МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с жизнью и бытом древних славян в подготовительной группе «Приходите в гости к нам»

казакова ирина
Конспект занятия по ознакомлению с жизнью и бытом древних славян в подготовительной группе «Приходите в гости к нам»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приходите в гости к нам»

Автор: Казакова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №2", п. Зеленогорский.

Описание: Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с жизнью и бытом древних славян в подготовительной группе „Приходите в гости к нам“» размещена в разделах

Цель: Дать детям знание о жизни и быте древних славян; вызвать интерес, чувство гордости уважение к предкам.

Образовательные задачи.

Обогатить и расширить представление детей о быте древних славян, об игрушках славянских детей. Дать представление о том, что именно так жили наши прабабушки и прадедушки.

Повторить пословицы о хлебе.

Развивающие задачи.

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования

представлений о лекарственных растениях. Развивать творческое воображение и память детей. Побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы. Расширять словарный запас детей.

Воспитательные задачи.

Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Образовательная область «Коммуникация».

Материал и оборудование.

Имитация древней избы : изображение русской печи, посуда, ухват, коромысло, сундук, прялка с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы, дрова, икона. Мучные изделия (баранки, пирожки, каравай, лапти, игрушки из соломы, глины, дерева, ткани, ниток. Сушеные травы (малина, подорожник, тысячелистник, вёдра, столы, лавки.

Ход НОД. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ

Дети входят. Воспитатель читает закличку.

Ку-ка-ре-ку-ка-ре-ку,

Не лежите на боку!

Добры молодцы, вставайте,

Девки, косы заплетайте.

Пастушок, в рожок играй

Занавес нам открывай.

Что за ним скорей узнайте

И загадку отгадайте.

Здесь не погреб, не чулан

Не растет за ним тюльпан

Есть там светлая светлица

Есть там русская девица

Есть и печка и труба

Это русская ….

Дети: - Изба.

Воспитатель: - Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба?

Дети: - Это деревянный дом….

Воспитатель:. - Кто жил в избах?

Дети: - Люди, семья….

Воспитатель: - А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков?

Дети: - Да…

Открывается занавес.

На пороге «избы» детей встречает педагог в русском народном костюме, дети тоже в русских народных костюмах. Дети здороваются педагогом – хозяйкой.

Дети : «Хозяюшка, помогай Вам Бог, хлеб да соль».

Воспитатель: «Милости просим, гостите, жалуйте».

«Слава нашей стороне, слава русской стороне!

И про эту старину я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли о делах родной земли».

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В горницу заходите, садитесь. Ну, вот как славно и разместились! Ну что ж, долгожданные мои, сядем рядком да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси. Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня в гостях у наших предков. В давние времена, как и сейчас гостям всегда были рады. Верили, что с гостем в дом приходит счастливая доля.

Воспитатель: - Ребята, а кто такие предки?

Это люди, которые жили много – много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Наши предки называли себя славянами, от них ведёт начало русский народ.

Воспитатель: - На какое слово похоже слово славяне? (слава). А значит, что славяне, – это какой народ? (славный, добрый).

Воспитатель: Ребята, вы уже заметили, в «избе» одна комната, и большую часть её занимает печь. «Без печи изба – не изба,» - говорили в старину.

Она и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать.

Воспитатель: - А с какой стороны ставили печь? (напротив двери с северной стороны).

Воспитатель: - Как вы думаете почему? (люди старались защитить дом от холодных ветров). Холодными зимними вечерами дети забирались на печь, а взрослые рассказывали им сказки.

Воспитатель: - В каких сказках упоминается печь?

Русской печки нет добрее:

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать в тепле уложит.

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Светло от печи и тепло.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Без печи хата не хата.

Печка - наше солнышко.

Печь нам мать родная.

Воспитатель: - Давайте заглянем на печь, что вы здесь видите? (травы).

В те далёкие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными.

Воспитатель: - А кто знает, какие лекарственные травы сушатся на нашей печке?

Воспитатель: - Что ими лечат?

Воспитатель: - Какие ещё вы знаете лекарственные растения?

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может

И трудней расти,

И всё же он с людьми

Находится в пути. (С. Баруздин)

Как будто солнца луч пророс,

За городским овражком,

Сияют капельками рос

Старинные ромашки. (А. Марков)

Ребята, в моей избе есть уютный уголок, может, кто-нибудь знает, как он называется? (закуток)

Воспитатель: - Чем здесь занимается хозяйка? (рукоделием)

Воспитатель: - Что вы здесь видите? (прялку с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы для вышивания).

Рядом с печкой висела люлька с младенцем, чтобы малышу было тепло.

ФИЗМИНУТКА

Воспитатель: Ребята а теперь давайте встанем в круг и маленько разомнемся:

2. «Сказка-загадка» Дидактическая игра

Дидактическая задача: закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Игровые действия: ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя сказки.

Хозяйка готовила еду, пела колыбельную песенку о Дрёме.

Ребёнок исполняет колыбельную песенку о Дрёме.

1. Котя, котенька-коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж я котеньке-коту

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Платок беленький свяжу

И на шейку повяжу;

Шубку новую куплю

И сапожки закажу.

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай.

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай.

Да, так и убаюкивала мама своего малыша. А такую берегиню она делала ещё до рождения младенца и укладывала её в колыбель, чтобы берегиня «обогрела» кроватку. Когда появлялся малыш, Дрёма оставалась с ним и оберегала его спокойный сон и здоровье.

Воспитатель: - Посмотрите из чего сделана берегиня? (из ткани)

Но из ткани делали не только берегинь, а ещё и кукол для игры.

Воспитатель: - Вспомните из чего ещё делали игрушки? (из соломы, дерева, глины)

Давайте ещё раз рассмотрим эти игрушки. В куклу могло превратиться простое полено (показать) или деревянная ложка. А ещё в старину, как и сейчас дети играли в подвижные игры. Многие игры дошли и до наших времён.

Игра: «Зёрнышко»

Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая:

«Посадили в землю зёрнышко (надавливают кончиками пальцев)

Осенью пошёл дождь (легко барабанят пальцами)

Потом зимой выпал снег (медленно надавливают ладонями)

Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии)

А затем приехал трактор и всё вспахал (аккуратно тормошат)

И зёрнышко стало расти, расти, расти….(катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла)

И вырос наш колосок большой!»

(Когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют.)

Раньше зернышко сажали в землю, потом вырастали вот такие колоски.

(Показывает букет из колосков.)

Воспитатель: Далее педагог обращает внимание детей на сундук, объясняет, для чего он нужен.

- В таких сундуках наши предки хранили свои наряды, но наш сундук необычный и в нём хранятся загадки, а отгадки вы найдёте в моей избе.

«Согнут в дугу _ летом в лугу,

Зимой на крюку» (серп)

«Всех кормлю с охотою,

А сама безработная» (ложка)

«Бабушка седа – бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает

Про бабушку забывают» (печь)

«Чем больше я верчусь,

Тем больше становлюсь» (веретено)

«Ни свет, ни заря

Пошел, согнувшись, со двора»

(коромысло)

«Рогат – да не бык,

Хватает – да не сыт,

Людям отдаёт,

Сам на отдых идёт» (ухват)

«Привяжешь – пойдут,

Отвяжешь – отвалятся» (лапти).

Воспитатель: (подводит детей к столу, на столе тесто

Рассказ воспитателя Славяне были очень гостеприимные люди. И на столе всегда стояла какая – нибудь еда.

Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было самым главным на столе:

«Чёрная гора, а всем мила» (хлеб)

- Как узнавали, что пора сеять хлеб? (День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами.)

- Как просили у земли – матушки хорошего урожая? Славяне свято были уверены, что "земля матушка" - это самое святое, что существует. Причем именно поэтому у нее часто просили хорошего урожая при помощи специальных обрядов. В начале весны устраивался праздник, посвященный именинам Земли, причем контролировали даже игры детей, чтобы они ни в коем случае не причиняли вреда земли, не ковыряли ее и так далее. Считалось, что Земля-матушка терпит очень много боли, тем не менее, она всегда остается милостива к людям, только вот лишний раз не стоит ее злить.

Когда хлеб созревал, поле становилось золотистого цвета.

- Чем в старину убирали хлеб? (серпом).

- А какие вы знаете пословицы о хлебе?

Хлеб всему голова.

От хлеба – соли не отказываются.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Воспитатель: В конце занятия педагог напоминает детям, что в старину наши предки не отпускали гостей без угощения и подарков. Дети дарят гостям подарки и угощают караваем.

На прощание дети кланяются хозяйке и гостям, желая добра:

«На свидания прощаемся, хлеб да соль вам. В долгий век, в добрый час»

ИТОГ: Дети, а вам понравилось наше занятие? А какое у вас настроение? А что больше понравилось? Что вы нового сегодня узнали?

Публикации по теме:

Открытое занятие с использованием дидактических игр в первой младшей группе «Домашние животные»Открытое занятие с использованием дидактических игр в первой младшей группе «Домашние животные» Занятие в первой младшей группе с использованием дидактических игр Домашние животныеЦель: -знакомить детей с домашними животными. Задачи:.

Открытое занятие «Гномики» Конспект открытого занятия «Маленькие гномики» Цели и задачи: -формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции,.

Открытое занятие «Я — Человек» Цели: Формирование представления детей о строении тела. Задачи: 1. Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, о различных.

Открытое занятие «Мы — пешеходы»Открытое занятие «Мы — пешеходы» Мне было предложено провести открытое занятие с детьми средней группы, на тему " Мы пешеходы" Тема довольно актуальная, так как последнее.

Открытое занятие «Олимпиада знаний» Цели деятельности педагога: систематизировать представления детей в математическом образовании и развитии, доставить детям радость от игр.

Открытое занятие «Осень». Цель:научить детей рисовать рисовать деревья разними способами. Задачи: учить рисовать лиственные деревья, передовая характерные особенности.

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Осень» Открытое занятие «осень» Вторая младшая группа. Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени. Задачи: Формировать умение.

Открытое занятие по теме: Лес Цели: Обобщение и систематизация знаний о лесе. Развитие монологической речи и умения свободно использовать усвоенную информацию. Воспитание.

Открытое занятие по экологииОткрытое занятие по экологии Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Лицей №1367", подр. 4. г. Москва Открытое занятие по экологии. Составила:.

Открытое занятие «Собираемся на праздник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Горскинский детский сад комбинированного вида «Радуга» Открытое занятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с жизнью и бытом древних славян в подготовительной группе «Приходите в гости к нам»
Опубликовано: 19 октября 2015 в 14:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД