МААМ-картинки

Открытое занятие для учащихся 13 лет по дополнительной общеобразовательной программе «Фрэш». Раздел «Вокальная работа»

Александра Карпеко
Открытое занятие для учащихся 13 лет по дополнительной общеобразовательной программе «Фрэш». Раздел «Вокальная работа»

Цель занятия : создание условий для акцентирования внимания обучающихся на приемах и методах вокальной работы, которые помогают справиться с индивидуальными недостатками пения, совершенствовать голос, организовать процесс самонаблюдения и самоанализа, а также для развития личностного потенциала каждого ученика.

Задачи:

Обучающие:

1. выявлять проблемные стороны обучающегося (мышечные зажимы, нечистое интонирование, неправильное дыхание);

Публикация «Открытое занятие для учащихся 13 лет по дополнительной общеобразовательной программе „Фрэш“, Раздел „Вокальная работа“» размещена в разделах

2. обучать мобилизовать личностные качества ребёнка для самостоятельного поиска вокально-технических возможностей голоса и совершенствования исполнительских навыков;

3. обучать самоанализу своей вокальной работы;

Развивающие:

1. развивать максимально комфортное состояние голоса при пении;

2. развивать мышление о возможностях собственного голосового аппарата;

Воспитательные:

1. воспитывать инициативность исполнителя, самостоятельность в действиях и суждениях в процессе освоения певческой деятельности;

2. воспитывать уверенность в себе, веру в свои способности;

3. воспитывать музыкальный и эстетический вкус.

Вид занятия : Комбинированное занятие :

применение ранее изученных навыков и умений;

ознакомление с новым материалом и его закрепление;

работа над произведением.

Оборудование:

1. синтезатор;

2. компьютер;

3. микрофон;

4. музыкальный центр.

Возраст: 13 лет

Продолжительность занятия : 40 минут.

Форма занятия : индивидуальная (солист).

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, технологии проблемного обучения, развивающего обучения.

Ход занятия

Педагог: -Здравствуйте, дорогие гости нашего занятия!

Сегодня мы проведем открытое индивидуальное занятие, с одной из моих учениц, Вензель Камиллой. Так как темой сегодняшнего занятия является «Основные певческие недостатки. Методы и приемы их исправления», мы разберем эти недостатки и способы их устранения на примере Камиллы. Прежде чем мы перейдем к основным упражнениям, мы должны пройти подготовительный и не менее важный этап – дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Становимся перед зеркалом, ставим руки на ребра и делаем спокойно вдох и выдох, раздвигая нижние ребра. Затем ставим руки на талию, делая вдох-выдох, растягиваем косые-брюшные мышцы. Затем, кладем руки на живот, при вдохе раздуваем его, при выдохе сдуваем. Хорошо, теперь переходим к гимнастике Стрельниковой. Эта гимнастика не только укрепляет голосовые связки у певцов, а так же лечит множество заболеваний, предотвращает заболевания дыхательной системы и укрепляет иммунитет. Руки поставили на талию, так чтоб ощущать движение грудной клетки и живота, поворачиваем голову направо, делаем резкий короткий вдох носом (шмыг, повернув голову обратно (прямо, делаем неслышный, пассивный выдох через рот. Затем, поворачиваем голову налево и делаем то же самое. Повторяем упражнение 8 раз. Следим за тем, чтобы при вдохе наш живот и ребра раздувались, при выдохе сдувались. Эти упражнения я считаю основными и необходимыми для вокалиста любого уровня. Это не только подготавливает наш дыхательный аппарат к работе, но и является той здоровьесберегающей технологией, после которой появляются бодрость и легкость в теле, облегчается дыхание, повышается работоспособность, улучшается настроение.

Неотъемлемой частью подготовки нашего голосового аппарата к работе является артикуляционная гимнастика. Стоя перед зеркалом, приступим к первому упражнению «Разминка». С сомкнутыми губами делаем круговые движения языком перед зубами, в одну и другую сторону.

Упражнение «Лошадка» знает каждый из вас, и наверняка умеет его делать, но мы обратим внимание на то, что бы хорошо двигалась нижняя челюсть, и двигались все мышцы лица. Систематичность выполнения этого упражнения поможет нам избавиться от лишних мышечных зажимов при пении.

Теперь немного растянем язык при помощи упражнения «Грибок», после частого выполнения которого, дикция ученика улучшается. С закрытым ротиком приклеиваем язык к верхнему небу, и, оставив язык приклеенным, аккуратно опускаем нижнюю челюсть, приоткрыв рот.

И еще одно из наиболее важных упражнений – «Зевок». Обычно преподаватели сталкиваются с такой проблемой как прижатый, плоский звук. У нас с Камиллой тоже существовала эта проблема, с которой мы теперь практически справились, благодаря этому упражнению. Смотря на себя в зеркало, широко открываем ротик и зачастую видим, как наш язык, свернувший калачиком, закрыл нам вход в горлышко и не дает звуку выйти. Камиллочка, что нам нужно делать в таком случае? (Ребенок отвечает) Правильно! Нужно расслабить мышцы языка, равномерно распределить и уложить его в нижней челюсти, а небольшим усилием опустив корень, у нас получится зевок, верхнее мягкое небо само поднимется, в таком положении мы можем проговаривать буквы «А» или чуть сложнее «Э», при этом все время следить за тем, что б язык не поднимался. Благодаря этому упражнению, спустя всего лишь месяц наших занятий, звук у ученицы значительно поменялся.

Подготовительный этап пройден и сейчас мы приступаем к самому важному этапу, в развитие начинающего вокалиста. Первое упражнение на «Немой звук», делается с закрытым ротиком, пропевается главная ступень в заданной тональности. Сразу мы можем услышать тихий неуверенный звук. Камилла, вспомни, пожалуйста, что мы должны сделать, что бы звук был ярче?

Ученица: - Перед тем как петь, сделать хороший вдох носом, при этом сильно надув живот, и не сдувая живота, плотно и равномерно выдувать воздух через нос.

Педагог: - Совершенно верно! При такой технике наш звук будет точным, с точки зрения интонации и подачи. И мы сможем хорошо прочувствовать работу носового резонатора. При этом после того как спели упражнение в одной тональности и прежде чем перейти в другую, мы должны хорошо расслабить мышцы живота, выдув остатки воздуха.

Следующее упражнение «Мотор», которое так же хорошо известно многим вокалистам, делается с такой же техникой вдоха и выдоха. Активный вдох носом, пропевание заданного звукоряда, затем расслабление живота, затем снова резкий вдох и т. д. Такой вдох и выдох мы используем в каждом упражнение, пока распеваемся.

Далее упражнение «Тигр». Петь его следует с открытыми верхними зубками, тогда звук будет точный и не вялый.

Упражнение на звук «Ии» исполняется на ступенях тонического трезвучия. Камилла, расскажи, в чем обычно возникает проблема, при пении этого упражнения?

Ученица: - Мне страшно брать верхнюю ноту, я ее беру в головном регистре, но это некрасиво и неуверенно звучит.

Педагог: - Да, ноты должны звучать одинаково, в одной позиции, с одинаковой подачей. Что бы нам было легче петь, мы должны точно выталкивать звук к передним зубам, а на верхней нотке, звук можно отправить немного в носовой резонатор.

Далее упражнение «Мииа», которое не только помогает нам научиться чисто интонировать, петь в одной позиции, но и растягивает наше дыхание. В этом упражнение мы повторяем 3 раза движение по 5 ступеням тональности, при этом меняя буквы с «Мииа» мы переходим и поем букву «О», затем «У», на одном дыхании.

Педагог: - Камилла, какие ощущения возникают у тебя при пении этого упражнения?

Ученица: - Мне кажется, что звук остается где-то в горле, и становится тяжело петь.

Педагог: - Этого ощущения возникать не должно, в горлышке у нас должен быть полный комфорт, никаких не приятных ощущений. Камилла, теперь попробуй спеть мне тоже самое, но при этом хорошо равномерно распредели воздух, чтоб его хватило до конца распевки, можно поставить перед собой ладошку, что бы ты чувствовала непрерывность своего выдоха, и помни, что живот который ты раздуваешь, максимально долго не должен сдуваться. (Ребенок делает упражнение).

Педагог: - Какие ощущения теперь?

Ученица: - Не было ощущения нехватки дыхания, звук двигался легко и свободно.

Педагог: – Отлично! И последнее упражнение, которое мы сейчас сделаем называется «Хай». Его следует делать, спускаясь с верхней ноты вниз по главным ступеням тональности. (Ребенок делает упражнение). Останавливаемся! Мы слышим зажим в голосе, звук должен быть полетный и легкий. Мы видим, что девочка поджала нижнюю челюсть. В этом упражнение нужно обязательно, чтобы ученик представил, что он зевает или кусает яблоко, т. е. широко открывает рот, как снаружи так и внутри. При этом, не заваливая звук во внутрь, а наоборот выталкивая его к верхней челюсти. Тогда мы сможем спокойно и без надрыва, но очень позиционно двигаться и дойти до нот, которые нам редко удаются, не в головном регистре, а микстом.

Из всего этого мы выявили несколько самых актуальных певческих проблем. Что бы избавиться от них, необходим в данном случае самоконтроль и самоанализ ученика, запоминание приятных и комфортных ощущений. Конечно помощь педагога, в разъяснении некоторых хитростей голосового аппарата. Поэтому благодаря технологии проблемного обучения (вопросы от педагога) и развивающего обучения (побуждение ученика анализировать собственные действия) мы смогли решить немало проблем голоса.

Конечно, работа над песней является самым интересным моментом занятия. Мы с Камиллой сегодня разберем песню «Россия». Песня непростая, широкая по диапазону. Естественно, песни следует подбирать, исходя из голосовых возможностей ученика. У Камиллы достаточно широкий диапазон, поэтому эта песня ей подходит, но работы с ней немало.

(Ребенок исполняет песню).

Сейчас мы услышали некоторые зажатости голоса на высоких нотах и недостаток подачи на низких. Чтобы это исправить, мы вспомним те ощущения, которые испытывали на распевках «Мииа» и «Хай», попытаемся это применить, т. е. широко открыть рот, на зевке, следить за беспрерывным точным выдохом и плотной подачей звука на передние зубы или верхнее небо. На низких же нотах, если они пока что не звучат так ярко как хочется (но обязательно будут, если регулярно выполнять все эти основные упражнения, надо хорошо четко проговаривать текст, при пении, точно выталкивая буквы плотным выдохом.

Ну и еще одна неотъемлемая часть песни – это художественный смысл. Все мы живем в России и гордимся своей страной, знаем ее тяжелую многовековую историю, поэтому чувство патриотизма обязательно добавит в эту песню самых необходимых красок.

(Ребенок исполняет песню еще раз).

Умничка! Голос благодаря упражнениям, самоанализу и самоконтролю будет становиться лучше с каждым днем, поэтому даже если пока не работает голос так как нам хочется, вкладывай всю душу в исполнение, и это будет уже очень хорошо. А голос обязательно будет меняться и по мере изменения его, мы будем приступать все к новым упражнениям!

Голосовые проблемы возможны на любом уровне развития, самое главное никогда не останавливаться, искать все новые и новые способы решения этих проблем.

До новых встреч!

Публикации по теме:

Аннотация к дополнительной программе по музыкальному воспитанию в детском саду Пояснительная записка «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа.

Кружковая «Вокальная работа в детском саду» (старшая группа) Основная цель программы: Формировать у детей навыки самостоятельного музыкально - фольклорного творчества через использование произведений.

Мастер-класс с родителями по дополнительной программе «Цветные ладошки»Мастер-класс с родителями по дополнительной программе «Цветные ладошки» В сначала учебного года, я начала работать по дополнительной программе "Цветные ладошки" с детьми второй группы раннего возраста (2-3 года).

Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Горошины» для детей 5–7 лет УЧЕБНЫЙ ПЛАН Возраст 5-6 лет № занятия Тема Месяц Кол-во часов 1 «Пока занавес закрыт». Знакомство с детьми. Организационное занятие.

Целевой раздел рабочей программы (средняя группа) 1. Целевой раздел Пояснительная записка 1.1 Рабочая программа средней группы МБДОУ Темниковский детский сад “Сказка” (далее Программа) является.

Результаты освоения основной общеобразовательной программы за 2014–2015 учебный год по программе «Детство» Наименование образовательной области «Физическое развитие» К вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста стоит.

Требования к разработке дополнительной общеобразовательной программы в соответствии с новым законом об образовании ТРЕБОВАНИЯ к разработке дополнительных общеобразовательных программам В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы Пояснительная записка. Цель: Развитие творческих способностей, воображения. Удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового,.

Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Презентация «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного.

Автор публикации:
Открытое занятие для учащихся 13 лет по дополнительной общеобразовательной программе «Фрэш». Раздел «Вокальная работа»
Опубликовано: 11 марта 2016 в 21:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД