МААМ-картинки

Особенности ручной моторики у детей с речевой патологией

Резида Ахмерова
Особенности ручной моторики у детей с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает - задерживается и развитие речи.

Уже с первых месяцев жизни движения выпрямленных рук ребенка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально положительного комплекса оживления.

Публикация «Особенности ручной моторики у детей с речевой патологией» размещена в разделах

Таким образом, с самого первого дня начинается формирование движения рук и только к трем годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Это утверждение определяет предмет и направление исследования, а также цель и задачу работы.

Объектом исследования являются дети в возрасте от 5 - 7лет.

Целью данной работы являлось исследование тонкой моторики кистей и пальцев рук у детей с речевой патологией и определение ее значения на формирование речи.

Данная цель требовала решения следующих задач:

1) определение этапов развития тонких движений рук в возрасте от 0-1 года;

1) выявление влияния степени развития тонких движений пальцев

рук на ход развития речи.

Анализ специальной литературы позволил сделать вывод о том, что формирование движений рук начинается постепенно: с возникновения ощупывающих движений, когда происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий - до интенсивного развития относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Исследование И. М. Кольцовой показало, большое стимулирующее значение функций руки на развитие речи ребенка. На основе проведенных исследований можно считать: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Таким образом получила подтверждение наша гипотеза о том, что работа по тренировке тонких движений пальцев рук приводит к более раннему развитию речи, а также повышает коммуникативные характеристики

ребенка.

Приложение

В качестве упражнений дети изображают с помощью пальцев различных животных (зайца, козу, собаку, волка и др.) и выполняемые ими движения (зайцы машут ушами, коза бодает, собака бежит и т. д., различные предметы и объекты (стол, крышу, лодку, деревья, солнце и др.). Такая необычная игровая деятельность вызывает у дошкольников интерес и положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию их произвольного внимания, двигательной памяти, воображения и других психических процессов. Разученные пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры и занятия с пальчиками, закрепляя и совершенствуя приобретенные навыки и умения.

Упражнения направленные на удержание кисти руки в определенной позе (статическая координация).

1. «Заяц». И. п. - сидя на стуле, локоть руки опирается на крышку стола. Указа тельный и средний пальцы ведущей руки выпрямлены и разведены в стороны, остальные пальцы сжаты в кулак.

2. «Коза». И. п. - то же. Пальцы тренируемой руки сжаты в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены.

3. «Собака». И. п. - то же. Большой, средний и безымянный пальцы руки соединены между собой подушечками, указательный палец и мизинец слегка согнуты и подняты вверх.

Следующие упражнения развивают переключение с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную, одинаковую и противоположную) кистей обеих рук (динамическая координация).

1. Ладонь - кулак». И. п. - сидя, рука на столе ладонью вниз. 1 - кисть руки приподнять, сжать в кулак; 2 - опустить кулак на стол; 3 - приподнять кисть, сжатую в кулак, распрямить пальцы; 4 — опустить кисть на стол ладонью вниз (двумя руками упражнение может выполняться одновременно и последовательно, с одинаковыми или противоположными движениями).

2. «Пальчики здороваются». И. п. - сидя, рука опирается на локоть. Кончик большого пальца поочередно (1-4) соприкасается с кончиками других пальцев.

3. «Птичка льет водичку». И. п. - левая рука в кулаке, сверху оставлено отверстие («бочонок с водой»); большой и указательный пальцы правой руки распрямлены и соединены в виде клюва, остальные сжаты в кулак («птичка», 1 - соединенные вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой руки; 2 - и. п. ; 3 - 4 - то же.

На расслабление мышц пальцев и кистей РУК направлены следующие примерные упражнения.

1. «Кулачки». И. п. - сидя, руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулаки. 1 - пальцы разжать, кисти расслабить; 2 - и. п. ; 3 - 4 - то же (может выполняться одновременно двумя руками и последовательно).

2. Маляры». И. п. - руки перед собой ладонями вниз, кисти расслаблены.

1 - взмах кистями вверх; 2 - кисти вниз, расслабить; 3 - 4 - то же.

3. «Веселый оркестр». Имитация игры на различных музыкальных инструментах (пианино, баяне, дудочке и др.).

Вначале каждое упражнение разучивается одной рукой (ведущей). После выработки достаточного автоматизма в придании одной руке определенной позы, в выполнении ею того или иного движения можно приступить к

тренировке другой руки. Только потом движение отрабатывается

одновременно двумя руками.

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе, под счет по 3 - 5 раз каждое. Необходимо следить за правильностью положения кисти руки, точностью переключения с одной позиции на другую, дифференцированностью движений пальцев, рук, их синхронностью или последовательностью и т. д. При затруднениях можно помогать детям принимать необходимую позу, позволить поддерживать и направлять свободной рукой положение другой руки. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и подбадривать их. По мере усвоения ребенком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над четкостью, легкостью, плавностью, ритмичностью выполняемых движений.

Подобным образом можно включать пальцевые упражнения в любой вид работы, в различные занятия с детьми в течение всего учебного года. Такой подход позволяет стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей-логопатов, на профилактике речевых расстройств у нормально развивающихся дошкольников. В результате этой работы у детей лучше развиваются внимание, память, другие психические процессы, тесно связанные с речью. Специальная работа по формированию мелкой моторики рук способствует также усвоению навыков письма будущими школьниками.

1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - руки в стороны - вдох; 3 - 4 - руки вниз перед собой (или за спину, мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.

2. Стойка ноги на ширине плеч, мешочек в правой руке. На счет 1 - руки в стороны; 2 - наклон к правой ноге, не сгибая коленей; переложить мешочек в левую руку за правой пяткой; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (и. п.). То же, но наклон к левой ноге.

3. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1 - руки в стороны; 2

- правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - и. п. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

4. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счет 1 — руки в стороны - вдох; 2 — 3 - наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 - и. п. То же, наклон к правой ноге.

5. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - колени приблизить к подбородку, голени сомкнуть, переложить через них мешочек в левую руку; 3 - 4 - и. п. То же, но мешочек в левой руке.

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле (жонглирование одним предметом")

1. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3 - 4 - то же. То же, мешочек в левой руке.

2. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузу. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке.

3. Стойка ноги врозь левой, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой, переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же без паузы, в виде серии бросков.

4. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбрасывать мешок и ловить правой рукой; то же левой рукой. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек правой рукой, поймать левой; 3-4 - наоборот.

Групповые упражнения в передаче, подбрасывании- перебрасывании и ловле предмета.

1. Дети стоят по кругу, у каждого в руках по мешочку. Передача мешочков по кругу вправо (влево) по сигналу. То же с различными заданиями на слуховое внимание.

2. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается, с возобновлением музыкального сопровождения игра продолжается.

3. Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Обучая манипулированию предметами, необходимо обращать внимание детей на особенности выполнения движений. Так, подбрасывание предмета вверх нужно выполнять согнутой в локте на уровне пояса рукой, повернутой ладонью вверх. Перед движением руки вверх для броска необходимо сделать бросающей рукой небольшой замах снизу. При ловле надо быстро подвести ладонь под падающий предмет и, мягко опуская руку (уходя рукой от предмета, а не идя ему навстречу, охватить его пальцами в момент соприкосновения с ладонью. Подбрасывать предмет нужно немного выше головы. Взгляд ребенка во время манипуляций должен фиксироваться в верхней точке, достигаемой подбрасываемым предметом, не надо следить за траекторией его полета, тем более не надо переводить взгляд на ладонь ловящей руки. К этому надо приучать детей с первых же занятий.

Библиография.

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать. -Ярославль, 1998.

2. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. Дефектология, -1999. -№3.

3. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушением речи. Дефектология, -1999. -№4.

4. Дудьев В. П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Дефектология, -1995. -№4.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. -Екатеринбург,

6. | 1998.

7. Кольцова ММ Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. -М., 1973.

8. Кольцова М. М. Ребенок учиться говорить. 2-е изд., перераб. и дополн. - М., 1979.

9. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. -М. ,1998.

10. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. —СПб., 1997.

11. Ю. Рудина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. —СПб. ,1997.

Публикации по теме:

Игра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонницаИгра на развитие мелкой моторики рук. Гусеница-лимонница Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного.

Презентация Актуальность Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности ручной моторики у детей с речевой патологией
Опубликовано: 13 октября 2013 в 16:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности ручной моторики у детей с речевой патологией» (включая файлы) размещена пользователем Резида Ахмерова (УИ 142208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД