Хапаева Лариса Борисовна
Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей ребенку особенно полно раскрыть свой внутренний мир. При этом творчество рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят качественные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, активно развиваются личностные качества ребенка, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.
Публикация «Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.
Н. А. Ветлугина выделяет такие показатели, характеризующие отношение детей к творчеству : искренность, непосредственность переживаний; увлеченность деятельностью; активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства; специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задачи.
Если сформировать у дошкольника эти качества, то можно говорить о ребенке, как о творчески мыслящей личности : любознательность; изобретательность; самостоятельность выбора принятия решений; заинтересованность, увлеченность; развитые эмоции и речь; нестандартное мышление и восприятие; вооружить ребенка достаточными знаниями и практическими навыками.
Творчество – это способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Отличительной особенностью воображения является, по выражению С. Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а непросто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.
Начало развития детского воображения связывается с периодом, когда дошкольник впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто с помощью разнообразных средств и приемов.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс воображение, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента, и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях :
1) детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
2) юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
3) зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Выделяют следующие этапы развития воображения у детей дошкольного возраста :
1) До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
2) В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
3) В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
В психолого-педагогической литературе отмечают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий:
1) эмоциональное общение с взрослыми;
2) предметно - манипулятивная деятельность;
3) необходимость разных видов деятельности.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей - дошкольников является еще довольно слабым. Дошкольник трехлетнего возраста не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить, использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что - либо новое. Для младших дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно - ролевые игры.
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным, постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста, воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения (познавательно-интеллектуальная и аффективно-защитная) развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 - 3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательную и аффективную. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
На первом этапе развитие воображения связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а, следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его, заранее составлять в уме программу предстоящих действий он еще не умеет. Данная способность у детей появляется лишь к 4 - 5 годам.
Детское аффективное воображение с возраста 2,5 - 3 года - 4 - 5 лет развивается по несколько иной схеме. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его «Я» (рассказы - фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами).
На третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение. На этом этапе формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
Одну из глав своей книги «Психология раннего детства» известный немецкий психолог В. Штерн назвал «Беззаботность детской фантазии». В этой беззаботности он рассматривает преимущество детской фантазии. Своеобразный реализм, стремление следовать правде поведения в жизни проявляются и в рассказах, сказках, сочиненных самими детьми шестилетнего возраста. «Отлет» же детского фантазирования от действительности заключается главным образом в том, что ребенок, как справедливо отмечал Л. С. Выготский, не знает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности проявлением скорее слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения. Воображение ребенка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьезные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения - произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь с взрослыми.
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд, учение и др.). К шестилетнему возрасту возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов. Это, в частности, находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном предварительном планировании ее хода.
Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. Если на первых этапах, в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, атрибутами роли, сходством предметов - заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала и воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко развертывается игра у детей 6-7 лет, когда в качестве игрового материала они используют природный материал (шишки, камешки, листья, палки).
Образам воображения в этом возрасте присущи особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость.
Нельзя не обратить внимания на большую эмоциональную окрашенность образов детского воображения. Она особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком - настоящие. Немало искренности вкладывает ребенок в созданные им образы. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей шестилетнего возраста. Воображение шестилетнего ученика часто носит всесоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чем говорит учитель, что написано в книге, чего еще не было в непосредственном опыте, памяти ребенка (события истории и будущее, дальние страны, удивительные, редкие животные, растения и т. п.). Но воображение ребенка этим не ограничивается. В процессе создания образов, шестилетний ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся представлений.
Таким образом, изучением особенностей развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте занимались такие ученые: Ветлугиной Н. А., Выготского Л. С., Дьяченко О. М., Жукова Р. А., Запорожца А. В., Карманова А. В., Кириллова А. И., Леонтьева А. Н., С. Л. Рубинштейна, Субботина Л. Ю., Шинкарева Н. А. Исследования показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. В норме к старшему дошкольному возрасту у ребенка воображение представлено в двух основных формах:
- произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи;
- возникновение воображаемого плана ее реализации.
Воображение у детей выполняет две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную роль.
Список литературы:
1. Богословский В. В. Воображение и творчество Общая психология. Под ред. В. В. Богословского и др. М., 1981.
2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М. : ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
3. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 12. – С. 24–30.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. :Просвещение,1981.-240 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. — 3-е изд. [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : «Просвещение», 2011. — 124 с.
6. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
8. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. – М., 1914.
9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения : 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М. : «Педагогика», 2009. — 486 с.
11. Шебалин Н. С. Воображение и творчество. Психология. Под ред. А. Г. Ковалева и др. М., 1966.