Папки-передвижки

Экологическое воспитание дошкольников. Открытое занятие в подготовительной группе «Знакомство детей со степями Казахстана»

пушкарёва Ирина
Экологическое воспитание дошкольников. Открытое занятие в подготовительной группе «Знакомство детей со степями Казахстана»

Знакомство детей со степями Казахстана

З а д а ч и:

• Способствовать формированию представлений детей о пустыне и степи, живущих там животных, их образе жизни;

• Формированию представлений о том, что все растения и животные растут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома;

Цели:

• Формировать представления об особенностях природного ландшафта родного края (степи, полустепи, горы, лесосстепи,

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Открытое занятие в подготовительной группе „Знакомство детей со степями Казахстана“» размещена в разделах

• Обогащать знания детей о представителях флоры и фауны Казахстана; Развивать у детей любознательность, стремление узнать о природе родного края.

• Прививать любовь к Родине.

• Опыты с Песком

Цель:

познакомить детей песком как с природным компонентом и его составом.

• дать представления о свойствах песка.

Задачи:

Образовательные: формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это делать? Что я узнаю? Что сделано);

Развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.

Воспитательные : формирование нравственно-волевых качеств, формирование представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Словарная работа: степь, лесостепь, пустыня, полупустыня, ветер-суховей,

Оборудование: картинный материал, карта Казахстана, электронная презентация «Животные и растения степи», музыкальное сопровождение. Для опытов с песком: Мерная посуда, воронки, лупа, салфетки, песок.

Предварительная работа:

-Рассматривание на карте и глобусе зоны пустынь и степей.

-Беседы с детьми об этих природных зонах.

-Чтение познавательной литературы.

-Рассматривание иллюсстраций.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Здравствуйте гости! Здравствуй Солнышко! Твои лучи теплые и ласковые, согрели и разбудили нас. Стало нам радостно и весело. Твои лучики зовут нас к себе. Спасибо, Солнышко, мы подросли и тянемся к тебе, улыбаемся тебе, желаем друг другу и всем гостям здоровья и радости. Подарим друг другу дружбу и радостное настроение. Пусть оно поможет нам стать добрее и лучше. Будь, Солнышко, сегодня с нами и возьми хорошее Настроение.

Замечательно! Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?

На чем можно путешествовать? (На поезде, самолете, автомобиле)

Отгадайте загадку:

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

- А, вы, хотите полететь на облаках?

(Звучит музыка - национальные мотивы.)

А теперь закройте глаза. И представьте, что мы отправляемся в путешествие на облаках.

1. Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие по степям Казахстана. Узнаем много интересного и полезного. Посмотрите на карту. Это территория Казахстана.

- А, вы, можете сказать, почему наша Земля с высоты птичьего полета, имеет разную окраску? (Это разные природные зоны)

- Какие природные зоны на территории Казахстана, вы можете назвать? (Лесостепи, степи, полупустыни и горные ландшафты)

-Равнинная территория Казахстана в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями. - Каким цветом на карте обозначена зона полупустынь и пустынь? (эта зона обозначена красным цветом цветом).

Воспитатель просит детей послушать стихотворение:

На все стороны степь :

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!

- Посмотрите на картинку и скажите, что же такое степь? (Ответы детей).

-Степи расположены южнее зоны лесов. Степи - это большие безлесные пространства, травянистые равнины. Степи бывают : разнотравными, типичными, сухими, пустынными.

-Лето в степях жаркое и сухое, а зима холодная. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно. Летом часто дуют суховеи. Суховей – это сухой, горячий ветер.

- Как вы думаете, чем степь отличается от леса?

- Растут ли в степях деревья? Какие, много ли их?

- Нет деревья в степи не растут.

- Если нет деревьев, значит, нет тени, поэтому растут только светолюбивые растения. Какие?

- В степи растут разнообразные травянистые растения: житняк гребневидный, типчак, волоснец, колокольчики, горечавка, живокость клиновидная, шпажник, лапчатка семикосточковая, коровяк, синяк обыкновенный, оносма, шалфей эфиопский, очиток, молодило, гонеолиион татарский, бессмертник песчаный, эфедра, тюльпаны, лук, ирис, сон трава. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги. В период с апреля по май степь становится подобна яркому цветущему ковру. В это время зелёная степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, колокольчиков. Но вскоре их надземные части отмирают, в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. Наиболее драгоценной жемчужиной в море цветов является - тюльпаны Шренка и Бибирштейна,

-Облик степи меняется в течение всего лета. Яркой и многокрасочной степь бывает только в период кратковременной весны. В июле трава уже выгорает и желтеет

- Как вы думаете, что помогает растениям приспособиться к жизни в степи? -Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по-разному. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

степи растут кустарники саксаул, каркганы (Степная акация, спирен, тёрн, смородина золотистая, степной вишни, шиповник, ракитник

-Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров.

- Как думаете, какие животные должны населять местность, покрытую травой? (Травоядные).

- Какие виды животных питаются растениями? (Насекомые).

Если много цветов, значит много насекомых, которые их опыляют. Например: Кобылка, степная дыбка- кузнечик, жук навозник, Божья коровка,жук чернотелка, мрачная моль.

Из ядовитых пауков: скорпион, фаланга, тарантул.

-Вот послушайте сказку о жуках: Чтение сказки о жуках:

На одном листке встретились два жука: оранжевый и зелёный. Посмотрели друг на друга и удивились.

- Почему ты весь зелёный?

- Чтобы птицы не съели.

- Вот чудак. Чтобы птицы не съели, надо быть оранжевым!

- Нет,- сказал зелёный.

- Да, - сказал оранжевый.

Долго жуки спорили. И тут их заметила птица. Жуки увидели её, и что они сделали? Что сделал зелёный жук? Что сделал оранжевый жук? (Оранжевый жук спрятался в лепестках оранжевого цветочка. Зелёный жук спрятался в траве)

-В засушливые и жаркие годы на берегах крупных степных рек сильно размножается перелетная саранча — самое прожорливое из наших насекомых.

-Обильны различные муравьи. В отличие от лесных муравьев, строящих муравейники в виде надземных куполов, степные устраивают муравейники глубоко в почве. Муравьи-жнецы питаются исключительно семенами растений. Муравьи-фаэтончики — хищники, лучшие бегуны в мире насекомых.

- Как вы думаете, кто ещё может жить в степи, если есть обилие насекомых и растений? (Птицы).

(Звучит запись с птичьим пением)

В степях Казахстана водятся : дрофа, стрепет,удод,серая куропатка, сорокопут-жулан, полевой жаворонок, степной жаворок,чёрный жаворонок Берега многих озёр покрыты зарослями камыша и мелкого кустарника. Там в изобилии водятся водоплавающие и болотные птицы. Это гуси, утки, журавли, чайки, кулики, авдотки.

2. Физминутка Давайте сделаем самомассаж

Хомка –хомка, хомячок

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт,

Подметает хомка хатку,

И зовёт всех на зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять-

Хочет хомка сильным стать!

Как вы думаете, каких животных называют грызунами? Самые распространенные животные степи – грызуны : зайцы, тушканчики, Сурок обыкновенный, суслики, степной хорёк, мышовка,. В степи много грызунов, так как для них много пищи. - А как животные приспособились к жаркому климату степи? Где они прячутся от жары? (Роют норы, где прячутся в дневную жару. Они спят днём, бодрствуют вечером и ночью.)

- А как ещё животные приспособились к жизни в степи? (Они имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму. Спят всю зиму.)

степи водится много животных, приспособившихся к жизни на открытых степных пространствах. Это такие виды животных, окраска которых похожа на цвет земли, на которой они обитают. Некоторые из них быстро бегают и быстро летают, а другие уходят в спячку в зимнее время года. Какого цвета шерсть у тушканчика?

- Как вы думаете, почему шерсть рыжевато-коричневого цвета? Есть от этого польза?

В местах, где обитают тушканчики, суслики, полевые мыши, можно встретить и таких хищников, как: степной хорёк, в южных районах степи водится лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью, волк, енотовидная собака. Средних хищников:Степной хорь, барсук, ёж,

В степи обитают и хищные птицы которые охотятся на грызунов:

Пустельга, Степной орёл,делбик

-Рептилии: Степная гадюка, черепаха, восточная прыткая ящерица, желтобрюхий полоз.

.А вот и ещё один обитатель степи-верблюд. Верблюд – самое выносливое животное, может долго находиться без воды и пищи. Ест ветки, листья, колючки. Хорошо переносит и жару, и холод. Стопы ног грубые и мозолистые, поэтому раскаленный песок пустыни ему нипочем.

-Гордость казахской степи — реликтовая антилопа сайгак, джейран.

-В камышовых зарослях озер можно встретить кабана. - Ребята, растения и животные степи живут в трудных условиях – это жаркое лето, малое количество осадков. Иногда в течение 1,5 – 2 месяцев не бывает дождей. Поэтому все это заставило растения и животных выработать приспособления, которые помогают им выжить в таких условиях. Но многим растениям и животным степи грозит исчезновение

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Краеведческая работа в условиях детского сада Общая характеристика флоры и фауны местного края. в работе воспитателя по формированию экологической культуры мышления и сознания, воспитание.

Программа ознакомления детей с родным краем «Мир Бодайбинского района» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ «МИР БОДАЙБИНСКОГО РАЙОНА» ТИП ПРОГРАММЫ: образовательная. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познание, социализация,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Открытое занятие в подготовительной группе «Знакомство детей со степями Казахстана»
Опубликовано: 21 мая 2014 в 01:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД