Открытое занятие «Грибное царство»

Юлия Степанова
Открытое занятие «Грибное царство»

Цель: обогатить знания детей о грибах (Как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые грибы от съедобных). Уточнить условия необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница, вешенка.)

Задачи:

1. Закрепить умение различать грибы по картинкам и по признакам.

2. Познакомить с условиями необходимыми для роста и развития грибов

3. Воспитать бережное отношение к природе.

4. Развить устную речь

Образовательная область: «безопасность», «познавательно-коммуникативная», «социализация».

Предварительная работа. Воспитатель выкладывает различные муляжи грибов в уголке природы, книги о грибах, которые дети могут рассматривать самостоятельно. Заучивание стихотворений, беседы о грибах.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, муляжи грибов, круги красного и зеленого цвета

Ход:

Организационный момент:

Ребята как хорошо, что мы собрались здесь все вместе. Рассаживайтесь на свои места. Содитесь ровно и приготовтесь работать. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки. От ваших улыбок в зале станет светло и уютно.

Сообщение темы занятия:

Сегодня у нас с вами занятие по экологическому воспитанию,

Воспит: Ребята, у нас сегодня не обычное занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Дети: сейчас в природе время года Осень.

Воспит: Правильно. (Воспитатель обращает внимание детей на то что сейчас рання осень.) Как вы думаете, чем люди могут заниматься осенью?

Дети: Собирать урожай грибов, ходить в лес за грибами?

Воспит: Правильно, именно в это время года в лесах растет большое количество разных грибов. Многие из них люди собирают и едят.

Ребята, а вы когда ни будь, собрали вместе с папой мамой грибы?

Дети: Да. (рассказы детей)

Воспит: сегодня мы с вами отправимся в лес по грибы. Посмотрим сколько в лесу грибов.

Чаще всего грибы собирают ранней осенью после дождей. Есть даже такое выражение: «грибной дождь».

Воспит: и вот после «Грибного дождя» выросло много грибов, ребята посмотрите на доску, как называются эти грибы.

Дети: подосиновик, подберезовик, белый, сыроежка.

Восп.: А в какую группу можно объединить эти грибы?

Дети: эти грибы съедобные

Воспит: А кто из вас знаком с этими грибами? Назовите мне их?

Дети: бледная поганка, мухомор, ложный опенок.

Восп.: а к какой группе относятся эти грибы

Дети: это ядовитые грибы

Восп: Где еще можно встреть грибы кроме леса?

Дети: В парке, сквере, и даже во дворах домов.

Воспит: показывает детям шампиньоны и вешенки и объясняет, что эти грибы человек научился выращивать, их можно купить в магазине.

Воспитатель предлагает детям прочесть отрывки разных стихотворений и подобрать к каждому из них изображение (или муляж) того гриба, о котором в нем говорится.

Дети:

1 ребенок

Вот старик-боровик –

Очень важен и велик.

Темная шляпка, белая ножка –

Я возьму тебя с собой,

Полезай в лукошко.

2 ребенок

На пеньке растут опята –

Очень дружные ребята.

Где их шляпки? Рассмотри

И в лукошко собери.

3 ребенок

Масленок на солнце,

Не прячась, блестит.

И кажется, будто

Он маслом облит.

В ходе беседы воспитатель называет характерные черты разных грибов, например: «У белого гриба на ножке есть мелкая сеточка, которой нет у других грибов. У него приятный запах. Это съедобный гриб»; опята расстут на пне дружной семейкой,

Воспит: Ребята чтобы стать настоящими грибниками мы должен знать некоторые правила. Обратите внимание у вас на столах лежат два кружка: красный и зеленый, я сейчас вам буду говорить правило и если оно правильное то вы поднимаете зеленый круг, если это те так то вы поднимаете красный круг. Будьте внимательны.

- можно рвать и топтать ядовитые грибы

Дети: красный круг.

Воспит: Правильно ребята. Таня объясни почему ты подняла красный круг.

Дети: потому что ядовитые грибы нельзя рвать и топтать, для человека они опасны, а многие звери в лесу ими питаются

Воспит: Правильно Таня, такой гриб ни в коем случае нельзя трогать. Некоторые люди сбивают такие грибы ногами, растаптываю их, считают, что они не нужны. Для человека мухомор – очень опасный гриб. Он красивый, но лучше любоваться им издалека, можно его сфотографировать. А вот белки, слизни, сороки могут есть мухоморы. Для лося мухомор – это лекарство. Еще в грибах откладывают свои личинки некоторые насекомые.

- вырывать гриб

Дети: красную карточку

Воспит: Саша, почему ты поднял красный круг.

Дети: Потому что грибы нужно срезать, чтобы не повредить грибницу

Воспит: правильно.

Воспитатель объясняет, что шляпка на ножке – это далеко не весь гриб, это только та его часть, которая находится над землей и которую мы видим. Тоненькие белые нити грибницы, на которых вырастают грибы, находятся в земле. Эти «нити» похожи на тонкое кружево. По этим «нитям» из земли к грибам поступает вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю – тонкие белые «ниточки» рвутся, грибница разрушается, и на следующий год в этом месте грибы уже не вырастают. Кроме того, без «одеяла» из листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь, она может прожить сотни лет.

Второе правило нужно соблюдать еще и потому, что многие грибы «дружат» с деревьями. Грибы неспроста селятся возле разных деревьев: они «дружат» с деревьями, помогают им расти (мухомор, например, «помогает» соснам, елям, березам и др.). А деревья, в свою очередь, помогают грибам получать пищу. Если не будет в лесу грибов, многие деревья будут хуже расти.

- не собирать грибы у проезжей части

Дети: зеленый круг

Воспит: Какие вы у меня умные, опять подняли правильный кружок. Ребята а почему же нельзя собирать грибы у дороги?

Дети: грибы как губка они впитывают все таксины которые выделяет машина и поэтому грибы становятся ядовитыми для человека.

- не срывать очень старые и очень маленькие грибы

Дети: поднимают зеленый круг.

Восп: молодцы. Костя расскажи нам почему нельзя срывать очень старые и очень маленькие грибы

Дети: очень старые грибы не получится донести до дома потому что они развалятся, а маленьким грибам нужно дать подрасти.

Восп: какие же вы молодцы. Ребята, а вы знаете, что существуют к этим правилам знаки? Давайте мы с вами посмотрим и определим какое же правило обозначает этот знак.

Дети:

- нельзя топтать и срывать ядовитые грибы

- срезать грибы аккуратно ножом, или выкручивать

- не собирать грибы у проезжей части

- не срезать очень старые и очень маленькие грибы

Воспит: Ребята вы устали? Давайте отдохнём. Давайте встанем в круг.

Физкультминутка:

Белочка бежала грибочки собирала

Зайчик проскакал грибочки собирал

Лисичка бежала лисички собирала

Медведь проходил мухомор раздавил.

Ребята садимся на свои места.

Дети, у некоторых грибов есть говорящие названия. Например: посмотрите этот гриб, называется лисичка, потому что он рыжий, а его шляпка чем-то напоминает мордочку лисы.

этот гриб называется масленок потому что, его шляпка блестит, будто она смазана маслом.

этот гриб называется волнушка потому что на шляпке гриба можно различить кольца - волны

Воспит: Воспитатель обращает внимание детей на названия грибов «подосиновик», «подберезовик». Почему у них такие название?

Дети: Все эти названия рассказывают, под каким деревом чаще всего растут эти грибы. Воспитатель говорит:

- Гриб, который растет под осиной, называется (подосиновик).

- Гриб, который растет под березой, называется (подберезовик).

Восп: иногда подберезовик путают с подосиновиком, потому что они очень похожи и растут рядом. А отличить их можно так: на изломе подосиновик синеет а подберезовик остается светлым

Воспитатель рассказывает, что грибы бывают очень разными. Настолько разными что, глядя на некоторые из них, мы даже не сразу можем сказать, что это грибы. Дети рассматривают изображение гриба дождевика. Такие грибы очень часто можно увидеть и в лесу, и в парке. Сначала это белый упругий шарик. А когда гриб стареет, он превращается в темно-коричневый сморщенный комочек. Это значит, что гриб созрел. Если на такой гриб наступить, из него пойдет «дым» - в разные стороны посыплется очень-очень мелко коричневая пыль. Из таких «пылинок» - спор – вырастают новые грибы.

В заключение воспитатель делает выводы и повторяет правила, которые нужно соблюдать при сборе грибов:

Дети:

- Грибы бывают очень разные.

- Грибы бывают съедобными, несъедобными и ядовитыми (опасными для человека).

- Нельзя трогать, собирать незнакомые грибы.

- Природе нужны все грибы. Их едят разные животные, с ними «дружат» разные деревья.

- Ко всем грибам нужно относиться бережно. При сборе грибов нужно аккуратно выворачивать или срезать их ножку.

- Нельзя сбивать грибы ногами или палкой.

- В поисках грибов нельзя разгребать землю или мох палкой, чтобы не повредить грибницу.

Восп: Ребята, а посмотрите кто это такой?

Дети: Старичок

Восп: дети это не простой старичок. Давайте прочтем письмо и узнае что же это за гость.

Письмо:

Дорогие ребята меня зовут старичок лесовичек, я живу в сказочном лесу. Я смотрел затем, как вы сегодня внимательно слушали и отвечали, какие же вы молодци что вы запомнили все правила грибника, которые нужно знать обязательно, чтобы не принести вред нашему лесу. Я приглашаю вас в гости в свой лес. А за то что вы были сегодня такими внимательными, за дверью вас ждет сюрприз. До свидания. До новых встреч.

Восп: выходит за дверь и приносит корзину с грибами.

Ребята мне было очень приятно с вами работать, я очень вами горжусь, Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу пить чай с грибочками.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в старшей разновозрастной группе: «Грибное царство». АВТОР: ПОЛЫСКАЛИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА «ГРИБНОЕ ЦАРСТВО». Цель. Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства,.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в грибное царство» Цель: познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных); уточнить условия,.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Открытое занятие «Грибное царство»
Опубликовано: 9 октября 2014 в 05:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов

Международная китобойная комиссия 33 года назад ввела запрет на китовый промысел. В честь этого события был учрежден праздник — Всемирный день китов и дельфинов. 23 июля считается днем защиты вообще всех...

Конспект НОД по лепке «Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите!» с...
22 июля. День божьей коровки на МААМ. Цель: вызвать интерес, желание слепить божью коровку из пластилина; воспитывать любовь к природе – желание спасти...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Лето в творчестве русского...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Конспект прогулки для средней группы «Наблюдение за цветением ирисов»
Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно, относиться к...