными не только в силу сложности нарушения, сколько в силу значительного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями оптимального времени начала процесса компенсации дефекта развития. Большинство исследователей, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, достаточно сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования Т. В. Розановой, А. И. Мещерякова и др.). Так, среди умственно отсталых встречаются дети, у которых обнаруживается два и более отклонений в развитии. Это дети со сложными недостатками развития: олигофрены с поражением анализаторов (слуха, зрения, со специфическими речевыми отклонениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом.

Таким образом, при проведении занятий физической культурой у детей с ССД (аутизм и умственная отсталость) необходимо учитывать особенности психики таких детей, их неусидчивость, дефицит внимания, а так же стоит иметь в виду возможную задержку физического развития, т. к. при реабилитации таких детей родители зачастую забывают о необходимости физического воспитания таких детей.

Как известно, физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой - обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.

Поэтому, при проведении занятий по физической культуре у детей с ССД (аутизм и УО, необходимо учитывать:

- проблемы с концентрацией внимания. У здоровых детей на 5-6 году жизни во время занятия охватывается примерно 3 вида основных движений (например, бег, ходьба, прыжки, у детей с аутизмом и УО в течение занятия охватываются почти все виды двигательной активности. В силу своих особенностей, такие дети часто не в состоянии долго концентрироваться на одном движении, их деятельность склонна перепрыгивать с одного на другое, поэтому движения из занятия в занятие часто повторяющиеся, что хорошо воспринимается аутистами в силу их особенностей психики. При этом такие дети обнаруживают склонность к циклическим движениям, часто резким, поэтому такие дети с удовольствием много бегают, в зимний период благосклонно воспринимаются лыжи, если есть возможность посещать бассейн-они с удовольствием плавают. Надо отметить, что у таких детей часто наблюдается особая привязанность к необычным предметам и дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов. Эту склонность довольно успешно используют различные педагоги, приучая детей к ритуалу приветствия и прощания и вовлекая в образовательную деятельность. Таким образом, следующий пункт, это:

-наличие твердого расписания занятий и четкой структуры занятия : ритуал приветствия, ритуал прощания, порядок освоения движений должен быть одним и тем же. Не рекомендуется, например, менять порядок бега и ходьбы, или метания мяча и лазания.

-желательно наличие в структуре занятия циклических движений: бег, велотренажер, лыжи, плавание.

-рекомендуется использовать музыкальное сопровождение. Такими детьми хорошо воспринимаются детские песни и песни Е. Железновой, благодаря своим несложным текстам, они довольно успешно воспринимаются детьми, дети их могут выучить и подпевать, что будет способствовать развитию речи. А выполнение движений согласно словам песни развивает координацию.

В заключение хотелось бы отметить, что признаки непатологических форм аутизма были установлены у некоторых известных людей и гениев науки, а также у спортсменов. Например, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс и 18-кратный олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс.

Публикации по теме:

Особенности кормления детей со сложной структурой дефекта Особенности кормления детей со сложной структурой дефекта Сложными структурами дефекта принято называть наличие двух и более выраженных.

Протокол заседания методического совета Хотелось бы увидеть подобные протоколы или советы по их написанию Протокол №2 18.09.2013 г. Присутствовало 10 человек. Повестка дня: I.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 23:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД