Лучший педагог года

Отчет по самообразованию. Развитие речи детей посредством ручного труда

Светлана Леонтьева
Отчет по самообразованию. Развитие речи детей посредством ручного труда

Введение

В традициях всех народов - уважать человека, обладающего «рукодельными» умениями. Многими учёными доказано, что одним из показателей нормального физического и психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Труд является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, и должен быть в первую очередь использован в интересах речи детей.

Публикация «Отчет по самообразованию, Развитие речи детей посредством ручного труда» размещена в разделах

Работая с детьми в старшей группе с диагнозом ОНР отметила, что наряду с недоразвитием речи у детей не развита мелкая моторика, дети не умели (держать ножницы, кисть, карандаш). Поэтому, определила для себя целью самообразования : развитие речи детей посредством ручного труда. Составила перспективный план.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Подобрать, адаптировать и систематизировать методы и приемы для проведения ручного труда с целью развития речи.

3. Составить перспективный план.

4. Сравнить результаты на начало года и конец года.

5. Проанализировать результаты работы, сделать выводы.

Ручной труд даёт возможность развития коммуникативных навыков. Ответ на вопрос одним словом или словосочетанием сменяется построением предложений. Простое нераспространённое предложение сменяется распространённым предложением, затем сложным. Так же формирует коммуникативную направленность речи. Например, ребёнку «забыли» положить деталь или лист бумаги и ребёнок вынужден просить недостающее т. е. проявлять речевую активность.

Занятия ручным трудом позволяют развивать речевые средства :

1 .Обогащать словарь новыми словами.

2. Уточнять значение слов, их грамматические формы.

Важно, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильные восприятия, что так же оказывает положительное влияние на развитие речи.

Для развития речи на занятиях применяю следующие приё мы:

1. Речь взрослого-образец для подражания, она должна быть доступной, выразительной, состоящей из чётко построенных предложений. Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях и предложениях.

Я использую простые образцы речи в процессе выполнения деятельности детьми. Более сложные в конце занятия, по завершению работы. Дети слушают рассказ о том, что они сегодня сделали, а затем сами составляют, содержанием рассказа может быть изложение последовательности выполненных действий.

Использую свою речь в качестве образца, это позволяет мне одновременно решать задачи развития речи и обучения детей ручному труду.

Учу обследовать предмет (что предполагает участие различных анализаторов) по направлениям:

•. Восприятия детьми целостного облика предмета,

•. Вычленение основных деталей этого предмета и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей и т. д.)

•. Определение пространственных взаимоотношений деталей относительно

друг друга.

•. Выделение более мелких деталей предмета и установления их пространственного расположения по отношению к основным частям.

3. Комментирования действий. Использую с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности.

4. Сравнение - как приём обучения. Занятия продуктивной деятельностью развивают у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия.

5. Вопросы к детям. В начале обучения большинство детей в общении пользовались неречевыми средствами. По мере овладения речевыми средствами дети начинают всё активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем и предложениями.

Для детей с ОНР характерны нарушения внимания и понимания речи, поэтому занятия делю на части:

• Ознакомление детей с предметом, который предстоит сделать.

• Показ приёмов изготовления.

• Выполнение работы детьми.

• Анализ работы.

Все части занятия использую в коррекционных целях.

Дети с ОНР имеют ряд особенностей, которые обнаруживаются в деятельности. Дети различаются:

• По темпу деятельности (работают быстро, медленно)

• По включению в деятельность (спешат-отстают)

Индивидуальный подход к детям осуществляю с учётом их особенностей. Использую речь как средство торможения по отношению к другим детям. В ходе занятия с помощью комментирующей речи регулирую темп деятельности: у одних детей ускоряю, у других замедляю.

Индивидуальный подход осуществляю с учётом речевых возможностей детей, уровня их изобразительных навыков, с учётом особенностей деятельности детей и их общительности.

В группе с ОНР могут быть смелые, находчивые дети и робкие, застенчивые) к ним нужен разный подход, поэтому предусматриваю кого из детей надо привлечь первым, а кого -последним.

Индивидуальный подход строится с учётом ещё одной особенности детей : ребёнок обращение взрослого ко всем детям не относит к себе лично, поэтому сначала использую обращение ко всем детям -это приучает их прислушиваться к речи взрослых, затем выделяю персонально каждого ребёнка и заканчиваю обращение снова ко всем детям.

Если взять за исходные точки для развития языка детей, с одной стороны, явления, над которыми дети производят пассивные наблюдения, а с другой - трудовые процессы, в которых они сами участвуют то путь, открывающийся во втором случае, несомненно, приведёт к более ценным достижениям. Представления, получаемые не исключительно чувственным, но и действенным путём, всегда более глубоки отчётливы. Поэтому стараюсь связывать такие представления со словом, а в итоге, когда трудовой процесс закончен, потребовать от ребёнка словесного отчёта в том, что им было сделано. И как много интересного дают такие отчёты в смысле уяснения, как речевой способности ребёнка, так и степени активности и сознательности, которые были ребёнком проявлены.

Значение ручного труда теперь никто не оспаривает. Многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина, считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

Хотя трудом не пользуются как могущесвенным средством для развития речи детей, между тем каждая работа, каждый вид ручного труда, проделанного самим ребёнком, должны служить материалом для словесных упражнений.

На данный период, отслеживая результаты работы, с детьми установила: дети научились самостоятельно использовать приобретённые навыки работы с различным материалом, дети стали свободнее мыслить, смело высказывать свои идеи, в работах появилось много оригинальных замыслов, прослеживается динамика развития художественно-творческих способностей. Могу сказать, что я добилась результата в развитии речи у детей, в умении грамматически правильно строить предложения, в воспитании эстетического вкуса, аккуратности в работе - посредством развития мелкой ручной моторики.

Литература.

1.0. Жукова. Дошкольное воспитаниеД 1/2006 с. 14

2. Т. С. Комарова, X.В. Кузнецова, Л. Ю. Павлова, Трудовое воспитание в д. /саду Издательство Москва 2003г, с,35

3. Е. И. Тихеева Развитие речи. Москва 1989Гг.

4. Т. Дягтерева, Н. Дягтерева «Умные поделки».

5. Л. В. Кулакова Конструирование и художественный труд в детском саду. Москва 2005г.

6. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада ТЦ «Учитель».

7. Сенсорное воспитание в детском саду/Под ред. Н. Н. Подьякова,

В. Н. Аванесовой. М. ,1980

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко»Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко» Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко». Не секрет, что развитие мелкой моторики играет очень важную роль для общего.

Развивающее пособие «Свинка» для детей раннего возрастаРазвивающее пособие «Свинка» для детей раннего возраста Известно, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию. Развитие речи детей посредством ручного труда
Опубликовано: 28 октября 2014 в 05:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД