Особенности восприятия.

Татьяна .Адамовна Волкова
Особенности восприятия.

Определяя восприятие как одну из форм отношения сознания к предметной действительности, можно сказать, что «оно составляет с ощущением сенсорно-перцептивный уровень психического отражения, так называемые образы, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств». Процесс восприятия можно рассматривать как некую ситуацию, вызывающую определенные зрительные,слуховые или другие виды образов или их последовательность.

Л. М. Веккер отмечал, что «слуховые, зрительные или кинестетические образы слов – в прямом и точном смысле этого понятия - частный случай образов и, соответственно, частный случай психических процессов», но уже не предметного, а речевого восприятия. А речевое восприятие является неотъемлемой частью общей системы восприятия, обладая теми же основными свойствами: предметность, целостность, осмысленность, апперцепция, структурность, активность и константность.

Говоря о восприятия речи, необходимо отметить, что различаются психофизиологическая и психологическая трактовки. В психофизиологии этим термином обозначают «процессы обработки речевого сигнала, включающие первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию, сенсорный образ слова. В качестве результата фонетической интерпретации рассматривается создание моторного (артикуляционного) образа услышанного сигнала». В психологии речи данный термин обозначает «систему процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание». В. А. Артемова определил, что преобразование акустического звена речи совершается под понятийным или образным аспектом ее понимания, а весь процесс восприятия речи разворачивается сверху вниз, при первично доминирующей роли понимания.

Под смысловым содержанием речи в данном контексте понимается область представлений и понятий (В. А. Артемов, которые возникают при восприятии словесного ряда. Понимание речи заключается в адекватном раскрытии ее смыслового содержания. Б. В. Беляев отмечал, что «восприятие речи совместно с пониманием есть единый, весьма сложный психический процесс, в структуре которого следует различать интуитивно-непосредственное восприятие языкового оформления, основывающееся на чувстве языка и на имеющихся автоматизированных речевых навыках, и сознательно-дискурсивное понимание смыслового содержания, т. е того, что является предметом (объектом) мысли. Поэтому восприятие смыслового содержания речи никогда не может быть интуитивным».

При восприятии устной речи ведущую роль играет активность сознания, которое, используя воображение, преобразует словесный материал как в визуальные образы, так и полимодальные. Степень их устойчивости напрямую зависит от уровня осмысления речевого материала. Словесные образы характеризуются высокой степенью абстракции, поскольку характеризуются отвлечением от несущественных в данной ситуации деталей, выделением наиболее значимого; а также субъективности, индивидуальности, поскольку основаны на апперцепции определенного человека, являющегося их творцом. Слово выполняет главную функцию образования единиц содержания и одновременно побуждает к воссозданию образов. Устная речь несет два вида информации. Первая из них порождает образы различного вида; вторая несет понятийное содержание, абстрагирование от наглядности и прямой образности.

В реальности визуальный образ воспринимаются на основе его словесного значения, он складывается из отдельных элементов, которые каждый человек самостоятельно выделяет в определенном объекте в процессе осмотра. В результате человек может воссоздавать образ одного и того же объекта, выделяя в разных ситуациях те его свойства, который наиболее значимы в данном контексте.

Черчес Т. Е.

Публикации по теме:

Сенсорное воспитание детей раннего возраста В основе лежат цитаты из книг: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983 Л. А.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности восприятия.
Опубликовано: 22 сентября 2011 в 18:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчет тематического дня «Хлеб — наше богатство» (к всемирному Дню хлеба)
В нашей группе мы с ребятами провели тематический день «Хлеб – наше богатство». Одним из самых популярных продуктов питания является хлеб. Ежедневно ( на...
Эссе «Моя профессия — музыкальный руководитель»
В жизни каждого из нас наступает такой день, когда нужно выбирать свою дорогу. И от того каким будет этот выбор – зависит порой вся наша жизнь. Меня моя...
Игра КВН «Все обо всем». Открытое занятие в подготовительной группе
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Колосок» с. Майма» Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе Игра «КВН» «Все обо всем»....
Фотоотчет об экскурсии, ученики 1–4 класс «Экскурсия туда, где овчинка выделки стоит!»
Овчинно-меховая фабрика в следующем году отметит свое 120 -летие. Почтенный возраст. Одна из немногих по стране , переживших и лихие 90-е и голодные нулевые,...
Исследовательский проект «Космический огород»
Исследовательская проект на тему: «Космический огород». Секция: экспериментально - опытническая деятельность ( овощеводство. Руководители: Черникова...