Приложение МААМ

Отчёт по работе над проектом «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»

Надежда Сергеева
Отчёт по работе над проектом «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям.

В. Н. Сорока - Россинский

Наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том: «Как и какими методами воспитывать нравственность?». А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. Кукла известна с глубокой древности. Она не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Поэтому для воспитания чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважения к родной культуре и своей земле я обратилась за помощью к традиционной народной игрушке.

Публикация «Отчёт по работе над проектом „Тряпичная кукла в развитии творчества детей“» размещена в разделах

Целью моей работы стало : познакомить детей с русской тряпичной куклой.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1. Изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

2. Способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

3. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.

4. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

5. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Работу по данной теме я решила начать с подробного изучения собранной мной информации о народной кукле и запустить анкету для родителей. Проведённый анализ анкетирования на тему «Игрушки в жизни ребёнка» показал, что дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле. (Приложение 1)

В основе сюжетно-ролевых игр у детей лежат боевики и конкурсы красоты. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. И еще один момент. Учеными уже доказано, что громадные куклы, которыми «кишат» наши магазины и которые стоят больших денег, вредны для психики детей. Да и согласитесь, что может быть ближе и дороже вещи, сделанной своими руками. Я решила помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях. Но как этот процесс ознакомления сделать понятным, увлекательным и творческим? Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, не дадут стать участником событий и проявить своё творчество. Именно поэтому у нас в группе появился театр скульптурно-текстильной куклы. (Приложение 2) Сделанные мной куклы привлекли внимание детей, и каждый ребёнок проявлял себя в умении разыгрывать сказки и сценки с использованием текстильных кукол. Более глубокое изучение истории куклы продолжилось в кружке «Тряпичная кукла». Мною был составлен перспективный план работы кружка.

Предварительная работа была посвящена освоению теоретической части - куклы из бабушкиного сундука, история тряпичной куклы и её назначение, когда появились куклы, кто и для чего создаёт их, и из чего делают традиционную народную куклу, стали осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.

В процессе работы с детьми мы совместными усилиями превращали исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые дети осмысливали. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Основным этапом стала непосредственная работа по изготовлению кукол трёх видов – обереговых, обрядовых и игровых. (Приложение 3) Обереговые куклы обязательно делались безликими, они защищали дом, семью, ребенка. Служили оберегам от зла. Обрядовых кукол почитали, их ставили в избе в красный угол, такие куклы делались обычно с белым лицом. Они имели ритуальное значение, их использовали во многих обрядах. Игровые куклы предназначены для игры, забавы ребенка. «Кувадка» - кукла оберег. Вывешивалась над колыбелью после крещения, оберегала ребёнка от злых духов. «Пеленашка» - оберегала от всего злого и была массажёром. «Отдарок-на подарок» - обрядовая кукла. Когда–то, ответ на подарок был одним из самых важных обычаев. Такая кукла могла пригодиться для благодарности маме за первую одежду.

Трудности изготовления кукол детьми заключались в скручивании ткани и её стягивании. Закрепить полученные знания и навыки по технике изготовления, мне помогали родители. Дети, которые не могли выполнить работу в кружке, уносили лоскутки домой и вместе с родителями преодолевали трудности.

При изготовлении кукол – «Закрутка», «Неразлучники», «Кубышка – травница», «Капустка» деятельность детей носила уже не репродуктивный характер, а творческий. Каждая семья хотела украсить куклу так, чтобы она стала самой красивой. Вот где проявилось творчество. Они подбирали цветовую гамму, использовали различную фурнитуру для украшения своей куклы. (Приложение 4)

Я предложила детям организовать в группе свой мини - музей народной куклы. (Приложение 5) Им эта идея понравилась. После каждого занятия по созданию кукол наш музей начал пополняться «экспонатами». Конечно, дети не сразу делились своими сделанными куклами. Сначала они их брали домой, играли, а позднее приносили. Так день за днём наш музей народной куклы увеличивался. Изготовление кукол приносило радость. Работа с мягким (теплым) материалом давала ощущение тепла, развивалась мелкая моторика пальцев у детей. С готовыми игрушками дети играли. Это ещё одна положительная сторона влияния народной куклы на ребёнка : девочки перестали носить в группу таких кукол как «Винкс», «Братс», «Барби» заменяя их сделанной своими руками, что очень радовало.

Чтобы процесс изготовления куклы проходил более наглядно, мною был подобран материал и оформлен в виде презентаций в PowerPoint. А в свободной деятельности для того, чтобы дети могли ещё раз сделать наиболее понравившуюся им куклу самостоятельно, была составлена картотека по этапам изготовления каждой куклы в отдельности. (Приложение 6)

Как приятно было видеть положительные результаты проделанной работы, когда дети с восторгом показывали и рассказывали своим родителям о той кукле, которую удалось им сделать. Они гордились тем, что могут рассказать мамам историю создания куклы. Катина мама, забирая дочь, спросила: «А почему у твоей куклы нет лица Девочка с гордостью ответила: «Мама ты, что куклам нельзя рисовать лицо. Раньше говорили если нарисовать лицо, то в куклу вселиться злой дух и сможет навредить семье». А Диана, у которой скоро родиться сестрёнка, сделав «Пеленашку» - куклу для младенца сказала: «Я положу её в кроватку, и она будет защищать мою сестрёнку». Лера же, придя раньше всех, подошла и спросила: «А как сделать куклу, которая поможет помирить маму и папу». Я поняла, что в семье произошел конфликт. Это послужило причиной для изготовления следующей куклы - это кукла «Веник». Говорилось, что если открыть окно и помести этой куклой, то ссоры прекратятся, а муж с женой помирятся. Мы её вместе сделали. На следующий день, она пришла радостная и сказала: «Маму с папой помирила кукла».

Работа с куклой носит не только воспитательный характер, но и образовательный. В совместной деятельности с детьми удалось интегрировать следующие образовательные области: - социализация: дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др., народные подвижные игры, хороводные игры, сюжетно-ролевая игра «Семья»; - познание: рассматривание иллюстраций с народными игрушками, «Путешествие в прошлое куклы», обследование игрушек, составление описательных рассказов; - коммуникация: заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке, составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка», беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком»; - чтение художественной литературы: чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле; - музыка: подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности; - художественное творчество : рисование «Нарисуй тряпичную куклу», изготовление кукол, создание детьми своих игрушек из разного материала; - безопасность: правила работы с ножницами и иголкой.

При работе с родителями были использованы такие формы и методы как:

- беседы о важности, данной проблемы; - оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла»; - изготовление альбома «Моя любимая игрушка»; - привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством; - участие в выставке музея «Старинная кукла».

Таким образом, я убедилась, что правильно организовала свою работу по самообразованию. Ведь она помогла повысить мой профессиональный уровень, а продуктивная деятельность, помогла у детей развивать интегративные качества (творческое воображение, коммуникативные навыки, любознательность, способность принимать позицию другого человека, сблизить родителей и детей и многие другие качества). Формула успеха заключается во взаимной привязанности детей, родителей и воспитателя – увлечённых любимым делом.

Результат моей работы :

- собран материал по изготовлению и применению тряпичной куклы в непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности детей;

- составлены конспекты НОД по изучению и созданию народной куклы;

- пополнена и обновлена предметно – развивающая среда группы;

- созданы презентации по истории куклы;

- составлена картотека этапов изготовления кукол;

- создан мини-музей кукол в группе;

- составлены альбомы «История куклы»;

- оформлен альбом рисунков «моя любимая тряпичная кукла»;

- записан музыкальный альбом (рисунки под музыку);

- оформлена выставка кукол сделанных руками детей и родителей;

- удалось заинтересовать и вовлечь семьи воспитанников в творческий процесс.

Этой проделанной работой я довольна. При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.

Весь материал был обобщен, систематизирован и представлен на педсовете, проведен мастер-класс по изготовлению куклы. Собранным материалом и литературой могут воспользоваться педагоги, заинтересовавшиеся данной темой.

Публикации по теме:

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Значение малых жанров произведений устного народного творчества Значение малых жанров произведений устного народного творчества Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по работе над проектом «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»
Опубликовано: 21 июля 2013 в 08:56
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по работе над проектом «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сергеева (УИ 116906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД