Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Надежда Николаевна Нехорошева
Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней.

Плодотворное изучение моторики возможно лишь при целостном понимании психической и двигательной деятельности, признание ее интегративного характера. Развитие можно рассматривать в рамках моторного, сенсорного и когнитивно-мыслительного компонента. Одним из условий и показателем хорошего моторного и психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развития его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы.

Нервные импульсы, возникающие при выполнении различных движений, стимулируют развитие мозга, в том числе и моторные зоны коры больших полушарий. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т. ч. и моторных, начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием.

На более поздних этапах онтогенеза формирование движений продолжается, но идет опосредованно, под влиянием второй сигнальной системы («высших центров»): в мозге развиваются и совершенствуются уровни управления произвольными движениями.

Двигательная функция - ведущая с рождения. Анатомически незрелые нервные волокна меняют свою структуру, развиваются и созревают благодаря нервным импульсам, которые проходят по ним во время движения. Следовательно, движения обеспечивают ребенку анатомическую зрелость нервной системы, что в свою очередь является необходимым условием полноценного развития.

Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, но и в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

Основные особенности и закономерности двигательного развития ребенка старшего дошкольного возраста позволяет понять теория отечественного физиолога Н. А. Бернштейна. Автор теории показывает, что в основе любого двигательного акта лежат сложные, иерархически организованные системы сенсорных коррекций, которые формируются у человека по мере овладения разнообразными двигательными действиями и обеспечивают фундамент для развития физических качеств человека.

Дети 3-7 лет отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в выразительной, изобразительной и обиходной моторике.

В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений. К 7 годам, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. В 3-4 года ребенок не только уже давно безукоризненно ходит, но и бегает, прыгает. Это значит, что механизмы координирования всевозможных видов локомоций и поддержания равновесия выработаны к этому времени давно и прочно.

Дети от 3 до 7 лет обычно поворотливы, подвижны, грациозны. Вся их двигательная деятельность свободна, непринужденна, начинается и оканчивается в меру их психофизиологических потребностей.

С другой стороны грациозность и локомоторная подвижность у детей соединяются в тоже время с очень низким уровнем общетелесной (не говоря уже о ручной) ловкости. Это «грациозная неуклюжесть» столь характерная для них, объясняется тем, что ловкость, представляющая собой своего рода двигательную маневренность, находчивость, способность к быстрому комбинированию адекватных двигательных формул, нуждается в высоком функциональном развитии кортикальных уровней, и насыщением их психомоторным опытом. Движения приобретают силу и точность.

В дошкольном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно - двигательной координации) отмечается именно в возрасте 6-7 лет.

В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного контроля.

Развитие движений ребенка дошкольного возраста протекает в тесном контакте с его психическим развитием. В этот период наблюдается психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности, оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка; если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным; при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие.

Развитие моторики играет важную роль в овладении письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» В последнее время современные родители часто слышат.

«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 города Ставрополя Консультация-презентация.

Игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Игра «Спрячь в ладошке» Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы: Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из.

Лэпбук для развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаЛэпбук для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Цель:Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью различных игровых упражнений используя настольный макет. Задачи:Формировать.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
Автор публикации:
Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 16:15
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Зимушка-зима»
Фото зарисовка «Зимушка-зима» Вот так уснешь не то осенью, не то ранней весной, а проснешься зимним утром. Выглянешь в окно – а там внезапно минус 8, на...
Фотозарисовка «Зимняя прогулка за город»
Последние несколько лет зима не балует нас не только снегом, но и холодом как таковым. Погода в январе похожа, скорее всего, на ноябрьскую. Почти все...
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом»
Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы....
Проект «Волшебный лучок для колобка»
Тема: Использование игровых технологий в проекте « Волшебный лучок для колобка». Добрый день уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию...
Конспект интегрированной НОД «Рукавичка» для детей второй младшей группы
В рукавичке зимой Жили звери семьей большой Дружно жили, не тужили, А, собачка пришла Всех друзей разогнала. интеграция образовательных областей :...