Наталья Морозова
Отчет о работе по экологическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о работе по экологическому воспитанию в средней группе Подготовила: Лыкова Наталья Александровна
В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Публикация «Отчет о работе по экологическому воспитанию в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы старались сочетать разные формы и методы экологического образования детей, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности нам помогли нетрадиционные формы и методы — мультимедийные презентации, слайды, видеоклипы, экологические сказки, познавательные занятия; экскурсия в природу; трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде; чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок. дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Проведение музыкальных и спортивных развлечений, оформление выставки детских работ; наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых, экспериментирование.
Вот немного о том, что делаем мы с детьми. (Слайд 2)
Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях. Занятия были построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на наш взгляд, является организация развивающей предметной среды.
(Слайд 3)
В нашей группе имеется как традиционный уголок природы, так и уголок экспериментирования. Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.
В нашем уголке природы, дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. В этом им помогают схемы. (Слайд 4)
Труд детей в природе имеет разнообразный и систематический характер. Они ежедневно работают в уголке живой природы: поливают растения, протирают листья, (слайд 5) сеют овес, ячмень в ящиках, сеют и сажают крупные семена огородных и цветочных культур;(слайд 6) поливают и собирают урожай; (слайд 7) помогают взрослым убирать участок от листьев; сгребают снег под деревья и кусты, и тому подобное. Работу свою дети выполняют не только индивидуально, но и подгруппами. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.
(Слайд 8)
Уголок экспериментирования - это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. Шкафчик трансформер, его можно подкатить в любое удобное место для детей.
(Слайд 9)
В уголке имеются различные колбы, пробирки, книги, энциклопедии. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования.
(Слайд 10)
В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеется лупа. Также есть микроскоп, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д.
(Слайд 11)
Мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы», Слайд 12)схемы. (Слайд 13)-
Опыты и эксперементы. ( Слайд 14,15,16
В нашей группе(Слайд 17) организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, 18 сюжетно-ролевые, 19дидактические и другие развивающие экологические игры.
(Слайд20)
Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, просмотр фильмов. После чтения с детьми обсуждаем прочитанное, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.
Любят дети играть в подвижные народные игры, которые пришли к нам из глубокой древности. Это «Мак», «А мы просо сеяли», «Огурчики» и др. Каждая игра имеет большой познавательный и поучительный смысл. Она является доступной формой в усвоении детьми знаний о природе, бережного отношения к ней.
(Слайд 21)
На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).22 Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . (Слайд 23)Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Слайд 24 В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, оформляли соответствующие стенды,консультации, беседы,экскурсии так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы.
Слайд 25
Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. Дети и родители узнали, что кормушки можно изготавливать из самых различных материалов: из пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны содержаться в чистоте, чтобы не стать источником болезни.
Были проведены беседы с детьми на тему: «Помоги птицам зимой», целевые прогулки, наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам, чтение художественной литературы по теме, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков.
(Слайд 26)А мамы активно участвуют в выставках «осенняя, зимняя фантазия»,фотовыставках,выставках рисунков совместно с детьми.
27 [/b]В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. 28 Они изготовили книги загадок: фрукты, овощи, животные домашние и дикие. Книжки - малышки о птицах.
Мы поддерживаем тесный контакт с родителями. Предлагаем устроить дома уголок природы не из искусственных цветов, а с живых, зеленых; если есть возможность - приобрести рыбку или птичку, кота или собаку.
Мы разработали проект «Наши любимцы».29 Создали фото альбом. Дети обменивались знаниями, как заботиться о своих любимцах, помогать им.
Слайд 30
Нами был организован экологический проекты.
31 Один из них «Огород на подоконнике», в котором приняли участие дети нашей группы, а так же родители. Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
Мы приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. Подбирали художественную литературу: стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки, рассказы, игры, иллюстрации по данной теме. Разбивали огород
Рассматривали семена (лук, огурцы, горох, пшеница, укроп, петрушка, фасоль). Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка) .
Проводили анализ и обобщали результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», «Овощи с нашей грядки», «Наш огород», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду и т. д. на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща».
Родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенное семя и рассказ, как оно росло, как за ним они ухаживали.
В результате проектной деятельности у детей сформировались представления о том, как можно вырастить растения. Что для их развития необходимы такие факторы как: тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились выращивать рассаду из семян, научились различать семена овощей, закрепили свои знания об овощных культурах, у детей появилось желание самим выращивать растения из семян.
Таким образом, в нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности.
Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности, как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей; умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы.
Считаю нашу работу насыщенной, интересной, трудоемкой.
Планируем на следующий год:
1. Продолжать работать над экологическим проектом
2. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
3. Продолжать совместную работу с родителями.
4. Хотелось бы ходить в лес на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
5. Сейчас мы разрабатываем проекты на тему:
- «Здравствуй, дерево!»(береза)
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Участники проекта – педагоги, дети, родители.
Сроки реализации – 5 дней, краткосрочный.
Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.
Исследовательская деятельность:
-обследование и рассматривание листьев;
-определять форму: круглые, овальные, резные;
-окраску: оттенки зелёного, жёлтого цвета;
-величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;
-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;
- дидактические игры
Чтение художественной литературы
- Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме
- загадывание загадок
- рассматривание картин, открыток, иллюстраций,фото
Социально-личностное развитие
- Социализация
- Экскурсии: по участку детского сада
- Наблюдения
- Труд
- Безопасность
Художественно-эстетическое развитие
- продуктивная деятельность
- совместная работа с родителями (консультация, выставки, анкета, Изготовить деревья из бисера по временам года.)
Физическое развитие
- подвижные игры
-физкультминутки
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Детям понравился проект. И Людмила Николаевна решила его продолжить.
-Проект «О чем молчат деревья?»
- «Круглый год»
Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Круглый год»
Долгосрочный (ноябрь – май)
Цель проекта: формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста и целостное представление о временах года
Формы работы:
- НОД
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
- Речевые игры
- Наблюдения в природе
- Труд в природе
- Экспериментальная деятельность
- Продуктивная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Музыкально - ритмические движения, слушание музыки
- Анкета для родителей