Лучший педагог года

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»

Валерия Банщикова
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»

Актуальность

События наших дней позволяют сделать вывод о том, что вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Правильное отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Публикация «Отчет по самообразованию „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности“» размещена в разделах

По этой причине экологическое воспитание – одна из ведущих задач дошкольного образования по ФГОС. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Для более эффективного результата важно уделять внимание экологическому воспитанию в разных видах деятельности.

Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Целью работы над темой стало создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к окружающей природе в процессе различных видов деятельности.

Для достижения цели был поставлен ряд частных задач:

- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста;

- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам экологического воспитания детей;

- поделиться опытом с коллегами по вопросу воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста;

- транслировать собственный опыт работы в СМИ.

Организация работы над темой

В процессе работы над темой была изучена методическая литература, проанализирован опыт коллег в данном направлении. Проведен мониторинг знаний детей по направлению «Экологическое воспитание». За основу были взяты методики: В. В. Смирновой, Н. И. Балуевой, Г. М. Парфёновой (по программе «Тропинка в природу»). В октябре 2020 был выявлен преимущественно низкии уровень развития знаний по экологии у большинства детеи.

С учетом полученных данных в течение учебного года был составлен план мероприятий, предполагающий работу с детьми в разных видах деятельности. Так, в течение года в практику работы с детьми были включены следующие формы работы:

- дидактические игры и пособия, направленные на развитие у детей представлений о живой природе, а именно: расширение представлений детей о животных и растениях, формирование представлений об особенностях внешнего строения живых организмов, знаний детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, систематизация знаний о правилах поведения в природе и тд;

- беседы с детьми о природе;

- продуктивная деятельность : рисование, аппликация, лепка;

- чтение художественнои литературы и фольклора;

- труд в природе: сбор природного материала, уход за комнатными растениями, посадка огорода и цветов.

- двигательная деятельность : экологические физминутки.

- экспериментальная деятельность : опыты с песком, водой, снегом, льдом, воздухом, камнями, светом.

В течение года была усовершенствована развивающая предметно – пространственная среда в группе:

- оформлен центр экологии «Уголок родной природы»;

- осуществлен подбор природного материала: шишки, орехи, камни, ракушки;

- составлена картотека игр с экологическим содержанием;

- составлена картотека пальчиковых игр сэкологическим содержанием;

- составлена картотека экологических физминуток;

- составлена картотека опытов с природным материалом;

- разработаны и изготовлены дидактические пособия: «Собери цветок», «Кто где живет», «Чей хвост».

В течение учебного года продуктивно велась работа с родителями воспитанников :

- проведено анкетирование «Экологическое воспитание в семье»;

- подготовлены консультации: «Что дети думают о природе?», «Зеленый мир на окне», «Природа в жизни семьи», «Покормите птиц зимой», «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание дошкольников», «Правила поведения на природе»;

- организовано участие в акции «Фестиваль кормушек»

- проведено родительское собрание «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома».

Опыт работы по теме представлен коллегам в форме консультаций: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста», «Использование дидактических игр в экологическом воспитании».

Результат

В результате плодотворной работы в течение учебного года произошло повышение качества воспитательно-образовательного процесса по результатам показателей мониторинга по направлению «Экологическое воспитание».

Результат мониторинга на начало учебного года октябрь 2020 и конец учебного года май 2021

- у детей сформированы реалистические представления о природе (растения и животные, значительно расширился кругозор,

- дети стали проявлять интерес к объектам природы;

- у детей расширились знания о живой и неживой природе;

- у детей сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы;

- у детей сформировалось бережное отношение к объектам природы.

- произошло значительное повышение знаний у родителей воспитанников о способах реализации экологического воспитания в семье.

По результатам работы в течение учебного года систематизирован материал по воспитанию экологической культуры детей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей младшего дошкольного возраста.

Перспективы на будущий год

Подводя итоги работы над темой, принято решение в дальнейшем продолжить изучение данного направления с новой группой воспитанников.

Список использованной литературы:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. :Детство – Пресс, 2003.

2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.

3. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2015.

4. Николаева С. Н. «Юный эколог». - М. : Мозаика-Синтез, 2015

5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Новая школа, 2015.

6. Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. № 12. С. 37–41.

7. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40–49.

8. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с.

9. Рыжова Н. А. Экологические игры // Дошкольное образование. — 2009г. № 4.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»
Опубликовано: 16 января 2022 в 12:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД