Папки-передвижки

Открытое занятие «Путешествие по стране «Красивая речь»

Анна Егорова
Открытое занятие «Путешествие по стране «Красивая речь»
▼ Скачать + Заказать документы

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Тема НОД: «Путешествие по стране «Красивая речь» Возраст: подготовительная группа Цель: закрепить достигнутый уровень речевого развития, расширить и конкретизировать усвоенные ранее речевые навыки и понятия. Задачи: речевое развитие: - закрепить умение сравнивать один объект с каким-либо другим объектом по заданному воспитателем признаку, - развивать словотворчество, воображение, - побуждать использовать в речи больше прилагательных, эпитетов, сравнений, - упражнять детей в составлении метафор, получая радость от речевого творчества, - учить отвечать на вопросы развёрнутым предложением. Социально-коммуникативное развитие: - формировать позитивное отношение к сверстникам, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи. Физическое развитие: - обеспечить оптимальную двигательную активность во время проведения занятия, -развитие зрительного внимания и восприятия, общей моторики, координации речи с движением - развитие у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение).

Публикация «Открытое занятие „Путешествие по стране „Красивая речь“» размещена в разделах

Материал: сюжетные и предметные картинки для составления загадок, метафор; опорные картинки для чтения скороговок; художественная литература (русские народные сказки) Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок

ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые! Приглашаю вас совершить небольшое путешествие по стране «Красивая речь». Красивую речь приятно слышать и слушать.

Ребята, а какую речь можно назвать красивой?

(Красивая речь – это речь яркая, богатая,образная, выразительная)

Истоки красивой речи мы черпаем в устном народном творчестве, поэтому все наши задания, которые мы будем выполнять, посвящены русским нродным сказкам, скороговоркам, загадкам. Путешествие мы совершим с помощью фантазии.

Итак в путь!

Звучит музыка

Первая остановка – город ЗАГАДКА

Потренируем смекалку, сообразительность, ум. Сегодня мы не будем отгадывать загадки, мы их будем составлять.

Составление загадки «СОСУЛЬКА»

Что делает? Что (кто) делает так же (картинки)

Капает Роса, кран

Тает Снег, продукты в холодильнике

Висит Ёлочная игрушка, снег с крыши

Протокол составления загадки про сосульку:

- Что делает сосулка?

- Капает, тает, висит.

- Капает, как что?

- Капает, как роса с цветка (сравнение на «завышение»)

- Капает, как неисправный кран (сравнение на «занижение»)

- Тает, как весенний снег (сравнение на «завышение»)

- Тает, как продукты в выключенном холодильнике (сравнение на «занижение»)

- Висит, как ёлочная игрушка (сравнение на «завышение»)

- Висит, как снег с крыши (сравнение на «занижение»)

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «как», «но не».

Пример: составление загадки про сосульку с приёмом «завышения»

«Капает, как роса с цветка; тает, как весенний снег; висит, но не ёлочна игрушка»

Пример: составление загадки про сосульку с приёмом «занижения»

«Тает, но не продукты в холодильнике; висит, но не снег с крыши; капает, как неисправный кран»

По ходу протокола в таблицу подставляются картинки, опираясь на которые дети самостоятельно составляют загадку

Переходим к следующему этапу нашего путешествия – станция СКОРОГОВОРКА

На доске опорные картинки

- Вам, ребята, нужно выбрать картинку к своей скороговорке и произнести её чисто и быстро три раза подряд

«Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила»

«Наварила щука щей, угощала всех лещей»

«У соседнего колодца, целый день водица льётся»

Динамическая пауза «Зайка»

Вот летят, кружась, снежинки (взмахи руками, разведёнными в стороны)

Кружевной плетут узор (вращательные движения рук перед собой)

На поляны, на тропинки (показывают влево, вправо)

Ляжет сказочный ковер. (широко разводят руки в стороны)

Кто теперь заметит зайку (поворачиваются друг к другу лицом

В белой шубке на снегу? и показывают друг на друга)

Ну-ка где он? Угадай-ка, (приседают, прячут лицо

В поле или на лугу? Показывают влево, вправо)

Наша следующая остановка – МЕТАФОРЫ

Что же такое метафора?

(метафора – это скрытое сравнение)

- Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по их сходству. Метафоры украшают нашу речь, делают её выразительнее, ярче. Давайте вспомним, какие бывают метафоры.

Воспитатель обращает внимание детей на картинки-подсказки

(Метафоры бывают по форме «кольцо на руке-кольцо дыма»

По цвету «золотой медальон-золотые кудри

По впечатлению «розовое покрывало-розовые мечты»)

- У кого из сказочных героев были розовые мечты? О чём они мечтали? (В сказке «Волшебник изумрудного города» Элли мечтала вернуться домой, лев хотел получить смелость, железный человек мечтал получить сердце, страшило – мозги….)

(Золушка мечтала попасть на бал, розовые мечты были у Белоснежки из сказки «Белоснежка и семь гномов»)

- А сейчас, ребята, мы с вами составим метафору про сосульку по картинке.

Составление метафоры

«С частокола крыши медленно капали слёзы весны»

Детям предлагается взглянуть на картинку с изображением крыши дома, с которой свисают сосульки

Задача: составить метафору относительно сосулек

Работу с детьми следует организовать в форме обсуждения

- Ребята, что вы видите на картинке?

(На картинке сосульки, они свисают с крыши)

Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением сосулек

- Какие сосульки?

(Сосульки острые, прозрачные, длинные, ледяные)

- Что делают сосульки?

(Они блестят, свисают, пдают, ломаются, капают)

- А что ещё может капать?

(Капает вода из крана, роса с цветка, дождь, слёзы из глаз)

Воспитател выставляет на доске картинку с изображением глаз со слезами

- Скажите, когда капают сосульки?

(Сосульки капают весной, когда ярко светит солнце)

- Если сосульки капают весной, а мы их сравниваем со слезами, значит слёзы какие?

(Весенние, слёзы весны)

- Давайте объединим эти слова

Воспитатель обводит круговым движением руки изображения сосулек и глаз со слезами.

- Произнесите эти слова подряд!

(Слёзы весны или весенние слёзы)

- Составьте предложение с этими словами.

С ЧАСТОКОЛА КРЫШИ МЕДЛЕННО ПАДАЛИ СЛЁЗЫ ВЕСНЫ

С ЧАСТОКОЛА КРЫШИ МЕДЛЕННО ПАДАЛИ ВЕСЕННИЕ СЛЁЗЫ

- Наше путешествие продолжается. Следующий этап нашнго путешествия – город СКАЗОК

Русские народные сказки наполнены метафорами, образами. Сейчас я вам буду читать отрывки из произведений, а вы должны найти в них метафоры и подобрать к ним картинки.

- «…но, как чёрная железная нога, побежала, поскакала кочерга»

- Где здесь метафора? И какое это произведение?

(Чёрная железная нога – это кочерга, сказка «Федорино горе» К. Чуковский)

- «…кобылица молодая, очью бешено сверкая, змеем голову свила и пустилась как стрела»

(И пустилась как стрела. Сказка «Конёк-горбунок» П. Ершов)

- Метафоры встречаются и в стихах. Послушайте стихотворение:

«Луг, совсем как ситцевый

Всех цветов платок,

Не поймёшь, где бабочка,

где живой цветок» (Луг как ситцевый платок)

- Наше путешествие подошло к концу.

«Теперь вы знаете, друзья,

Что есть чудесная страна.

Где тропинка и лесок

Над морем лёгкий ветерок,

Чайки, небо надо мною -

Всё прекрасное, родное»

- Я думаю, что вам понравилось путешествие по стране «Красивая речь»

- Чем запомнилось это путешествие вам?

- Я надеюсь, что вы теперь с интересом будете находить метафоры в произведениях, состалять их по картинкам.

Публикации по теме:

Диагностика физического развития детей дошкольного возраста Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» Диагностика физического развития детей дошкольного возраста.

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Путешествие по стране «Красивая речь»
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 14:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Путешествие по стране «Красивая речь»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Егорова (УИ 279451) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД