Надежда Федосеева
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием материала, и специфическими приемами проведения. Чтобы построить работу наилучшим образом надо очень хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста : особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи и мышления.
Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснениях, беседах и внушении.
Публикация «Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста» размещена в разделах
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать, что познание мира происходит с помощью взрослого человека, путем подражания. Они с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, трогают, бросают, нюхают, пробуют на вкус. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, слова, ребенок начинает усваивать новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, т. е. становится более самостоятельным.
Все элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Занятия должны проходить только в игровой форме. Малыши в силу своего возраста всегда очень подвижны, любознательны. Поэтому обучение малышей чему-либо возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. А это можно достичь только в игре.
Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Нельзя забывать - чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений может потребоваться. Много нового в игру включать не следует, т. к. ребенок чувствует себя более уверенно в знакомой ситуации и действует более уверенно в ходе знакомых ему любимых игр.
Занимаясь с ребенком раннего возраста обязательно надо контролировать уровень сложности материала и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Основными темами занятий являются быт человека, животные и птицы, растения, транспорт, сезонные изменения в природе. Одни и те же темы можно использовать в сюжетной игре, рисовании, лепке, конструировании. В работе с маленькими детьми это вполне оправданно и полезно.
Во время занятия необходимо уметь гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
Внимание детей непроизвольно и кратковременною Учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления. Каждый этап занятия длится 3-4 минут,достигая в общей сложности 10-15 минут, что соответствует нормам СанПина.
Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга.
Занятие должно состоять из нескольких разных игр. Это позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность занятия и его эффективность. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными и наоборот.
Необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения (что-то можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент). Педагог или родитель должен чутко реагировать на восприятие ребенком предложенного материала и улавливать его ответную реакцию.
Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. Необходимо специально позаботиться и о том, чтобы знания и умения и навыки, которые дети приобретают, активно использовались и в повседневной жизни. Для этого необходимо обращать внимание родителей на новые достижения ребенка и активно отрабатывать их дома. Только в этом случае мы получим нужный результат.
И последним условием в работе с малышами является:положительная поддержка ребенка взрослым на каждом этапе занятия. Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, нужно почаще их хвалить.
Попытаемся проследить все эти особенности на примере занятия.
Комплексное занятие с детьми раннего возраста "Поезд"
Демонстрационный материал:
- аудиозапись песни "Голубой вагон" Э. Успенского;
- предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т. д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул, и т. д.);
- туннель (дуги с натянутой на них тканью);
- длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес (каждый вагон определенного цвета).
Раздаточный материал:
- настольный деревянный конструктор;
- вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета (по 2 для каждого ребенка;
- кисточки для клея, салфетки.
Ход занятия.
Дыхательное упражнение "Теплое и холодное дыхание (формирует правильное речевое дыхание). Научить детей делать холодный и горячий воздух.
Воспитатель. Дети, надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы трубочкой и выдуть воздух на ладошку - пойдет холодный воздух. А если набрать еще раз воздух и выдохнуть его с полностью раскрытым ртом, то нашей ладошке станет тепло. (Повторить несколько раз это упражнение).
Сюрпризный момент.
Предложить детям сегодня отправиться в путешествие на поезде. Дети выстраиваются в колонну друг за другом, кладут руки на талию впереди стоящему ребенку. И таким образом под музыку двигаются по комнате. Каждый раз перед отправлением поезда зачитывается детям стих. Т. Волжаниной:
Загудел паровоз и вагончики повез:"Чах-чах, чу-чу-чу, далеко я укачу".
Первая остановка - физкультминутка "Мы играем на гармошке".
Музыка смолкает. Дети останавливаются и вместе с воспитателем выполняют движения по ходу стихотворения.
Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки к верху поднимаем.
Наши ручки хлоп-хлоп.
Наши ножки топ=топ.
Вниз ладошки опускаем.
Отдыхаем, отдыхаем. (Дети трясут кистями рук). Затем дети снова берут друг друга за пояс и вместе с музыкой едут дальше.
Вторая остановка - Дидактическая игра "Транспорт и мебель".
Игра учит объединять предметы по их назначении, закрепляет знания о предметах мебели и транспортных средствах, развивает связную речь.
Поезд подъезжает к столу. Перед детьми предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т. д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул и т. д.). детям нужно назвать изображенные предметы, рассказать зачем они нужны. В конце игры им предлагается распределить карточки в две группы. Дети снова выстраиваются друг за другом и движутся по комнате под музыку.
Третья остановка - дидактическая игра "Цветы".
Игра закрепляет умение соотносить название цвета с его изображением, развивает восприятие, внимание и быстроту реакции.
Поезд подъезжает к висящему на стене плакату. На нем разноцветные силуэты различных предметов: машинка, мячик,белка, кошка, цыпленок, цветок и т. д.
Воспитатель. Кто быстрее найдет красный предмет? (таких предметов несколько). Каждый ребенок находит какой-то свой предмет и показывает на него. Лиза,что ты нашла красного цвета? А ты,Максим, что увидел красного цвета? И т. д. Поезд движется дальше.
Четвертая остановка - конструирование "Поезд"
Знакомит с кубом и кирпичиками, учит сооружать из этих деталей длинный поезд.
Поезд останавливается возле строительной площадки. Детям надо из деревянного конструктора построить длинный поезд. Вагоны делаем, накладывая два кирпичика друг на друга и выстраиваем их в длинный поезд. Паровоз будет сделан из двух кирпичиков и кубика.
Дети встают друг за другом и поезд движется дальше.
Спортивная игра "Туннель для поезда"
Развивает основные движения и предупреждает переутомление.
детский поезд подъезжает к туннелю (дуги с натянутой на них тканью). Дети расцепляются и по очереди пролезают в туннель.
Физкультминутка "Колеса"
Предложить детям показать, как крутятся колеса у поезда (крутим перед грудью сжатыми в кулаки руками, как открываются и закрываются двери поезда (сгибаем руки в локтях и складываем их вместе, разводим руки и снова прижимаем друг к другу).
Выполнить вместе с детьми движения по ходу стихотворения.
Катились колеса, колеса, колеса. (Руки согнуты в локтях и делают вращательные движения перед грудью).
Катились колеса все влево, все косо. (Руки на поясе, вращательные движения туловищем в левую сторону).
Скатились колеса на луг под откос. (Руки на поясе, вращательные движения туловищем в другую сторону).
И вот что осталось от этих колес. (Дети разводят руки в стороны).
Аппликация.
Задание продолжает знакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры и прикладывания ее к листу в определенном месте.
Воспитатель. Наш поезд потерял все колеса и теперь не может сдвинуться с места.
Разложить перед детьми длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес. Каждому ребенку раздаются два вырезанных из цветной бумаги одного цвета круга (колеса). Ребенку надо найти вагон такого же цвета, что и имеющиеся у него колеса и наклеить под этим вагоном.
Во время работы включается запись песни "Голубой вагон".
По завершению подводим итог занятия.