Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Светлана Ефремова
Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего возраста; описывается экспериментальная методика изучения мелкой моторики.

Ключевые слова: методика, речь, мелкая моторика, дети, речевое развитие, возраст, ранний возраст, отклонение, движение.

Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность детского мозга, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Проблема заключается в том, что развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детейбыла выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие ребенка задерживается.

На проблему развития мелкой моторики рук обращали свое внимание многие отечественные ученые. М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.

По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [1, с. 183]. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции.

Таким образом, многочисленными исследованиями доказано значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребёнка. Однако проблема исследования не достаточно разработана на практическом уровне, еще не достаточно коррекционно развивающих программ, позволяющих эффективно решить ее.

Задержка речевого развития – это состояние ребенка, когда ребенок, имея достаточно развитое эмоциональное и психическое состояние, не использует речь.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.

В работе с такими детьми используют специальные методы разработки мелкой (тонкой) моторики, например, активно используются пальчиковые игры [2, с. 6].

Развитие тонкой моторики рук рассматривала и Е. М. Мастюкова. По ее мнению среди разнообразных двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи ребенка [3, с. 107].

Особое внимание развитию тонких движений пальцев рук необходимо уделять, если ребенок имеет нарушение моторики вследствие органического поражения центральной нервной системы. К этой категории детей относятся и дети, которые имеют тяжелые нарушения развития речи.

У ряда детей с речевой патологией наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в плохой координации сложных движений, их недостаточной слаженности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выражении упражнений по словесной инструкции [3, с. 108].

Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

Основная задача коррекционно–логопедического воздействия: корректировать речевой дефект параллельно с совершенствованием моторных функций.

С целью изучения особенностей развития мелкой моторики у детей раннего возраста нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей раннего возраста.

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Для экспериментального исследования были выбраны следующие методики «Перебор пальцев», «Узор из мозаики», «Самостоятельно застегнуть пуговицы», «Нанизывание бусинок на веревку», «Сложи в коробку», «Собери цветочек».

В ходе проведения вышеперечисленных методик,решались следующие задачи: определение качества и степени дифференцированности движений, динамическая координация движений, обследование возможности выполнять действия с предметами, статическая координация движения

Согласно проведенному нами экспериментальному исследованию было выявлено, что у детей с задержкой речевого развития, развитие мелкой моторики отстает от нормы.

Это отставание проявляется в отношении всех изученных функций: в качестве выполняемых движений, в возможности выполнять действия с предметами. При выполнении упражнения дети испытывали трудности в плавном переходе от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.

В ходе выполнения заданий выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение. Особую сложность вызвали такие задания, как «Перебор пальцев», «Самостоятельно застегни пуговицы», «Нанизывание бусинок на веревку». Собирание картинки прошло успешнее, но все же часть детей справилась с заданием только с помощью педагога.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи в группе детей раннего детского возраста развит недостаточно, поэтому необходимы условия для формирования моторики рук как средства развития речи.

Дети экспериментальной группы при обследовании моторики испытывали трудности. Движения были скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются, отмечалась напряженность пальцев, невозможность удерживать их согнутыми.

Возникла необходимость создания условий формирования развития речи и руки детей. Нами составлено тематическое планирование для занятий с детьми от года до двух лет. Используя программу М. А. Васильевой «От рождения до школы», были составлены и проведены занятия с детьми раннего возраста.

Используя данную программу мы развивали у детей художественно - графические умения и навыки; мышление воображение, пространственное восприятия и точные движения руки и мелкой моторики пальцев, точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Выполнение упражнений на занятиях способствовали развитию мускулатуры руки, координации движений и, в конечном итоге, речь.

На занятиях по развитию мелкой моторики нами были использованы такие задания как, лепка из пластилина, конструирование, рисование и т. д. Все выше перечисленные задания были направлены на повышение уровня развития мелкой моторики детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Действительно, уровень развития мелкой моторики рук будет повышаться, если будет осуществляться в ведущей деятельности детей раннего возраста, будет непосредственно связан с системой специально построенного общения ребенка со взрослым и сверстниками, а также при целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности; будет осуществлен подбор целесообразных методов, форм и средств по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста с ЗРР.

Литература

1. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать / С. Е.

Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова. –Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

2. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный.

СПб.: «Лань», 1998. - 16 с.

3. Мастюкова, Е. М.Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст / Е. М.

Мастюкова. М.: Прсвещение, 1997. – 208 с.

4. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип

В. С. Мухина. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина //Дошкольное воспитание. – 2005. - N 1. с. 60- 64.

Публикации по теме:

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста Автор: Панчак Елена Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад №61 Калининского района Санкт-Петербурга "Особенности речевого развития детей.

Дидактическая игрушка своими руками для развития мелкой моторики детей раннего возрастаДидактическая игрушка своими руками для развития мелкой моторики детей раннего возраста Дидактическая игрушка «Цветок». Цель: Способствовать закреплению умения различать большой – маленький, один - много, название деревьев.

Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возрастаДидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками.

Конспект НОД для детей раннего возраста с задержкой речевого развития по теме «Веселые кораблики» Конспект НОД для детей раннего возраста с задержкой речевого развития по теме «Веселые кораблики». Авторы: Галихина Татьяна Геннадьевна,.

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребёнка раннего возраста» Воспитатель МАДОУ ЦРР ДС№462: Баранова И. Н., первая квалификационная категория Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет или упражнения для.

Примерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышейПримерная серия игр для развития мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития малышей Примерная серия игр на развитие мелкой моторики как основы умственного, речевого и психического развития детей от 1.5 до 3 лет. «Ум ребенка.

Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. Психическое развитие ребенка раннего с задержкой речевого развития в целом, никогда не было предметом комплексного анализа. Очевидно, что.

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством техник рукоделия В работе с дошкольниками основным показателем работы считается успешное обучение детей в школе. Одним из показателей интеллектуальной готовности.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей» Семинар-практикум по теме «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей" План 1. Занятие №1 (теоретическое) «Роль.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 20:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...
Мастер-класс «Поделка из картона и цветной бумаги «Новогодний Дворик»
Новогодний Дворик Поделка из картона и цветной бумаги Работа проведена в рамках кружка "Самоделкин" в подготовительной группе Цель: продолжать...
Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу»...
Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Она...