МААМ-картинки

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста

Надежда Федосеева
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста

Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием материала, и специфическими приемами проведения. Чтобы построить работу наилучшим образом надо очень хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста : особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи и мышления.

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснениях, беседах и внушении.

Публикация «Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста» размещена в разделах

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать, что познание мира происходит с помощью взрослого человека, путем подражания. Они с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, трогают, бросают, нюхают, пробуют на вкус. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, слова, ребенок начинает усваивать новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, т. е. становится более самостоятельным.

Все элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Занятия должны проходить только в игровой форме. Малыши в силу своего возраста всегда очень подвижны, любознательны. Поэтому обучение малышей чему-либо возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. А это можно достичь только в игре.

Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Нельзя забывать - чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений может потребоваться. Много нового в игру включать не следует, т. к. ребенок чувствует себя более уверенно в знакомой ситуации и действует более уверенно в ходе знакомых ему любимых игр.

Занимаясь с ребенком раннего возраста обязательно надо контролировать уровень сложности материала и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Основными темами занятий являются быт человека, животные и птицы, растения, транспорт, сезонные изменения в природе. Одни и те же темы можно использовать в сюжетной игре, рисовании, лепке, конструировании. В работе с маленькими детьми это вполне оправданно и полезно.

Во время занятия необходимо уметь гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Внимание детей непроизвольно и кратковременною Учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления. Каждый этап занятия длится 3-4 минут,достигая в общей сложности 10-15 минут, что соответствует нормам СанПина.

Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга.

Занятие должно состоять из нескольких разных игр. Это позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность занятия и его эффективность. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными и наоборот.

Необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения (что-то можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент). Педагог или родитель должен чутко реагировать на восприятие ребенком предложенного материала и улавливать его ответную реакцию.

Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. Необходимо специально позаботиться и о том, чтобы знания и умения и навыки, которые дети приобретают, активно использовались и в повседневной жизни. Для этого необходимо обращать внимание родителей на новые достижения ребенка и активно отрабатывать их дома. Только в этом случае мы получим нужный результат.

И последним условием в работе с малышами является:положительная поддержка ребенка взрослым на каждом этапе занятия. Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, нужно почаще их хвалить.

Попытаемся проследить все эти особенности на примере занятия.

Комплексное занятие с детьми раннего возраста "Поезд"

Демонстрационный материал:

- аудиозапись песни "Голубой вагон" Э. Успенского;

- предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т. д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул, и т. д.);

- туннель (дуги с натянутой на них тканью);

- длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес (каждый вагон определенного цвета).

Раздаточный материал:

- настольный деревянный конструктор;

- вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета (по 2 для каждого ребенка;

- кисточки для клея, салфетки.

Ход занятия.

Дыхательное упражнение "Теплое и холодное дыхание (формирует правильное речевое дыхание). Научить детей делать холодный и горячий воздух.

Воспитатель. Дети, надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы трубочкой и выдуть воздух на ладошку - пойдет холодный воздух. А если набрать еще раз воздух и выдохнуть его с полностью раскрытым ртом, то нашей ладошке станет тепло. (Повторить несколько раз это упражнение).

Сюрпризный момент.

Предложить детям сегодня отправиться в путешествие на поезде. Дети выстраиваются в колонну друг за другом, кладут руки на талию впереди стоящему ребенку. И таким образом под музыку двигаются по комнате. Каждый раз перед отправлением поезда зачитывается детям стих. Т. Волжаниной:

Загудел паровоз и вагончики повез:"Чах-чах, чу-чу-чу, далеко я укачу".

Первая остановка - физкультминутка "Мы играем на гармошке".

Музыка смолкает. Дети останавливаются и вместе с воспитателем выполняют движения по ходу стихотворения.

Мы играем на гармошке.

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки к верху поднимаем.

Наши ручки хлоп-хлоп.

Наши ножки топ=топ.

Вниз ладошки опускаем.

Отдыхаем, отдыхаем. (Дети трясут кистями рук). Затем дети снова берут друг друга за пояс и вместе с музыкой едут дальше.

Вторая остановка - Дидактическая игра "Транспорт и мебель".

Игра учит объединять предметы по их назначении, закрепляет знания о предметах мебели и транспортных средствах, развивает связную речь.

Поезд подъезжает к столу. Перед детьми предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т. д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул и т. д.). детям нужно назвать изображенные предметы, рассказать зачем они нужны. В конце игры им предлагается распределить карточки в две группы. Дети снова выстраиваются друг за другом и движутся по комнате под музыку.

Третья остановка - дидактическая игра "Цветы".

Игра закрепляет умение соотносить название цвета с его изображением, развивает восприятие, внимание и быстроту реакции.

Поезд подъезжает к висящему на стене плакату. На нем разноцветные силуэты различных предметов: машинка, мячик,белка, кошка, цыпленок, цветок и т. д.

Воспитатель. Кто быстрее найдет красный предмет? (таких предметов несколько). Каждый ребенок находит какой-то свой предмет и показывает на него. Лиза,что ты нашла красного цвета? А ты,Максим, что увидел красного цвета? И т. д. Поезд движется дальше.

Четвертая остановка - конструирование "Поезд"

Знакомит с кубом и кирпичиками, учит сооружать из этих деталей длинный поезд.

Поезд останавливается возле строительной площадки. Детям надо из деревянного конструктора построить длинный поезд. Вагоны делаем, накладывая два кирпичика друг на друга и выстраиваем их в длинный поезд. Паровоз будет сделан из двух кирпичиков и кубика.

Дети встают друг за другом и поезд движется дальше.

Спортивная игра "Туннель для поезда"

Развивает основные движения и предупреждает переутомление.

детский поезд подъезжает к туннелю (дуги с натянутой на них тканью). Дети расцепляются и по очереди пролезают в туннель.

Физкультминутка "Колеса"

Предложить детям показать, как крутятся колеса у поезда (крутим перед грудью сжатыми в кулаки руками, как открываются и закрываются двери поезда (сгибаем руки в локтях и складываем их вместе, разводим руки и снова прижимаем друг к другу).

Выполнить вместе с детьми движения по ходу стихотворения.

Катились колеса, колеса, колеса. (Руки согнуты в локтях и делают вращательные движения перед грудью).

Катились колеса все влево, все косо. (Руки на поясе, вращательные движения туловищем в левую сторону).

Скатились колеса на луг под откос. (Руки на поясе, вращательные движения туловищем в другую сторону).

И вот что осталось от этих колес. (Дети разводят руки в стороны).

Аппликация.

Задание продолжает знакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры и прикладывания ее к листу в определенном месте.

Воспитатель. Наш поезд потерял все колеса и теперь не может сдвинуться с места.

Разложить перед детьми длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес. Каждому ребенку раздаются два вырезанных из цветной бумаги одного цвета круга (колеса). Ребенку надо найти вагон такого же цвета, что и имеющиеся у него колеса и наклеить под этим вагоном.

Во время работы включается запись песни "Голубой вагон".

По завершению подводим итог занятия.

Публикации по теме:

Годовой план работы в детском саду по охране окружающей среды Годовой план мероприятий по охране окружающей среды в детском саду. № п\п Название мероприятия Дата проведения Участники 1 «Природа и.

Неделя «Здоровые дети — в здоровой семье». План мероприятий в ДОУ План мероприятий недели «Здоровые дети - в здоровой семье» в ДОУ Дата проведения 26.08.2013г. Мероприятия: – Беседа с детьми «Витамины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста
Опубликовано: 6 марта 2015 в 15:41
+133Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 92.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД