Лучший педагог года

Открытое занятие «Борецкая роспись»

Белёва Наталья
Открытое занятие «Борецкая роспись»

Открытое занятие,

посвящённое Году культурного наследия народов России

Цель: создание условий для формирования творческой активности через изучение народного промысла.

Задачи:

Предметные:

-развить у детей знаний о Борецкой росписи, об истории промысла;

- развить специальные графические навыки и умения в рисовании карандашом и кистью декоративных элементов Борецкого промысла;

-учить составлять декоративную композицию;

Публикация «Открытое занятие „Борецкая роспись“» размещена в разделах

Метапредметные:

- учить детей планировать свою деятельность.

-развивать внимание, абстрактное мышление,

-развить чувство прекрасного и умение отобразить его в своих работах.

Личностные:

-воспитать интерес к истории своего народа, бережному отношению к предметам декоративного искусства;

-воспитывать чувство гордости и патриотизма за культурное наследие своей страны.

-воспитать культуру труда, трудовые навыки.

Оборудование:

Для педагога: репродукции с произведениями народных мастеров Борецкого промысла, таблицы с образцами орнаментов, рисунки с изображением изделий промысла, русская народная музыка, презентация ИКТ.

Для учащихся: разделочные деревянные доски, гуашь, палитры, карандаши, ластики, кисти, баночки с водой, салфетки, линейка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Виды деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

План занятия.

1. Организационный момент:

- проверка рабочего места;

- мотивирующее начало

2. Основная часть:

2.1 Актуализация знаний.

Традиция украшения повседневных предметов зародилась одновременно с человечеством. Русское народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Наш народ проявлял себя в разнообразных видах ремесел. А знаете ли вы, что такое ремесло? Ответы детей (Напр. Ремесло – это творческая деятельность, которой занимается человек) – А что такое народные промыслы? В чём разница между промыслом и ремеслом? Ответы детей (Напр. Я думаю, что народные промыслы - это творчество, которым занимались много людей)

Ремеслом называются определенные навыки человека, помогающие ему создавать предмет декоративно – прикладного искусства, а промысел – это коллективная деятельность людей по овладению ремеслом. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Писатель Николай Алексеевич Некрасов говорил, что творчество русского народа заслуживает большого внимания, потому что оно составляет память нашего прошлого, оно является хранилищем русской народности. Как вы думаете, зачем нам нужно обладать такими знаниями о народных промыслах? Ответы детей (Напр. Нам нужно знать, чем занимались русские люди, чтобы больше понимать свой народ и гордиться нашими талантами) Где эти знания мы можем применить? (Украсить посуду, свой дом)

У нашего народа существует большое количество видов народных промыслов. Некоторые из них вы уже знаете. Давайте их отгадаем:

1. Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это (Хохлома)

2. Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле. (Гжель)

3. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень

Скоморохи, водоноски,

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги. (Дымково)

2.2 Сообщение темы занятия

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним промыслом росписи по дереву- Борецкой росписью. Она не такой известный, как те, что вы назвали, но очень жизнерадостный, яркий. Как вы думаете какую цель мы поставим? Чему мы должны сегодня научиться (и проявить творческую активность)

2.3 Изучение нового материала.

История борецкой росписи.

Давайте сделаем с вами небольшое путешествие в Архангельскую область, на север России. Борецкой роспись названа по селу Борок в Виноградовском районе Архангельской области. Существует село с 18 века. История борецкой росписи начинается с легенды, которая давно живет на северодвинской земле. Более пятисот лет тому назад московский князь Иван Третий подчинил себе русские земли. В те времена дань он собирал даже с Пскова и Новгорода- самостоятельных городов. Но группа новгородских бояр не могла смириться с подобным закрепощением и подняла восстание, которое возглавила женщина с властным и сильным характером – боярыня Марфа Борецкая (жена бывшего новгородского правителя). Чтобы усмирить их, Иван Третий отправил свое войско, и ему удалось покорить Новгород. Марфа Борецкая бежала с боярами на север, к реке Северная Двина, где она поселилась на высоком берегу, огородив это место валом. Вероятно, среди тех переселенцев были художники миниатюрной живописи и иконописцы, которые и создали эту роспись и сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода.

Старинные образцы росписи больше всего сохранились на прялках. Роспись прялок сверкала белизной фона, на котором ярко горели яркие краски. Позже мастера сумели сохранить обаяние и колорит борецкой росписи на новых предметах : чашках, коробах, сундуках, берестяных туесах, шкатулках, дощечках и др. предметах быта. Современные деревянные изделия с борецкой росписью пригодны для использования в нашем быту, ведь это экологичный, природный материал.

Позже от этого промысла образовались ещё 2 с похожей росписью : «Пучужская роспись» (центр промысла- в бывшем селе Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и «Тоемская роспись»(центр промысла- село Нижняя Тойма. Посмотрите на эти красивые расписные изделия!

Узоры борецкой росписи. На прялках мастера любили писать птиц, которые также менялись с течением времени. На первых прялках, что дошли до нас из XVII-XVIII веков, - это были курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими он их видел. В дальнейшем птицы становились все более красочными, нарядными, ярких пестрых расцветок, хвосты их удлинились. Они уже стали сладкоголосыми райскими птицами, что сидели на "Древе жизни, которое изображается в виде огромного цветка с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. По древней легенде, «начало всех начал» — это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. Распространенные геометрические узоры — уголки, композиция в круге – розетта. Орнамент в полосе - «бордюр», состоящий из одинаковых по форме треугольников, которые чередуются но цвету, треугольники могут быть заключены в прямоугольники, состоять из ромбиков, скобок, между которыми рисуются капельки или кружочки. Также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветки с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами, трилистники, тюльпан – царский цветок. Сюжеты росписи отражают труд и быт северных крестьян и ремесленников: всадник на коне или два коня под дугой ("радугой-дугой", человек в санях.

Краски борецкой росписи. Традиционная борецкая роспись выполняется в ярких, но, вместе с тем, натуральных цветах - оранжевом, красном, вишневом, золотисто-желтом, насыщенно-зеленом, коричневом. Для контраста между ними добавляются тонкие черные линии, которые подчеркивают сочность и насыщенность тонов. Основной цвет росписи - красный. Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете. Поставьте баночки гуаши цветов борецкой росписи перед собой.

2.4. Практическая работа

-Сегодня вы превратитесь в мастеров Борецкой росписи ипопрбуете расписать дощечку в их стиле. Сначала намечаем композицию рисунка. Далее выполняем работу в цвете. Не забываем чередовать цвета в росписи. При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче, и не будет растекаться.

Во время практической работы - целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

2.5. Физкультминутка.

3. Выставка работ. Рефлексия

Давайте устроим вернисаж наших работ. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

-Чьи работы вам кажутся наиболее интересными.

-Чему Вы научились сегодня?

-Кто почувствовали вдохновение?

-Что удивило?

-В чем затруднялись?

-Перед вами ступенька творчества. На какую бы ступень сегодня вы поставили своё мастерство и свою работу? (дети наклеивают наклейки на ступеньки) Дети читают стихи:

1. Роспись урало-сибирская,

Нашему сердцу мила.

Ведь землю родную, российскую

Собой украшает она.

2. Расписана ярко посуда,

Шкатулка, сундук и весло.

И даже сам дом, словно чудо,

Украсит любое село.

3. Цветочки, листочки, травинки,

И птицы красы неземной.

Яркие эти картинки

Подарят нам радость с тобой.

5. Заключение. Подведение итогов урока.

-Дорогие ребята! А сейчас маленький сюрприз А знает ли кто – нибудь из вас, что на Руси был «сладкий», очень вкусный промысел? Это знаменитый «тульский пряник»!Возник промысел в 17 веке. В Туле есть музей пряника и памятник прянику. Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Узоры придаются прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом. Угощайтесь. Пожалуйста!

-Вот и закончилось наше занятие. Древние промыслы не просто живут: их самые узнаваемые элементы можно увидеть в современном дизайне одежды, мебели, рекламном производстве. Древо жизни росписи не увядает! Помните, что наша Родина богата талантами. Возможно, кто-то из вас после нашего занятия увлечется каким-либо ремеслом или даже захочет сделать его делом своей жизни! Спасибо вам за творчество и увлечённость искусством! До новых встречь!

Источники:

Борецкая роспись / URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C

• Культурное наследие Архангельского севера/ URL : https://www.cultnord.ru/Boreckaja_rospis.html

• Л. Ф. Тимофеева: Крестьянская роспись мастеров Борка : народная роспись Русского Севера. Борецкая роспись. - Архангельск : Правда Севера, 2004. - 88 с. : ил. - ISBN 5-85879-146-8

• Русская народная живопись — У потомков Марфы Борецкой/ URL :

Прикреплённые файлы:

boreckaja_cajl0.ppt | 6725 Кб
 
Публикации по теме:

«Моя родная Балашиха» Открытое занятие с использованием ИКТ Цель: • систематизировать и обобщить знания детей о родном городе; • формировать основы патриотического воспитания; • развивать интерес.

Конспект занятия «Борецкая роспись «Красавицы»Конспект занятия «Борецкая роспись «Красавицы» Цель: научить детей расписывать доски по мотивам борецкой росписи. Программные задачи: Образовательные: закрепить знания детей об истории.

Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам»Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам» Фотоотчет. Открытое занятие «Путешествие по сказкам». Все дети любят сказки, а еще больше путешествовать по ним. Вот в одно такое путешествие.

Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий»Открытое занятие в СРЦН «Путешествие в мир профессий» Конкурс-игра «Путешествие в мир профессий»Цель: закрепить представление о многообразии профессий. Задачи: Актуализировать знания о профессиях,.

Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»Открытое тематическое занятие «Рождество Христово» Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику:.

Открытое занятие «Покров» (фотоотёт)Открытое занятие «Покров» (фотоотёт) Совсем недавно у меня прошло открытое занятие на районном уровне. Присутствовали представители Отдела Образования и воспитатели нашего родного.

Открытое занятие по теме: «Оригами»Открытое занятие по теме: «Оригами» Открытое интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Оригами. Изготовление куклы-оригами». Цель: обучать.

Открытое занятие с детьми 4–5 лет «Сказочный лес»Открытое занятие с детьми 4–5 лет «Сказочный лес» Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

Открытое занятие с детьми раннего возраста «Мишка пришёл в гости к малышам» Цели: 1. Формировать умение действовать с предметами. 2. Учить различать предметы по величине. 3. Закреплять умение группировать объекты.

Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков»Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Борецкая роспись»
Опубликовано: 16 июня 2022 в 20:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД