МААМ-картинки

Особенности восприятия детьми образа человека в жизни и в искусстве

ЮЛИЯ КАГИРОВА
Особенности восприятия детьми образа человека в жизни и в искусстве

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение в объединении отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Задачи восприятия решаются при помощи специальных средств. Это, как и в других случаях знания, но знания особого рода – наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов – сенсорные эталоны цвета, формы, величины, свойств звуков и т. д.

Публикация «Особенности восприятия детьми образа человека в жизни и в искусстве» размещена в разделах

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Как утверждает Э. Иванова, путь формирования эстетического отношения, эстетического сознания начинается для ребёнка, прежде всего с накопления разнообразных впечатлений, особенно зрительных, осязательных и слуховых. Зрительное восприятие у детей 3 – 7 лет становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Поскольку восприятие – ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, он выполняет объединяющую функцию:

1. восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета;

2. восприятие объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработки и получению информации;

3. восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребёнка.

Правильное представление обеспечивает успешное накопление новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребёнка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью, посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого, в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившиеся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.

Восприятие человека человеком развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребностей в общении, познании и в труде.

В конце первого – начале второго месяца жизни у ребёнка появляются специфические формы реагирования на ухаживающих за ним взрослых, что свидетельствует о выделении им взрослого из окружающей обстановки. Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова описали эту форму реагирования на взрослого человека, назвав её комплексом оживления. Благодаря значению, которое имеет взрослый в жизни ребёнка, в процессе взаимодействия с ним, ребёнок всё тоньше дифференцирует особенности, составляющие внешний облик другого человека и осваивает значение изменений, которые в нём происходят.

Е. К. Каверина, исследовавшая реакции ребёнка на голос человека, отмечает, что в период появления ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители реакции ребёнка на человека и на предметы совершенно одинаковы.

Положительная эмоциональная реакция на лицо человека образуется постепенно.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, исследовавшие развитие ребёнка на первом году жизни, пишут, что до года улыбка появляется у ребёнка почти исключительно на человеческое лицо и голос.

В детском саду у ребенка резко увеличивается круг лиц с которыми он связан. Он сталкивается с необходимостью дифференцировать их, выделять в них сходные и различные качества. Благодаря увеличению видов деятельности, в которых ребёнок взаимодействует с людьми, у него расширяется возможность видеть последних в новых ролях и, таким образом, делает ещё один шаг в познании других людей.

Очень большое значение в познании ребёнком человека имеет овладение речью. Уже при наличии сенсорной речи ребёнок в ответ на вопросы может правильно показать на глаза, нос, уши, руки, ноги и т. п.

В процессе дальнейшего овладения речью дети способны не только показывать части тела человека, но и называть их, определяя функции. Зрительный образ другого человека обогащается за счёт содержания, закрепленного в обозначениях человека, черт его внешности и различных проявлениях. У ребёнка появляется способность обобщать ощущения, возникающие при взаимодействии с определенным человеком. Употребление имени и связывание с ним образа конкретного человека, являются ярким показателем развития отражения ребёнком других людей. Понимать значение выразительного поведения других людей дети учатся постепенно.

Большое значение имеет не только непосредственное общение с другими людьми, но и с искусство. Исследования по восприятию детьми произведений искусства таких жанров, как пейзаж и натюрморт (Н. М. Зубарева, Н. А. Курочкина, портрет (А. М. Чернышова, Р. М. Чумичева) книжная иллюстрация (В. А. Езикеева, В. Кионова, Т. А. Репина) показывают, что уже в дошкольном возрасте дети способны к эстетическому восприятию произведений изобразительного искусства.

Т. А. Репина, исследовав восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка, раскрыла ряд особенностей.

В качестве наглядного материала Т. А. Репина предъявила детям 3 – 7 лет репродукции картин эмоционального содержания и установила, что легче всего дошкольниками в картине воспринимается эмоциональное содержание, непосредственно переданное в мимике изображенных персонажей. Восприятие эмоционального переживания, выраженного в позе и жестах героя или через изображения взаимоотношений персонажей, представляет значительные трудности. Здесь выявились три уровня восприятия :

1. не понимается ни эмоция, выраженная в картине, ни её сюжет;

2. правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается;

3. дети осознают сюжет картины и правильно воспринимают её эмоциональное содержание.

Третья ступень восприятия ставится доминирующей только у детей старшего дошкольного возраста.

А. М. Чернышова в своём исследовании поставила задачу – определить место и роль произведений портретной живописи в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, что естественно, предполагает пояснение характера восприятия и оценки портрета детьми на разных возрастных этапах. Предлагая детям живописный портрет, А. М. Чернышова предполагала, что ребёнок через восприятие внешнего облика человека подойдет к пониманию его внутренней сущности. Результаты исследования позволили сделать выводы:

- дети с трёх лет с заданием не справляются. Они с интересом смотрят на портрет, улыбаются, водят по портрету пальцем, называя отдельные части человека, детали одежды, а от рассказа по портрету отказываются, говоря: «я не умею» или «я не знаю»;

- четырёхлетние дети все проявляют положительное, эмоциональное отношение к портрету. Показателями этого являются:

1. высказывания в процессе описания;

2. ассоциации из личного опыта;

3. положительное, эмоциональное состояние самих детей: улыбка, веселый тон, оживление.

Рассказ детей находится на уровне перечисления частей тела, одежды и её деталей, название цвета, наблюдается у них появление эстетической оценки, понимание некоторых средств выразительности, что говорит о возможности формирования понимания произведений портретной живописи уже на данном возрастном этапе.

- в описании портрета детьми пяти лет наблюдается перечисление, но замечается некая целостность, относительная последовательность: для некоторых из них характерно придумывание ситуации действия. Дети уже не просто называют цвет предмета, фона и т. п., а высказывают к нему определенное отношение. Оценка цвета начинает выступать как средство выразительности образа, но ещё очень элементарна. Дети начинают давать общую оценку изображенного человека, не аргументируя конкретно свой ответ, это происходит случайно и часто носит адекватный характер. Дети пяти лет часто называют весь портрет красивым, в качестве красивого чаще называя самого человека в целом, потом одежду, лицо и др. дети чаще отмечают эмоциональное состояние человека на портрете по мимике лица, выражению глаз, позы. Легче всего воспринимается дошкольниками мимика радости и гнева, грусти, печали и других эмоциональных состояний воспринимается детьми с трудом.

- эстетическая оценка произведения живописи детьми 6 – 7 лет имеет своеобразие. Дети, на основе существенных признаков, определяют социальное положение изображённого. Нравственную оценку дети дают на основе выделения некоторых средств выразительности, определяют черты характера человека. Опорой в понимании эмоционального состояния для детей служат выражения лица, глаз, элементы позы. Одежда уже не является для детей существенным признаком в оценке портрета и используется лишь как дополнение к общей характеристики.

Результаты исследования А. М. Чернышовой показали, что дети способны к эстетическому восприятию произведения, а также могут понимать некоторые средства художественной выразительности портрета.

Р. М. Чумичева исследовала возможности живописи в личностном развитии ребё нка: «Сегодня, как никогда, одно из основных задач народного образования является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств… Неисчерпаемым источником развития таких чувств являются произведения портретной живописи. Знакомство с этим видом искусства помогает показать детям лучшие черты человека, развивать у них чуткость, чувство сопереживания, эмоционально – эстетическую отзывчивость к духовному миру человека».

Р. М. Чумичева определила специфику восприятия жанра портрета. Главное в портрете лицо, в частности глаза и губы. Именно лицо раскрывает духовный мир человека, дополняют представления о нём руки, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье, изображённого человека. Существенное значение имеет поза и жест. Они всегда согласуются с лицом, помогают определить его внутреннее, эмоциональное состояние. Немаловажную роль в этом играют костюм и фон портрета.

Опыт работы Р. М. Чумичевой показал, что процесс ознакомления детей с портретной живописью на пятом году жизни происходит через их обучение понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия изображённых персонажей с реальными, замечать детали.

Понять замысел художника, идею произведения (о чём картина) им удается не сразу, они воспринимают сюжетную линию, но не могут ещё анализировать отношения, переданные художником (между образом, содержанием и средствами выразительности, между главным и деталями). В начале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом – нравиться. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение, отвечают на вопросы односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения, метафоры. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Дети на пятом году жизни начинают «всматриваться» в картину, т. е. видят детали, соотносят изображенные предметы с реальными, выделяют главное в содержании произведения, устанавливают связь между предметами и явлениями, изображенными на картине. Дети проявляют эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно – эстетических отношений изображенных на картине людей.

Об эстетической ценности содержания картины дети рассказывают с особой эмоциональной настроенностью, исходя из эмоциональной реакции на красивое сочетание красок.

Дети способны определить нравственную ценность содержания картины, но им это удается сложно. Это объясняется возрастными особенностями развития – не высокий уровень аналитика – синтетической деятельности. Понимание дошкольником характера изображенного человека, его психического состояния достигается лишь при активном целенаправленном, эмоциональном руководстве педагогом процессом воспитания.

«Учить дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью – значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей в начале в их эмоциональных и речевых реакциях, а затем, в собственной художественной деятельности».

На материале восприятия живописи (пейзаж, натюрморт) Н. М. Зубарева раскрыла уровни эстетического развития дошкольника. Ребенок пятого года жизни начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарные эстетические наслаждения, оценивая в картине красивое (цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже форму и композиционные приемы).

Таким образом, восприятие произведений изобразительного искусства – сложный, многогранный, творческий процесс. Развивая эстетические эмоции, нравственное сопереживания, нравственный отклик, оно требует от ребенка определенной затраты сил и способностей : восторга и удивления, любование и нравственно – эстетической оценки, соотнесения с собственными чувствами и опытом. Важно видение не только того, что изображено, но и того, как изображено; как с помощью рисунка, цвета, композиции художник передает в картине свое настроение, переживание и отношение к тому, кого изображает.

Понимание художественных образов в портрете вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.

Итак, проблема развития художественного восприятия детей дошкольного возраста, как показал анализ исследования, достаточно разработан (Г. М. Вишнева, В. Езикеева, Н. М. Зубарева, И. Котова, Н. А. Кионова, Ю. В. Максимов, Р. А. Мирошкина и др.).

Рано зарождающаяся у ребенка потребность в общении является основой его интереса к окружающим людям. Но для восприятия человека человеком большое значение имеет не только непосредственное общение с другими людьми, но и искусство.

Восприятие портретной живописи раскрывает перед ребенком красоту окружающей действительности и красоту человека, приобщает его к нравственно – эстетическим идеалам общества.

Эстетические чувства детей проявляются в их эмоциональных и речевых реакциях, а затем, в собственной художественной деятельности.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками» Доклад на тему «Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками» Воспитатель: Бобрыш О. А. В художественной литературе.

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.

Консультация для родителей «Особенности восприятия «легкой» и «серьезной» музыки детьми дошкольного возраста». В обиходе мы часто используем понятия «легкая» и «серьезная» музыка. Но если мы попробуем ответить на вопрос что это такое и чем «легкая».

Мяч в жизни ребёнка. Информация для родителей в рамках пропаганды здорового образа жизни и гармоничного развития ребёнка. Мяч в развитии ребёнка. Уважаемые родители! Откройте для себя важность и незаменимость мяча в развитии вашего ребёнка. Игра – неизменный.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Особенности развития математических способностей дошкольников посредством восприятия художественной литературы Восприятие художественного произведения - очень сложная внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание,.

Особенности восприятия поэзии детей 3–4 лет Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет.

Перспективный план работы с детьми второй младшей группы по формированию здорового образа жизни Месяц Тема Цель сентябрь Беседа с детьми «Овощи и фрукты – полезные продукты». Проведение дня здоровья «Здоровье в порядке, спасибо.

Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков По мнению зарубежных исследователей М. Купер и А. Мэтьюз, цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Все мы слышали.

Создание выразительного образа человека с дошкольниками в изобразительной деятельности Создание выразительного образа человека с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности Казакова Надежда Константиновна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности восприятия детьми образа человека в жизни и в искусстве
Опубликовано: 30 января 2017 в 11:08
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД