Особенности экспериментирования у детей с ЗПР в интегрированной группе

Вера Фролова
Особенности экспериментирования у детей с ЗПР в интегрированной группе

Познавательное развитие это: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Для детей с ЗПР характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности:

наблюдается низкий уровень развития восприятия;

недостаточно сформированы пространственные представления;

нарушено конструктивное мышление;

наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;

наблюдаются отклонения в развитии памяти;

характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;

наблюдается особенности и незрелость эмоционально-волевой сферы;

игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием;

выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;

нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Познавательно-речевое развитие детей с ЗПР имеет свои особенности. При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходится на недостаточность познавательных процессов. Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Одни из них практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности, другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.

Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи.

Таким образом, познавательно-речевое развитие является важнейшим направлением в детском саду для детей с ЗПР, так как эти дети в первую очередь характеризуются снижением познавательной активности.

Наблюдения за детьми с ЗПР и НПР позволило сделать вывод о том, что вовремя проектной деятельности, осуществляемой воспитателями, и совместной игре всех детей комбинированной группы дети с ЗПР испытывают трудности в понимании окружающей действительности, природы и природных явлений, свойств материалов и т. д. Дети с ЗПР сложнее адаптируются в коллективе сверстников с нормой психического развития.

А так же пролонгированное исследование качества усвоения программного материала детьми с ЗПР в рамках традиционной технологии побудило нас искать новые образовательные пути и выявило актуальность данной проблемы.

Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов, на наш взгляд, является сочетание специально организованных наблюдений и практических действий, позволяющие формировать у детей умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

В связи с этим можно говорить о специфики организации экспериментирования с детьми с ЗПР.

Часть занятий по ознакомлению с окружающим миром, а также в свободной деятельности, строится на основе опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности, в процессе которой дети знакомятся с предметами, явлениями и их свойствами.

Для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, используются: проведение экспериментов и практических действий с природными явлениями, с различными предметами, наглядные и аудиовизуальные средства (реальные предметы и их копии, картины, иллюстрации, мультимедийные презентации, звукозаписи).

Цель опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности: научить детей с ЗПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.

Задачи опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности обязательно должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов. Они ставятся в зависимости от определенной темы, но можно выделить основные положения:

формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

развитие навыков коммуникативного общения;

формирование способности к построению связных высказываний, развитие монологической речи;

обучение сознательному применению сенсорных ощущений в решении практических задач;

создание условий помогающих детям раскрыть свои исследовательские возможности.

Мы считаем, что целесообразно выстраивать коррекционную работу с детьми с ЗПР с опорой на более сформированные перцептивные действия, на ведущие сенсорные системы, на сформированные умения и навыки в определенных видах деятельности для осуществления их переноса в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного ребенка.

В процессе коррекционных занятий с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности происходит стимулирование речевой и познавательной активности детей, развитие фонетико-фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи, навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, расширение активного словаря прилагательных, глаголов, антонимов.

НОД с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности, проводимая в нашем детском саду с детьми с ЗПР, имеют свою специфику и направлена на преодоление речевого недоразвития, ее семантической стороны, а также на развитие сенсорных навыков ребенка.

Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с ЗПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов.

Дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы.

Также отрабатываются различные модели синтаксических конструкций, дети тренируются в словообразовании и словоизменении, целенаправленно формируется способность к построению связных высказываний, развивается монологическая речь. Дети с ЗПР учатся составлять предложения по демонстрирующим действиям, описывать предметы, составлять их сравнительные характеристики по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного.

В разделе «Ознакомление с окружающим миром», почти к каждой запланированной теме подобрана опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность. Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельностью, происходить в сюжетно - ролевой игре, а также в групповой проектной деятельности, организуемой в свободное время воспитателями, что помогает улучшить инклюзивные процессы в детском коллективе. После данной работы дети с ЗПР более активно включаются в экспериментирование, проводимое со всей комбинированной группой.

Таким образом, опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным, стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимулирует к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Благодаря, созданию в детском саду единого тематического планирования в разделе «Ознакомление с окружающим и развитие речи» с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей с ЗПР, стимулирующие их к активному познанию окружающего мира. Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитие, мотивацией к познавательной активности. Поэтому все, о чем мы рассказали, помогает детям с ЗПР достичь нормы в психологической подготовке к школе и лучше социализироваться в коллективе детей с НПР.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и познавательной деятельности, который реально запускает механизм саморазвития ребенка.

Публикации по теме:

Проект «Здравствуй, Пушкин!» Проект «Здравствуй, Пушкин!» Возраст: старший дошкольный возраст (5-7) Цель проекта: расширять знания ребёнка о творчестве А. С. Пушкина,.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Особенности экспериментирования у детей с ЗПР в интегрированной группе
Опубликовано: 10 октября 2014 в 20:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Мастер-класс по изготовлению поделки «Кит» из поролоновой губки
К Всемирному дню китов и дельфинов Кит – самая большая рыба и животное на планете Земля. Сделав такую поделку вместе с ребенком - вы проведете...
Фотозарисовка «День Огурца» в Суздале
Яркий и шутливый праздник «День Огурца» состоялся в городе Суздале. Проводится это огуречное событие каждый год в июле, когда огурец поспевает, и...
Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме «Насекомые»
Конспект занятия по формированию обобщающего понятия по теме "Насекомые". Возрастная группа: старшая. Тема: Формирование обобщающего понятия...