Татьяна Попова
Особенности развития речи детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи детей четвёртого года жизни.
Ребёнок четвёртого года жизни начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Дети в этом возрасте обычно легко идут на контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша всё чаще обращаться ко взрослым с разнообразными вопросами: «Что это?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?» и т. д.
Публикация «Особенности развития речи детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Лексический строй речи.
-к концу четвёртого года жизни словарный запас достигает 1500-2000 слов;
-кроме существительных и глаголов дети начинают использовать другие части речи : прилагательные (холодный, горячий, плохой, хороший, местоимения (мой, твой, наречия (хорошо, плохо, числительные (один, два);
-испытывает трудности из-за неточности словаря при передаче чужой речи, пересказе сказок, рассказов, передаче событий.
Грамматический строй речи.
- отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, состоящими из четырёх и более слов;
- в предложениях использует однородные члены (Тут сидят Оля и Света);
- использует существительные и глаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе);
-допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, употребляют падежные окончания («Мама окны моет», «У меня на пальте пуговица оторвалась», допускают ошибки при употреблении существительных множественного числа Р. п. (много ручков, яблоков).
Связная речь.
Речь носит ситуативный характер: понять содержание рассказа ребёнка без дополнительных вопросов не всегда возможно.
- ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно самостоятельно рассказать о событиях, пересказать содержание сказки, рассказа;
-не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки: называет лишь предметы, действия;
-самостоятельно может рассказать небольшие по объёму стихотворения.
Произносительная сторона речи.
- в многосложных словах пропускают звуки и слоги, переставляют их (пожалуйста- «пожаста», температура- «тематура», бегемот- «гебемот»);
-дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых.
-характерным речевым недостатком для детей этого возраста является смягчение речи;
- многие дети не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими;
- часто не произносят звуки Р и Л, заменяя или пропуская их.
Особенности развития речи детей пятого года жизни.
На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушать ответы взрослых.
Лексический строй речи.
- словарный запас увеличивается от 2500 до 3000 слов;
- начинают использовать прилагательные для обозначения признаков и качества предметов (голубой, оранжевый, тёмный, твёрдый, гладкий);
- чаще используют притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка);
- используют сложные предлоги (из-под, из-за);
- в словаре появляются обобщающие понятия (посуда, обувь, овощи и т. д.).
Грамматический строй речи.
Допускают грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде, нарушают структуру предложения.
Связная речь.
Дети начинают овладевать монологической речью. Свои высказывания ребёнок строит из 2-3 и более простых распространённых предложений. Может самостоятельно пересказать знакомую ему сказку, небольшой прочитанный рассказ (из 4-5 предложений).
Произносительная сторона речи.
На пятом году жизни у детей значительно улучшается произношение. Ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук, подбирать слова на заданный звук (при условии, если ранее проводилась работа по развитию фонематического восприятия). Дети различают в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Подражая взрослым, могут воспроизводить различные интонации. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.
- в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих;
- появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения;
- дети данного возраста уже произносят звук Р, но он еще недостаточно автоматизирован в речи;
- у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к их правильному произношению. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями.
К концу пятого года жизни многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка. Детям, у которых в данном возрасте наблюдаются нарушения звукопроизношения, требуется помощь логопеда.
Особенности развития речи детей шестого года жизни.
Лексический строй речи.
- словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом);
-обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт слов, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названия отдельных частей, деталей предметов, а также – глаголов;
- всё чаще появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов;
Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать :
- противоположные по смыслу слова ( антонимы: хороший-плохой, жарко-холодно, положил-взял);
- близкие по смыслу слова ( синонимы: ходить- идти, шагать, вышагивать и т. д.);
- подбирать прилагательные к существительным (дождь-холодный, сильный, мелкий, грибной и т. д.);
- подбирать наречия к глаголам (как может говорить мальчик? – быстро, медленно, хорошо, чётко, тихо, громко и т. д.).
Грамматический строй речи.
На шестом году жизни ребёнок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.
- реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных;
- правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей);
- легко образуют существительные и другие части речи при помощи суффиксов (столик, стульчик; учит детей – учитель, строит дом-строитель);
- образует прилагательные из существительных (ключ из железа-железный, окно из стекла – стеклянное и т. д.)
Встречаются неточности в употреблении союзов, предлогов (между, из-за, из-под и др.)
Связная речь.
У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Речь перестаёт носить ситуативный характер.
- может без помощи взрослого передать содержание сказки, мультфильма, рассказа;
- описывает события, свидетелем которого он был, не только ближайших дней, но и давно прошедших;
- свободно раскрывает содержание картины (но при составлении рассказа концентрирует внимание на основных деталях, а второстепенные упускает).
Произносительная сторона речи.
- дети хорошо владеют интонационными средствами выразительности (выразительно рассказывают стихи; пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; передают свои чувства по отношению к различным явлениям: огорчение, негодование, радость и т. д.);
- дети имеют достаточно развитый фонематический слух : хорошо слышат звуки, способны выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком; подбирать слова на определённые звуки.
Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых. Ошибки отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребёнка новые слова, насыщенные сочетанием звуков, которые он ещё недостаточно чётко дифференцирует ( например с-ш: Шла Саша по шоссе; Саша любит сушки, а Соня ватрушки).
Особенности развития речи детей седьмого года жизни.
К моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звукопроизношением, имеет хороший словарный запас, грамматически правильную речь.
-в словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей
речи : в нем довольно много числительных, которыми дети пользу-
ются уже осмысленно, соотнося слово — название числа с количе-
ством предметов; пользуются дети и разными глагольными
формами, в частности, причастиями и деепричастиями; появляются
и сложные предлоги из-за, из-под и другие;
-к семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в ро-
довых и видовых отношениях предметов, правильно относить
единичные предметы к той или иной группе предметов, уметь давать определение предмета через родовое название и видовое
своеобразие (сахарница — это посуда, в которой находится сахар).
-дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные
пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия
(высокий — низкий, длинный — короткий, состояние предметов
(горячий — холодный, чувства человека (грустный — веселый,
свойства характера (добрый — злой). Им не составляет труда
подбирать слова с противоположным значением и к наречиям,
выражающим пространственные и временные понятия (рано —
поздно, здесь — там, раньше — позже, слева — справа и другие).
- дети начинают осмысливать и понимать слова с
переносным значением (время ползет, потерять голову, не воспри-
нимать их буквально, как было на ранних этапах развития речи;
-если с детьми начали целенаправленную подготовку к школе, в
их активном словаре появляются первые научные термины: звук,
буква, предложение, цифра. Взрослым надо учить детей точно
употреблять данные термины, чтобы в школе ребенку было легче
ими оперировать.