Мария Анатольевна Митрохина
Отчёт работы кружка «Раз — ступенька, два — ступенька»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт работы кружка "Раз - ступенька, два - ступенька. " с детьми 5-7 лет.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Публикация «Отчёт работы кружка „Раз — ступенька, два — ступенька“» размещена в разделах
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста разработана на основе Программы математического развития "Ступеньки" (практический курс математики для дошкольников Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина).
Цель: создать оптимальные условия для математического развития детей в старшем возрасте, объединить условия педагогов и родителей для развития математических способностей детей; развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания. Формировать мотивацию учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, развить образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.
Задачи:
* развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
* развитие математических способностей и склонностей;
* развитие личностных качеств и навыков самоконтроля;
* воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
* воспитание усидчивости, целенаправленности.
Для решения поставленных задач было проведено в первый год обучения 34 занятия и 32 занятия во второй год обучения согласно годовому плану.
Занятия проводились в форме дидактических игр, в процессе которых исследуются проблемные ситуации, выявляются существенные признаки и отношения, дети соревнуются, делают «открытия» не замечая, что идет обучение.
На занятиях дети учились:
* сравнивать предметы и группы предметов;
* формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др. ;
* выделять признаки сходства и различия;
* объединять предметы в группу по общему признаку;
* сравнивать предметы по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше);
* сравнивать предыдущие и последующие числа. Числовой ряд;
* соотносить цифру с количеством.
Знакомились: * с понятиями «один» и «много»;
* с временными отношениями. Устанавливали последовательности событий. Части суток;
* с такими геометрическими фигурами как шар, куб, параллелепипед, куб, пирамида, конус.
В 2021 - 2022 учебном году кружок "Раз - ступенька, два - ступенька" посещало 22 ребёнка. Занятия проходили 1 раз в неделю по 25 мин.
В 2022-2023 учебном году кружок «Раз ступенька, два - ступенька» посещало 19 детей. Занятия проходили 1 раз в неделю по 30 мин.
В своей деятельности я использовала несколько видов игр, направленных на умственное развитие детей.
Игры, направленные на развитие восприятия, формировали у детей навыки анализировать предмет по таким признакам как цвет, форма, величина; у детей формировались представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, представления о пространственных отношениях слева-справа, о цветах спектра и их оттенках; представления о величине предметов (длина, ширина, высота).
Игры, направленные на развитие внимания формировали у детей умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.
Игры, направленные на развитие памяти способствовали развитию навыка запоминания.
С помощью игр, направленных на развитие мышления у детей формировались навык выделять существенное в предметах, видеть их соотношение друг с другом; навык пользоваться планом, схемой.
Игры, помогающие подготовить ребенка к школе, развивали у детей элементарные математические представления, начали подготовку руки к овладению письмом.
Также использовала рабочие тетради "Раз - ступенька, два - ступенька. " тех же авторов для организации индивидуальной работы с детьми.
В своей деятельности я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы вселить уверенность в себе. Старалась, чтобы игры проходили в доброжелательной, радостной обстановке, которая наиболее полезна для развития детей.
К концу подготовительной к школе группы дети:
* умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей (групп) предметов;
* умеют объединять совокупности предметов, выделять их части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
* умеют находить части целого и целое по известным частям;
* умеют сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;
* умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
* умеют в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
* умеют определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперёд, назад, направо, налево, показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта;
* умеют правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире - уже, длиннее - короче, справа - слева, выше - ниже, раньше - позже и т. д., выражают словами местонахождение предмета, ориентируются на клетчатой бумаге (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
* умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей (групп) предметов;
* умеют продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, находят нарушение закономерности, самостоятельно составляют ряд, содержащий некоторую закономерность.