Оксана Воротникова
Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:» Развитие связной речи детей дошкольного возраста».
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
• Изучить литературу по данной теме.
• Разработать перспективный план работы с детьми.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
• Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
• Совершенствовать диалогическую форму речи
• Развивать монологическую форму речи
• Учить связно,последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,рассказы
• Учить (по плану и образцу)рассказывать о предмете,содержании сюжетной картины
• Составлять рассказ по картинкамс последовательно развивающимися событиями
• Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Но как правильно развивать речь детей, какие наиболее эффективные формы и методы, в развитии связной речи детей. Данный вопрос побуждает меня постоянно изучать литературу, которая помогает мне узнать опыт, наработки других педагогов.
На начальном этапе работы мною была изучена методическая литература по теме и был разработан перспективный план с детьми и родителями,была подготовлена предметная развивающая среда.
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
План работы
Сентябрь
Консультация для родителей на тему :»Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»
Групповая
Октябрь
Работа над пересказами с использованием опорных схем. Перессказ рассказов: «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову) «Осень» (по И. Соколову-Микитову) Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Индивидуальная
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Д\и «Проведи дорожку»
Отрабатывание звуков
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи. Рекомендации «Обучение дошкольников пересказу». Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный
Ноябрь
Групповая
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей Изучение опыта воспитателей других групп по данной теме. Рассматривание дидакт. игр, пособий, игрушек.
Индивидуальная
Игра «Разговор по телефону»
Для развития пространственных представлений,побуждений использовать в речи новые слова
Декабрь
Групповая
Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова). Совершенствование речевого слуха,закрепление навыков чёткой,правильной,выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Пересказ рассказа «Четыре художник. Зима» (по Г. Скребицкому).
Протокол обследования состояния уровня связной речи (пересказ) детей подготовительной группы Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Индивидуальная
Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывание темпа,силы голоса. Пересказ рассказа «Четыре художник. Зима» (по Г. Скребицкому
Сообщения: «Показатели развития связной речи», «Некоторые методические приемы, используемые при обучении детей пересказу» Рекомендации: играть в дидактические, подвижные, музыкальнохороводные, театрализованные игры,проходившие в предыдущие месяцы
Январь
Групповая
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Индивидуальная
«Дай определение словам»
активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) – веселый, долгожданный
Февраль
Групповая
Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация: «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников»
Индивидуальная
Игра «Отгадай предмет по названиям его частей»
Для активизации словаря, закрепления названий знакомых предметов.
Ход игры:
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
Март
Групповая
Интегрированная НОД
Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
Составление интеллект-карт по рассказам. Презентация
Индивидуальная
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета, формы, величины.
«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?»- «Собери бусы»
«Уточним цвет»
«Собери матрешку»
Консультация для родителей на тему: «Что такое Сенсорика»
Апрель
Групповая.
Работа над развитием речи с использованием интеллектуальных карт. Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бьянки, «Домашний воробей» (по М. Богданову). Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей
Консультация для воспитателей «Методика обучения детей рассказыванию по картине».»
Индивидуальная
Дидактические игры и на закрепление цвета, величины.
Д/И «Подбери овощи и фрукты по цвету»
детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету
Май
Групповая
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». Показ открытого занятия «Путешествие в страну книг» Подготовить речевые игры на летний период для детей старшей группы. Беседа «Связная речь»
Индивидуальная
«Измени предложение»
Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы
Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе
- Лена поливает цветы, Лена и Коля …
Практический выход :
На начальном этапе работы мною была подготовлена предметная развивающая среда
Для этого был оборудован уголок для чтения с книгами,развивающими играми и алфавитом.
Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами,способствующими развитию речи детей:
- пальчиковая гимнатика (развитие речи через мелкую моторику)
- дыхательная артикуляционная гимнастика;
- словесные дидактические игры;
- потешки,поговорки,пословицы,загадки.
В ходе занятий были проведены следующие словесные дидактические игры:
1 Д/И.»Где начало рассказа?»
Цель : учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры
Ребёнку предлагается составить рассказ,опираясь на предложенные картинки.
2 Д/И.»Какая картинка не нужна?»
Цель :учить находить лишние для данного рассказа детали
Ход игры
Перед ребёнком выкладывается серия картинок в правильной последовательности,но одна картинка будет из другого сюжетного набора. Нужно найти её,убрать и составить правильный рассказ
3. Д/И»Составь два рассказа»
Цель:учить различать сюжеты разных рассказов
Ход игры
Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии,а затем составить рассказы по каждой серии
4Д/И.»Что изменилось?»
Цель :развивать внимание,связную речь,умение описывать предмет
Ход игрыНа столе разложить предметы в определённой последовательности. Затем воспитатель просит ребят это запомнить и отвернуться. После этого воспитатель меняет предметы местами и просит детей рассказать-что изменилось.
Также мы делали фонетические зарядки. В центр речевого развития были внесены картинки со звуком «б»,»ч»,»л»,»ф»,»в»,»к».
На занятиях проводилась словарная работа с объяснением малознакомых слов.
Перспективы работы :
В дальнейшем я планирую продолжать плодотворную работу по развитию связной речи детей дошкольного возраста,так как воспитание правильной и чистой речи для ребёнка –дошкольника -одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Вывод
Анализируя свою работу в этом году,я поняла,что некоторым детям не хватает уверенности в себе,самостоятельности и умения перессказывать. Поэтому для дальнейшей работы в этом направлении я сделаю упор на знание и специфику развития детей,умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка,способствовать овладению необходимыми навыками. Я также заметила,что речь детей улучшилась по сравнению с началом учебного года. Дети активно вступают в диалог,умеют задавать вопросы и отвечать на них. Отчётливо произносить звуки многие дети научились при помощи квалифицированного логопеда. Посещение детьми логопеда привело к очень хорошим результатам.