Екатерина Артеменко
План-конспект занятия «Секреты дружбы» для детей 7–13 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План-конспект занятия по теме :
«Секреты дружбы»
Воспитатель: Артеменко Е. С.
Станица Попутная,
Отрадненский район
2020 г.
Целевая аудитория – несовершеннолетние 7-13 лет.
Цель: Развитие дружеских отношений в детском коллективе через освоение воспитанниками правил дружеских отношений.
Задачи:
Публикация «План-конспект занятия „Секреты дружбы“ для детей 7–13 лет» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Развивать представление детей о правилах дружбы.
2. Обобщить и закрепить знания пословиц о дружбе.
3. Формировать умение разгадывать ребусы.
4. Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.
5. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь,
6. Развивать культуру общения, дружеские взаимоотношения.
7. Формировать у детей чувство любви к ближнему, взаимопомощи.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, аудиозапись «От улыбки», презентация, волшебное дерево, цветочки из бумаги, клубок ниток, разрезные карточки, доска магнитная, карточка с ребусом.
План :
1. Ритуал начала. Упражнение: «Утренний круг».
2. Вводная часть. Упражнение: «Скажи вежливое словечко», тренинг «Подари улыбку», Упражнение 2: «Поменяйтесь местами те, кто.».
3. Основная часть. Отгадывание пословиц о дружбе, физминутка, разгадывание ребуса, игра: «Я считаю тебя добрым, потому что…», просмотр картинок из презентации, сбор разрезных картинок «Кошка» и «Собака», притча о дружбе.
4. Заключительная часть. Тест: «Хороший ли ты друг». Рефлексия.
Ход занятия:
Под музыку дети заходят в зал и присаживаются на стулья
Здравствуйте, уважаемые коллеги и воспитанники рада поприветствовать вас на нашем открытом занятии.
1. Ритуал начала.
Утренний круг:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!– Тренинг «Подари улыбку»
2. Вводная часть.
- Ребята, когда вы заходили в игровую, звучала песня. Скажите, о чем поётся в этой песне? (о дружбе). А с друзьями можноподелиться улыбкой?
- Кто самый сообразительный и уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (о дружбе)
- Сегодня мы с вами действительно, будем говорить о дружбе, будем разгадывать секреты дружбы. (Слайд 1)
- А чтобы их разгадать надо четко и внятно говорить, полным ответом отвечать, быть внимательным.
- Ребята, я приготовила для вас сегодня чудо-дерево, но мне кажется, что оно заскучало, а давайте мы разгаданные секреты дружбы в виде цветочков будем дарить нашему чудо-дереву? Вы согласны? Тогда оно повеселеет. (Доска магнитная).
- Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, помогают, защищают. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту).
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах.
- Так с чего же начинается дружба, как вы догадались? (со знакомства).
- А какая же дружба без вежливых слов. Какие вежливые слова вы знаете? (Здравствуйте, привет, добрый день (приветствие); до свидания, пока, счастливого пути (прощание); Извините, простите, я виноват (извинение); Спасибо, благодарю (благодарность); Будьте добры, пожалуйста (просьба).
Упражнение 1: «Скажи вежливое словечко».
- Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем друг друга вежливо по имени, чтобы гости знали, как нас зовут, но с одним условием: называть соседа ласково по имени (Здравствуй, Яночка, привет, Ванечка… и т. д.).
Упражнение 2: «Поменяйтесь местами те, кто…».
- Ребята, мы уже с вами сказали, что дружба начинается со знакомства. Продолжим знакомство. Я предлагаю поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу:
- Пересядьте те, у кого есть сестра,
- Пересядьте те, у кого есть брат,
- кто любит мороженное,
- кто сочиняет стихи,
- кто лучше всех ездит на велосипеде,
- кто любит математику,
- кто учится на одни «4» си «5»,
- у кого в одежде есть красный цвет,
- кто соблюдает режим дня,
- кто имеет настоящего друга или подругу,
- кто сам является хорошим другом,
- кто желает другим добра.
- Ребята, когда вы входили в игровую, звучала песня. Мы уже с вами сказали, что песня о дружбе. А с чего начинается дружба в песне? (О. Д.)
-Правильно, ребята с улыбки, так в песне поётся.
- Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет.
- Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, всегда появляется улыбка на лице.
Давайте ПЕРВЫЙ СЕКРЕТ дружбы – «Улыбка» поместим на наше чудо-дерево. (слайд 2)
2. Основная часть.
- Ребята, а сейчас я вас приглашаю в галерею «Пословиц» о дружбе.
- Я приготовила для вас пословицы, но неожиданно две части каждой пословицы поссорились. Предлагаю вам, соединить части пословиц, чтобы их помирить.
Я говорю первую часть пословицы, а вы добавляете вторую.
• Нет друга – (так ищи, нашёл – (береги).(слайд 3)
• Друзья познаются (в беде). (слайд 3)
• Крепкую дружбу… (водой не разольёшь) и топором (не разрубишь).
(слайд 3)
• Старый друг… (лучше новых двух). (слайд 4)
• Один за всех (и все за одного). (слайд 4)
• Птица сильна крыльями, а человек… (дружбой). (слайд 4)
• Чего себе не хочешь (того и другому не делай) (слайд 4)
- Ребята, давайте проверим, какие пословицы у вас получились? (Дети читают пословицы).
- Правильно ребята, вы все молодцы, легко справились с заданием.
– Скажите, ребята, о каком секрете дружбы говорится в пословицах? (надо ценить своих друзей, дружбу с ними, не бросать их) (слайд 14)
Поместим второй СЕКРЕТ ДРУЖБЫ – «Цени своих друзей» поместим на чудо-дерево. (слайд 5)
Физминутка:
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся,
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько,
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки,
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо –
Не начать ли все сначала? (слайд 6)
- А сейчас мы попробуем разгадать ещё один секрет дружбы.
- Но для того, чтобы узнать ещё один секрет дружбы, необходимо разгадать ребус.
- Ребята, приглашаю вас пройти к столу, чтобы разгадать ребус.
Звучит спокойная мелодия.
Дом” ‘бобр О желудь”’Атело’Ь‘костьность – доброжелательность! (картинки)слайд 7
- Что значит быть доброжелательным? (О. Д.) Желать добра.
- Как другие люди узнают, что ты человек желающий добра? (не злиться, не ссориться, не жадничать, никого не обижать, делится, поддерживает, жалеет, выслушает).
- Молодцы ребята, всё верно!
- А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Я считаю тебя добрым потому, что…». Для этого приглашаю вас присесть на стулья в круг.
- Ребята давайте все вместе сплетем паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем её плести, то каждый из нас может выразить добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам.
- Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Я считаю тебя добрым потому, что…». Следующий делает тоже самое обматывает ладонь и передаё т со словами: «Я считаю тебя добрым потому, что…» (Щедрый; умеешь поддержать; умеешь выслушать; заступаешься;оказываешь помощь; вежливый; весёлый; ты радуешь меня и заставляешь улыбаться; умеешь пожалеть, успокоить).
- Кто получил клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
- Молодцы ребята, скажите, какие эмоции вы ощущали, когда вам говорили приятные слова? (Чувство радости, гордости, приятно, восхищения).
- Вы считаете себя такими, какими вас назвали другие дети?
- Ребята, так акой секрет мы с вами разгадали? давайте подарим ещё один секретик дружбы нашему чудо-дереву – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬОСТЬ! (слайд 8)
- Итак, нам известны многие секреты дружбы, остался ещё один. Он «зашифрован» в этих картинках.
Внесение сюжетных картинок «Помогаем друг другу». (слайд 9, 10, 11)
- Чтобы расшифровать картинки, ребята, попробуйте определить, что в них общего. (На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям).
- Это ещё один секрет дружбы четвёртый – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.
- Ребята, давайте прикрепим к нашему волшебному дереву ещё один цветочек, взаимопомощь! (слайд 12)
- При выполнении следующего задания вы можете оказать помощь и поддержку друг другу.
- На столе вы видите части двух разрезных картинок. Нужно собрать эти картинки, одни воспитанники берут кошечку, а другие собаку.
Дети собирают изображение собаки и кошки.
- Молодцы. Вы дружно потрудились. Скажите, кто изображен на ваших картинках?
- Давайте проверим (слайд 13, 14).
- Можно ли назвать их друзьями?
- Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»?
- Как вы понимаете эти слова? Значит постоянно ссорятся, ругаются. Скажите, а ссора, ругань – эти слова подходят к слову – дружба? А как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!
- Ребята, сейчас я хочу вам прочитать притчу. (Звучит спокойная мелодия) (слайд 15)
Притча о дружбе.
Жил на берегу моря старец. И был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил: Кто там? За дверью ему ответили: Это твоё богатство. Но старец ответил: Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья. И не открыл дверь.
На следующий день он вновь услышал стук в дверь. Кто там? Спросил он. Это твоя любовь! Услышал он ответ. Но старец сказал: Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! И опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали. Кто там? Спросил старик. Это твоя дружба! Услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь: Друзьям я всегда рад. Но вдруг… вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал: Но ведь я пригласил только дружбу! На это вошедшие ответили ему: Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство.
- Ребята, а вы согласны с тем, что только вместе с дружбой можно обрести и богатство и любовь?
- Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем пятый секрет? Мир.
- И еще один цветок появляется у нашего чудо-дерева – МИР (слайд 16)
- Сегодня мы с вами узнали о разных секретах дружбы. Давайте их вспомним:
- Чаще улыбайся;
- Цени дружбу;
- Будь доброжелательным;
- Помогай тому, кто нуждается в помощи;
- Живи с друзьями мирно! (слайд 17)
- Уважаемые ребята, впереди вас ждет много всего интересного. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти именно этой дорогой.
Друзья – это редкое богатство! (слайд 18)
Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.
Спешите делать добро!
Старайтесь каждый день приносить людям пользу!
- Ребята, в конце нашего занятия предлагаю вам пройти тест и определить хороший ли вы друг или нет.
4. Заключительная часть. Рефлексия.
Тест «Хороший ли ты друг».
- На экране вы видите вопросы, я прочитаю вслух, а вы на листочках отметите свои ответы.
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь богатого друга, который мог бы сводить вас в кино. (слайд 19)
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вечером погулять, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу). (слайд 20)
3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его. (слайд 21)
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему, чтобы в следующий раз он (а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал. (слайд 22)
- Подведем итог.
- Посчитайте свои ответы, сколько ответов А, Б и В. Каких ответов А, Б или В у вас получилось больше всего?
Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь. (слайд 23)
Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя! (слайд 24)
Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать. (слайд 25)
-Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.
Рефлексия: ребята, посмотрите на наше чудесное дерево. Оно расцвело. А как вы думаете от чего? (От радости, от счастья, от стольких улыбок на лице детей).
- Правильно, ребята, от счастья. А сейчас я хочу узнать, какие эмоции после занятия появились у вас?
- Ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии – похлопайте руками. Кому было тяжело – потопайте ножками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).
- В чём были трудности? (Ответы детей).
- Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья (слайд 26)
- Хочу пожелать вам каждому найти добрых, верных друзей, которые будут спешить к вам на помощь. - Давайте будем все дружить, и нашей дружной семьёй жить! - Благодарю всех за внимание!
Анализ моего занятия :Поставленные цель и задачи достигнуты. Цель соответствует ожидаемым результатам. Время на занятии использовано рационально. Физминуткапроведена в середине занятия. Структура занятия соответствует требованиям. Мною были использованы подвижные игры и упражнения. Используемые упражнения и тренинги эффективны в реализации данной темы. В конце занятия была проведена рефлексия.
Литература:
1. Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М. : «Сюита», 2006.
2. Популярное пособие для родителей и педагогов. 1000 загадок. Сост. Н. В. Елкина. – Ярославль: 2017.
3. Зайцев Г. К. Уроки Знайки. Воспитай себя. – СПб., 2018.