Лучший педагог года

Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Любовь Архипова
Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Тема:

«Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель моей работы по самообразованию в 2022- 2023 году:

Публикация «Отчёт по самообразованию „Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

2. Создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

3. Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

4. Разработать перспективный план работы с детьми.

В процессе самообразования решались следующие задачи:

1. Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и

приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

2. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

3. Воспитывать внимание, аккуратность целеустремленность, творческую самореализацию.

4. Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение. Развивать желание экспериментировать с разным материалом.

Актуальность

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Вводить ребенка в мир искусства следует, как можно раньше.

Наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка, развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей.

Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным

Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков.

Актуальность использования нетрадиционного рисования заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение его уже начинается в дошкольном возрасте

Я думаю, что не только в дошкольном, школьном и в зрелом (те кто пробует в первые рисовать) возрасте рисование нетрадиционными способами развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Кроме того, знания по рисованию доставляют детям и взрослым радость, создают положительный настрой.

Поэтому тему самообразования «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»считаю актуальной.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми,

- индивидуальная работа,

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Форма подведения итогов:

Выставки детских работ, презентация отчет по проделанной работе.

Показ презентации.

Предполагаемый результат:

формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

В процессе работы по самообразованию, изучила психолого-педагогическую литературу:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Части 1 и 2, 2007г.

2. Иванова О. Л., Васильева И. И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный. – СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005г.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность. Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2.

4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». -М. : Карапуз-дидактика, 2007г.

5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -Каро, 2007г.

6. Погодина С. Художественные техники- классические и неклассические. //Дошкольное воспитание. 2009, №10.

7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития. 2007г.

8. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –М. : Творческий центр, 2011г.

9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. –М. :Владос, 2006г.

После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

По итогам мониторинга было выявлено:

творческие способности детей на начальном этапе показали:

высокий уровень - 6 детей (30 %) – легко справились с предложенными заданиями

средней уровень -7 детей (35 % детей) – выполнили задания с незначительной помощью воспитателя.

низкий уровень - 7 детей (35 % детей) – не справились с заданиями даже с помощью воспитателя.

Мониторинг на конец года показал:

Высокий – 7 детей (35 %)

Средний –10 детей (50 %)

Низкий – 3 детей (15 %)

Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые продолжали знакомиться с нетрадиционными способами рисования, можно сказать что работа по данному направлению заметно улучшили показатели. У детей наблюдается интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.

За 2022-2023 учебный год с детьми были проведены следующие мероприятия:

Рисование ватными палочками «Яблоко», Рисование в технике Кляксография «Осенняя веточка», Рисование Тычок жесткой полусухой кистью «Ёжик», Рисование в технике Свеча + акварель «Снежинки за окном», Рисование тычком «Праздничная гвоздика» и др.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

— «Ветка рябины»

— «Подснежник»;

— «Зимний лес»;

— «Праздник приближается» -новогодние рисунки.

А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать.

Решения задач добивалась через:

- Консультации «Каждый ребенок талантлив», «Чем и как, можно рисовать», «Крупная польза мелкой моторики», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка», Методы нетрадиционного рисования»

- Оформление папок-передвижек на темы: «Эти удивительные ладошки», «Роль рисования в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».

-Презентации для родителей «Нетрадиционные техники рисования», «Рисование свечой и акварелью»

- Привлечение родителей к пополнению ИЗО уголка раскрасками, материалами для нетрадиционных техник рисования.

-Подбор картотеки игр на развитие творческого воображения «Как привлечь детей к рисованию».

Большое внимание было уделено созданию предметно-пространственной среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки различная бумага и трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи: портретная, А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.

Приготовила и разместила в уголке следующие игры:

- «Соедини по линиям и раскрась»;

- «Какое настроение?»;

- «Составь композицию»;

- «Составь фигуру»;

- «Угадай животное»;

- «Преврати пятно во что хочешь»;

- Лото «Узнай элемент узора».

Таким образом в результате реализации плана работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования» Я убедилась в том, что планомерная и систематическая работа в ДОУ по использованию нетрадиционных техник рисования дошкольников формирует творческое отношение к продуктивной деятельности, самостоятельность и уверенность в своих возможностях, способствует развитию фантазии, воображения, у детей появляется познавательный интерес и эмоциональное отношение к изобразительному искусству. Они стали правильно пользоваться материалами и инструментами.

Литература

1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008г.

2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2007 г. 4. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.

5. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

6. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.

7. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.

8. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

9. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.

10. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.

11. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008.

12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

13. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004

14. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» -ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Нетрадиционные техники рисования в работе «Праздничный салют над Москвой» для детей среднего возрастаНетрадиционные техники рисования в работе «Праздничный салют над Москвой» для детей среднего возраста Цель: изобразить салют над столицей, используя нетрадиционные техники рисования. Задачи:* Закрепить технику работы тычком по трафарету;.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»
Опубликовано: 7 июня 2023 в 06:56
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД