МААМ-картинки

Особенности экспериментирования у детей с ЗПР в интегрированной группе

Вера Фролова
Особенности экспериментирования у детей с ЗПР в интегрированной группе

Познавательное развитие это: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Для детей с ЗПР характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности:

Публикация «Особенности экспериментирования у детей с ЗПР в интегрированной группе» размещена в разделах

наблюдается низкий уровень развития восприятия;

недостаточно сформированы пространственные представления;

нарушено конструктивное мышление;

наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;

наблюдаются отклонения в развитии памяти;

характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

наблюдается особенности и незрелость эмоционально-волевой сферы;

игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием;

выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;

нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Познавательно-речевое развитие детей с ЗПР имеет свои особенности. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходится на недостаточность познавательных процессов. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Одни из них практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.

Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи.

Таким образом, познавательно-речевое развитие является важнейшим направлением в детском саду для детей с ЗПР, так как эти дети в первую очередь характеризуются снижением познавательной активности.

Наблюдения за детьми с ЗПР и НПР позволило сделать вывод о том, что вовремя проектной деятельности, осуществляемой воспитателями, и совместной игре всех детей комбинированной группы дети с ЗПР испытывают трудности в понимании окружающей действительности, природы и природных явлений, свойств материалов и т. д. Дети с ЗПР сложнее адаптируются в коллективе сверстников с нормой психического развития.

А так же пролонгированное исследование качества усвоения программного материала детьми с ЗПР в рамках традиционной технологии побудило нас искать новые образовательные пути и выявило актуальность данной проблемы.

Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов, на наш взгляд, является сочетание специально организованных наблюдений и практических действий, позволяющие формировать у детей умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

В связи с этим можно говорить о специфики организации экспериментирования с детьми с ЗПР.

Часть занятий по ознакомлению с окружающим миром, а также в свободной деятельности, строится на основе опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности, в процессе которой дети знакомятся с предметами, явлениями и их свойствами.

Для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, используются: проведение экспериментов и практических действий с природными явлениями, с различными предметами, наглядные и аудиовизуальные средства (реальные предметы и их копии, картины, иллюстрации, мультимедийные презентации, звукозаписи).

Цель опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности: научить детей с ЗПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.

Задачи опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности обязательно должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов. Они ставятся в зависимости от определенной темы, но можно выделить основные положения:

формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

развитие навыков коммуникативного общения;

формирование способности к построению связных высказываний, развитие монологической речи;

обучение сознательному применению сенсорных ощущений в решении практических задач;

создание условий помогающих детям раскрыть свои исследовательские возможности.

Мы считаем, что целесообразно выстраивать коррекционную работу с детьми с ЗПР с опорой на более сформированные перцептивные действия, на ведущие сенсорные системы, на сформированные умения и навыки в определенных видах деятельности для осуществления их переноса в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного ребенка.

В процессе коррекционных занятий с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности происходит стимулирование речевой и познавательной активности детей, развитие фонетико-фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи, навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, расширение активного словаря прилагательных, глаголов, антонимов.

НОД с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности, проводимая в нашем детском саду с детьми с ЗПР, имеют свою специфику и направлена на преодоление речевого недоразвития, ее семантической стороны, а также на развитие сенсорных навыков ребенка.

Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с ЗПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов.

Дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы.

Также отрабатываются различные модели синтаксических конструкций, дети тренируются в словообразовании и словоизменении, целенаправленно формируется способность к построению связных высказываний, развивается монологическая речь. Дети с ЗПР учатся составлять предложения по демонстрирующим действиям, описывать предметы, составлять их сравнительные характеристики по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного.

В разделе «Ознакомление с окружающим миром», почти к каждой запланированной теме подобрана опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность. Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельностью, происходить в сюжетно - ролевой игре, а также в групповой проектной деятельности, организуемой в свободное время воспитателями, что помогает улучшить инклюзивные процессы в детском коллективе. После данной работы дети с ЗПР более активно включаются в экспериментирование, проводимое со всей комбинированной группой.

Таким образом, опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным, стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимулирует к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Благодаря, созданию в детском саду единого тематического планирования в разделе «Ознакомление с окружающим и развитие речи» с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей с ЗПР, стимулирующие их к активному познанию окружающего мира. Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитие, мотивацией к познавательной активности. Поэтому все, о чем мы рассказали, помогает детям с ЗПР достичь нормы в психологической подготовке к школе и лучше социализироваться в коллективе детей с НПР.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и познавательной деятельности, который реально запускает механизм саморазвития ребенка.

Публикации по теме:

Проект «Здравствуй, Пушкин!» Проект «Здравствуй, Пушкин!» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7) Цель проекта: расширять знания ребёнка о творчестве А. С. Пушкина,.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности экспериментирования у детей с ЗПР в интегрированной группе
Опубликовано: 10 октября 2014 в 20:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД