МААМ-картинки

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта»

Валентина Конева
Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта»

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА»

Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

ПРОЕКТ - ЭТО РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ! Кроме того, это возможность совместной деятельности, учет разных мнений и позиций, включение различных специалистов, распределение ответственности, что позволяет работать эффективно…

Публикация «Мастер-класс для учителей начальных классов „Особенности работы с детьми в условиях проекта“» размещена в разделах

Часто вокруг проектной деятельности существуют следующие установки - это сложно, требует больших затрат времени и сил. Да и вообще нужно ли это обычным практикам? Проект – это дополнительное бумаготворчество, которого и так у педагога не хватает.

Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на проект другими глазами. Возможно, наши представления изменятся?

Готова поспорить, что сами того не подозревая, все мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, купить в квартиру и на дачу, что одеть и обуть, а потом воплощаете идеи в жизнь –это проект!

Вы решаете, какую программу провести на свою день рождения, а потом воплощаете задуманное –это тоже проект!

Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ –это тоже проект!

Ну что проектная деятельность вам уже хорошо знакома?

Слайд

История о старце и лодке или как научиться решать проблемы проектным методом

Н. Болсуновская

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».Слайд.

Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. А нам эта мудрость про старца, учеников и лодку пусть станет иллюстрацией того.

Рефлексия.

На этом притча обрывается на самом главном месте… А чем заканчивается предложение? Какие мысли возникли после прочтения притчи? Что она иллюстрирует? Почему эта притча рассматривается именно в теме «Проектная деятельность»? Какие характеристики проектной деятельности мы можем взять из притчи? Что символизирует лодка?

Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты. Сначала мудрец столкнулся с проблемой и для ее решения наметил цель, составил план, собрал команду и все вместе они успешно воплотили в жизнь этот проект, т. е. построили лодку, на которой перебрались на противоположный берег. И в жизни каждый из нас сталкивается с проблемами очень часто, которые пытается решить более или менее успешно.

Построить лодку нужно в строго определённые сроки - мы же хотим перебраться на другой берег вовремя.

Причём, для строительства нужно чётко рассчитать необходимые материалы (ресурсы, которые реально есть в нашем распоряжении. Иначе есть вероятность, что в лодку не поместится необходимое количество людей, или она останется с одним веслом. Слайд.

А теперь давайте подробно остановимся на этапах проекта. Для этого мы снова возвращаемся к нашей притче. Какие этапы в решении проблемы (этапы проекта) прошёл мудрец?

I этап – подготовительный. На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершении которого участники смогут оценить результаты своего труда, также распределяются роли.

II этап – практический. Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение операций, контроль и самооценка работ.

• III этап - реализация проекта на практике, и его презентация.

Рефлексивный : что удалось, а над чем ещё необходимо поработать.

Слайд

Общую схему проекта можно представить следующим образом:

Задумал – спроектировал – осуществил.

Кроме того, проект включает в себя пять П: Проблема, Проектирование (планирование, Поиск информации, Продукт, Презентация. Можно добавить ещё шестое П – Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта). Слайд.

Мной, вместе с детьми, в течении нескольких лет было реализованно несколько проектов. О некоторых из них я вам сегодня расскажу. Хочу обратить ваше внимание на формулировку Цели проектов;

1. Цель – указать конкретный измеримый результат, что вы хотите достичь: Создать условия для…

2. Задачи – что надо сделать:

Создать…

Обеспечить…

Привлечь…

Провести…

Подготовить…

Выполнить. Слайд.

Ведь если говорить в целом - проектная деятельность, это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта.

Все как в притче: есть проблема, и есть то, что хотим получить. И мы разворачиваем деятельность по ее решению - Мы Строим нашу лодку, т. е. создаем проект.

что может объединять эти рисунки? Определение образа проблемы позволяют фиксировать многогранность проблем Слайд.

Притча про слона

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвертый.

Название проблемы

Образ проблемы

Определение проблемы

Пример

Проблемы, похожие на мозаику

Проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть

Проблема: Новый год в джунглях!

Способы решения :

1. Нужно выбрать маршрут.

2. Нужно собраться в дорогу.

3. Нужно продумать программу праздника.

Проблемы, похожие на многослойное желе

Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке

Проблема:

Как вырастить цветок?

Способы решения :

1. Узнать особенности ухода за данным растением.

2. Купить (или подобрать из имеющихся) горшок для цветов.

3. Подготовить грунт для посадки растения.

4. Приготовить для посадки семена (рассаду, клубни и т. д.) растения.

5. Приготовить удобрения.

Проблемы, похожие на снежинку

Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший

Проблема: переоборудование Способы решения :

1. Распределиться на группы.

2. Каждая группа детей нарисовать на листе бумаги свой вариант оформления уголка, подготовить защиту своего проекта.

3. В ходе презентации проектов выбрать лучший вариант.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца

Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам

Проблема:

сбор металлолома

Способ решения : нужно совместить в одной ситуации два условия : личный успех и помощь другому.

Педагог предлагает примеры проблемных ситуаций. Участники мастер-класса определяют по описанию проблемной ситуации вид проблемы.

Блиц опрос для всех

1. Что такое педагогическое проектирование?

• дань моде;

• догма профессиональной деятельности;

• вид педагогической деятельности.

2. Кто является основоположником проектного метода?

• американский педагог демократ Джон Дьюи;

• великий русский педагог К. Д. Ушинский;

• Французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят : «Он был первым среди равных».

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?

• коллективный;

• исследовательский;

• долгосрочный.

4. Что такое гипотеза?

• короткая аннотация проекта;

• опасение педагога о неудачной реализации проекта;

• предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

• репродуктивный;

• поисковый;

• творческий.

6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?

• реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;

• выдвижение гипотезы;

• открытый показ деятельности по теме проекта.

7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного

(контрольно – регулировочного) этапа проекта?

• сопоставление цели и результата проекта;

• рефлексивная оценка проекта;

• выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

8. Презентуя проект, педагог должен:

• Показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;

• Проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам.

• Привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

Памятка для составления синквейна

Синквейн – (в переводе с франц. обозначает "пять") – это стихотворение из пяти строк, требующее синтеза информации в кратких выражениях.

Правила написания синквейнов:

Первая строка состоит из одного слова – существительного, идентифицирующего тему.

Вторая строка состоит из двух слов – прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.

Третья строка образована тремя словами – глаголами, причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы или качество действий.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора синквейна к теме.

Последняя строка – это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.

Слайд

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.

Я думаю, что мы с вами начали строительство, хотя пока только на бумаге, своего храма – это “Школа”

Удачи вам, уважаемые учителя!

Удачи! Особенно по утрам,

Когда вы входите в свои классы,

Одни – как в клетку, другие – как в храм.

Спасибо за внимание и за сотрудничество!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении недели начальных классов (1–4 класс)Фотоотчёт о проведении недели начальных классов (1–4 класс) С 20 по 24 ноября в школе проходила предметная неделя в начальных классах. Анализ плана проведения Недели показал,что педагогами были.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Презентация опыта работы учителя начальных классов Пояснительная записка к презентации по представлению опыта работы учителя начальных классов, классного руководителя 2 класса МБОУ «Красногорская.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Творческие работы из солёного теста учеников начальных классовТворческие работы из солёного теста учеников начальных классов Тестопластика – искусство создания объемных изделий из солёного теста. Изделия эти используются для оформления оригинального интерьера или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта»
Опубликовано: 12 октября 2020 в 20:49
+213Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД