Лучший педагог года

Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Надежда Николаевна Нехорошева
Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней.

Публикация «Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Плодотворное изучение моторики возможно лишь при целостном понимании психической и двигательной деятельности, признание ее интегративного характера. Развитие можно рассматривать в рамках моторного, сенсорного и когнитивно-мыслительного компонента. Одним из условий и показателем хорошего моторного и психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развития его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы.

Нервные импульсы, возникающие при выполнении различных движений, стимулируют развитие мозга, в том числе и моторные зоны коры больших полушарий. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т. ч. и моторных, начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием.

На более поздних этапах онтогенеза формирование движений продолжается, но идет опосредованно, под влиянием второй сигнальной системы («высших центров») : в мозге развиваются и совершенствуются уровни управления произвольными движениями.

Двигательная функция - ведущая с рождения. Анатомически незрелые нервные волокна меняют свою структуру, развиваются и созревают благодаря нервным импульсам, которые проходят по ним во время движения. Следовательно, движения обеспечивают ребенку анатомическую зрелость нервной системы, что в свою очередь является необходимым условием полноценного развития.

Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, но и в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

Основные особенности и закономерности двигательного развития ребенка старшего дошкольного возраста позволяет понять теория отечественного физиолога Н. А. Бернштейна. Автор теории показывает, что в основе любого двигательного акта лежат сложные, иерархически организованные системы сенсорных коррекций, которые формируются у человека по мере овладения разнообразными двигательными действиями и обеспечивают фундамент для развития физических качеств человека.

Дети 3-7 лет отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в выразительной, изобразительной и обиходной моторике.

В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений. К 7 годам, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. В 3-4 года ребенок не только уже давно безукоризненно ходит, но и бегает, прыгает. Это значит, что механизмы координирования всевозможных видов локомоций и поддержания равновесия выработаны к этому времени давно и прочно.

Дети от 3 до 7 лет обычно поворотливы, подвижны, грациозны. Вся их двигательная деятельность свободна, непринужденна, начинается и оканчивается в меру их психофизиологических потребностей.

С другой стороны грациозность и локомоторная подвижность у детей соединяются в тоже время с очень низким уровнем общетелесной (не говоря уже о ручной) ловкости. Это «грациозная неуклюжесть» столь характерная для них, объясняется тем, что ловкость, представляющая собой своего рода двигательную маневренность, находчивость, способность к быстрому комбинированию адекватных двигательных формул, нуждается в высоком функциональном развитии кортикальных уровней, и насыщением их психомоторным опытом. Движения приобретают силу и точность.

В дошкольном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно - двигательной координации) отмечается именно в возрасте 6-7 лет.

В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного контроля.

Развитие движений ребенка дошкольного возраста протекает в тесном контакте с его психическим развитием. В этот период наблюдается психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности, оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка; если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным; при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие.

Развитие моторики играет важную роль в овладении письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» В последнее время современные родители часто слышат.

«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 города Ставрополя Консультация-презентация.

Игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Игра «Спрячь в ладошке» Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы: Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из.

Лэпбук для развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаЛэпбук для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Цель:Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью различных игровых упражнений используя настольный макет. Задачи:Формировать.

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста В ходе моей профессиональной деятельности была проведена научно - исследовательская работа на тему: «Нетрадиционные техники работы с бумагой.

Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Особенности развития мелкой моторики актуальная тема у детей младшего дошкольного возраста. Это подчеркивается не только педагогами, но.

Пособие для развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста «Полянка»Пособие для развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста «Полянка» Предложенное пособие способствует развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Но при творческом подходе, это пособие сможет стать.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители,.

Тактильный ковер для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаТактильный ковер для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Изготовлено воспитателем 1 младшей группы Пинигиной Ю. А Задачи: -Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений; -Развивать.

Важность развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 16:15
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД