Раиса Трушина
Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична.
Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые идеи приемлемы в работе со здоровыми детьми.
Равновесие, прежде всего, формируется и развивается в процессе упражнений на уменьшенной площади опоры.
Публикация «Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Со здоровыми детьми работа начинается с ходьбы по узким дорожкам ш. 25-20см. Мы начинаем работу с дорожек более широких, чем предусмотрено программой. Дорожки яркие, разных цветов, составлены из ковриков ш. 50см.
Рекомендуется использовать наборы цветных дорожек с постоянными метками на каждую разновидность ходьбы, но мы для таких заданий используем метки из дермантина на липучках, которые сделаны своими руками из цветного дермантина, цветного картона Трушиной Р. И., которые позволяют использовать стандартное оборудование более мобильно.
По мере усвоения ходьбы по таким дорожкам, вводим метки для обозначения середины, чтобы дети ходили не только по дорожке, а точно по середине.
Середину обозначаем и прямой контрастной длинной полоской, и прерывистыми полосками, и волнистой линией, и следами ног; что также формирует прослеживающие функции глаз, зрительно-двигательную координацию. Ведь детям необходимо не только увидеть полоску-середину, но и попасть, наступить и пройти по ней.
Хорошим упражнением в сохранении равновесия является перешагивание вначале через одно препятствие (мешочек, палку, шнур, ленту, косичку, букву, цифру, изображение и т. п., а затем уже через несколько предметов, положенных на расстоянии шага ребенка.
При перешагивании через кубики, чтобы дети не проносили ногу стороной, на середину кубика наносится полоса для зрительной подсказки в правильном выполнении движения. Постепенно круг предлагаемых заданий расширяется и усложняется. Препятствия увеличиваются по размерам, количеству и высоте, увеличивается и расстояние между препятствиями. Далее и сами коврики используются для перешагивания, как через короткую сторону, так и через длинную.
С начала ходьбы шаг детей более равномерный, чем на последующих отрезках, поэтому перешагивание через предметы и по предметам помогает развивать длину шага. При перешагивании из обруча в обруч, приучаем детей ставить ногу в середину обруча, середину обруча обозначаем любой меткой на липучке (чтобы не скользила).
Перешагивание через платочки. Перешагнуть нужно так, чтобы платочек не приклеился к носкам ног (на платочках липучки, которые сразу же приклеются к носкам ребенка).
Примерно через 2-3 месяца ограниченное пространство уменьшается до исходного ш. 25-20см, как у здоровых детей.
Для этого используются длинные шнуры разные по цвету. Все задания, которые выполнялись на дорожках, в той же последовательности и с теми же усложнениями используются и на узкой дорожке из шнуров.
Следующее усложнение – детям предлагается пройти по доске, положенной на пол, приподнятой на 15-20 см от пола, а затем и по скамейкам разной высоты. На всем этом оборудовании также имеются разметки, которые являются для детей с нарушением зрения зрительными ориентирами. На досках и на скамейках используем уже постоянные метки, которые нанесены краской.
На доске и на скамейках выделяются края, чтобы дети при ходьбе четко выделяли край скамейки и не оступались.
Дети с гиперметропией идут по доске с мелкими метками для усиления зрительной нагрузки, а при миопии по доске с четкой прерывистой полоской по краю.
В другом случае по середине проходит прерывистая контрастная полоса. Ориентировка на контрастную полосу также позволяет правильно выделять расстояние, плоскость скамейки, совершать движения безошибочно.
Разметки поперек скамейки выполняются по ширине шага, зрительное сосредоточение на них способствует равномерности шага, уверенности при движении.
При ходьбе по скамейке по следам дети выполняют правильную постановку ног (на малых скамейках, учатся ходить переменным шагом, так как дети младшего возраста передвигаются по скамейке в основном приставными шагами.
При ходьбе по дорожкам, по доске, по скамейке дети с расходящимся косоглазием смотрят вниз на метку, дети со сходящимся косоглазием, предварительно рассмотрев метку, смотрят на зрительный ориентир, расположенный впереди-вдали.
Следы поперек скамейки помогают детям в ходьбе приставными шагами боком, в подъеме и спуске со скамейки лицом вперед и спиной вперед.
Метки помогают выполнять различные задания четко и точно. За счет таких меток диапазон заданий заметно расширяется, это также позволяет расширить разнообразие движений и заданий, что повышает уверенность детей в своих возможностях, желание двигаться самостоятельно, повышает двигательную активность детей.