Марина Владимировна Ющеня
Особенности развития сенсомоторных навыков в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период - это один из важных периодов развития. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное и моторное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Публикация «Особенности развития сенсомоторных навыков в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Рассмотрим развитие сенсомоторных навыков на пятом году жизни. Сейчас ребенок уже прыгает на одной ноге и переменно, ходит по бревну, может уже подниматься вверх по лестнице и скользить на двух ногах. На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы. «Выставки творчества» в детском саду, вызывают большой интерес и обязательно идёт рассказ, как ребёнок это выполнил. Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и познавательные интересы. Чем больше он задаёт вопросов, тем больше «получает» руками ответов. Даже такие занятия как математика и письмо становиться привлекательным занятием, например, писание по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к письму; игры с завязанными глазами, где угадывают цифры, буквы из разного материала. В этом возрасте уже многие дошкольники готовы к более длительным наблюдениям, к экспериментам и опытам с магнитом, воздухом, водой, бумагой и т. д. Любит рисовать карандашами или цветными мелками, лепить из пластилина (от 2 до 3 частей). В рисование тоже есть уже развитие : при рисовании человека изображает более мелкие элементы одежды. В конструировании постройки уже более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более одного раза, может определить предметы в мешке на ощупь, шнурует ботинки, застегивает пуговицы. В развитие речи тоже большие подвижки: словарный запас ребёнка достигает уже двух тысяч, может пересказать знакомую сказку, вспомнить и связно передать то, что произвело на него сильное впечатление, рассказать про экскурсию, поездку в гости, поход в театр. При этом руки будут приходить на помощь: заменять слова, показывая расстояние, направление размеры. А у детей в этом возрасте наиболее значима сенсорная интеграция (координация, обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.
На шестом году жизни ребёнок совершенствуется в «ручной умелости» : осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, ножницы, молоток, грабли, щётки, лейки, лопаты и др. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Уже формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков. Он хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно; бегает на носках. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.