Светлана Колесникова
Отчёт о работе по программе «Это русская сторонка, это Родина моя…»
▼ Скачать + Заказать документы
На планете Земля, нет которой до
Средь таинственных вод океанских глубин
Есть загадочный остров, на рыбу похожи
Дали люди названье ему – Сахалин
Н. Баландина
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Публикация «Отчёт о работе по программе „Это русская сторонка, это Родина моя…“» размещена в разделах
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашей группе уже два года работаем по программе «Это русская сторонка, это Родина моя…
Цель данной программы.
• Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи.
• Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых; обычаями и традициями своей малой родины.
• Развивать экологическую культуру, гуманное отношение ко всему живому через творческую деятельность.
• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, родному краю, защитникам отечества.
Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств мы ведём в своей группе. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, почему ее называют Россией, что такое малая родина,что такое остров. Мы приобрели в группу глобус и ребята на глобусе показывают наш остров,столицу нашей Родины Москва, моря и реки.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной работы у ребенка формируются элементы гражданственности, ребенок знакомится со словами: Родина, страна, край, родной город, поселок, улица, дом и т. д.
В своей работе я считаю должным научить ребенка понимать, что такое обязанность (слово надо) и право (слово можно). Знакомлю детей с героями воины, объясняю почему они стали героями, почему их именами называют улицы и воздвигают памятники, с разными профессиям.
Формы воспитания у детей патриотических чувств разнообразны - это и беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, и природе, о
хороших людях, чтение рассказов и стихов на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, проведение целенаправленно выбранных игр. Ну и самое главное - личный пример воспитателя и родителей, работа с родителями в направлении патриотического воспитания (стенды, беседы). Полезными стали рассказы и беседы с детьми о российской армии, о защитниках отечества, любви к родному краю.
Перед тем как провести занятие или беседу по патриотическому воспитанию я сама долго и усердно готовлюсь к этому, выбираю конкретные темы и примеры, подбираю яркие слова и строю фразы. Темы такие:
«Почему наш город назвали Макаров?», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Мой родной город», «Домашние животные у нас дома», «Дикие животные сахалинских лесов», знакомство с бурым медведем, «Как стать сильным», «Я и моя мама», «Что мы делаем в детском саду», «Дом в котором мы живём», «Папы, дедушки – солдаты» и беседы о профессиях родителей и других профессиях.
Подбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться только этим. У детей может сложиться неправильное или неполное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитателя при формировании патриотических чувств будет невыполнима. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным не был край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны в целом:
- в каждом уголке страны живут и трудятся люди, любой их труд в
почете и необходим;
- есть памятные места, свои герои;
- взрослые проявляют заботу о детях, о благосостоянии людей;
- живут люди разных национальностей, всех их объединяет
одно: любовь к своей стране, готовность
встать на защиту своего Отечества;
- берегут и охраняют природу.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе ознакомления детей с материалом создаю благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития, детям предлагаю и побуждаю их анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей среде, повседневной жизни, то, что они слышат от воспитателя или родителей.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаю задачи и по эстетическому воспитанию. Эмоционально воспринимать окружающие детям помогают яркое, живое слово, музыкальные произведения, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о войнах, о труде, о природе родной страны, дети учатся печалиться радоваться, ощущать свою причастность к героическому подвигу русского народа. Целенаправленно учу детей видеть красоту природы - в прогулках по городу, по территории детского сада,в беседах с детьми после выходных дней и отпуска (ведь дети с родителями выезжают на природу, на дачу, ездят в отпуск в другие города).
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети моей группы с увлечением рисуют родную природу (многие увлеклись ри сованием берёзы, настолько она им понравилась, строительство, поэтому я стараюсь строить беседы и занятия интересные и целенаправленные, от этого содержательнее становится детское творчество.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Дети понимают, что будущие граждане России должны расти сильными, ловкими и здоровыми. Для достижения этих целей. были проведены развлечения и досуги: «В здоровом теле, здоровый дух», «Путешествие в страну чистоты и здоровья», «Быть здоровыми хотим». «Преодоление препятствий».
Из всего этого можно сделать вывод, что комплексный подход к воспитанию у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса. Комплексный подход - это также взаимосвязь различных средств и методов воспитания.
Но свою работу по патриотическому воспитан но мы связываем и с другими формами ознакомления детей: это и рассматривание картин, чтение книг, беседы, рассказы, музыка, сюжетно-ролевые игры, дидактические, загадки, пословицы и т. д.
Все это помогает детям расширять свои знания и развивать патриотические чувства. Для того, чтобы дети хорошо усвоили все, с чем их знакомят они должны знать историю своей страны, в этом им помогают родители, без их помощи нам - воспитателям сложно было бы работать, поэтому большую методическую работу я провожу с родителями : это консультации, беседы, наглядный демонстрационный материал, папки для родителей, выставки рисунков детей, оформление патриотических уголков в которых есть вся символика государства: герб, флаг, книги о войне.
И конечно, эффективность работы с родителями зависит от психологического микроклимата и настроя, который налаживается в повседневном общении между нами и родителями детей нашей группы.
Для реализации поставленных задач мы использовали в работе
• Беседы на темы: «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Мой родной город», «Домашние животные у нас дома», «Дикие животные сахалинских лесов», знакомство с бурым медведем, ««Как стать сильным», «Я и моя мама», «Что мы делаем в детском саду», «Дом в котором мы живём», «Папы, дедушки – солдаты» и беседы о профессиях родителей и других профессиях. ;
• Экскурсии: по детскому саду, «С чего начинается Родина?» (по улицам города, к памятнику адмирала С. О. Макарова,памятнику Славы, городской парк, памятнику погибшим школьникам;
• Целевые прогулки по территории детского сада, к стройке «В нашем городе строят новый дом», по улицам города;
• Рисовали и лепили, делали аппликацию на темы:
«Портрет семьи», «Угостим новых знакомых оладушками», «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей, «Построим большой дом» и «Строим. строим дом. Вырос дом огромный»;
• Изготовили фотоальбомы «Моя семья», «Достопримечательности города Макарова», «Мой родной город», «Природа Сахалина».
• Читали стихи о природе: «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В. Степанова «Наша природа», читали художественную литературу на семейную тему.
• Развлечения и досуги: «В здоровом теле, здоровый дух», «Путешествие в страну чистоты и здоровья», «Быть здоровыми хотим». «Преодоление препятствий»;
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Строители» и др.
В результате работы по программе дети нашей группы знают:
Имя, отчество своих родителей, где они работают, с удовольствием рассказывают о своей семье, семейном быте; активно участвуют в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ.
Умеют рассказывать о своём родном городе.
Рассказывают о желании приобрести в будущем профессию (стать военным, пожарным и т. д.);
Участвуют в наблюдениях за растениями, животными, птицами и в посильном труде ухаживать за ними; делятся своими познаниями о живом и не живом; стараются не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.