Получи документы

Открытое занятие в подготовительной группе по фольклору «Путешествие в старину»

Юлия Синча
Открытое занятие в подготовительной группе по фольклору «Путешествие в старину»

Путешествие в старину. Русская изба

Подготовила : Синча Ю. В.

Цель:

• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.

• Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

• Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).

Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе по фольклору „Путешествие в старину“» размещена в разделах

• Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, коромысло.

• Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

• Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, Разучивание частушек поговорок, загадок, народных игр. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки и детей.

Воспит: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! Добро пожаловать! С хлебом –солью вас встречаем в светлу горенку приглашаю. Сегодня, я приглашаю вас, отправится в старину. Ребята сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся, как на Руси здоровались.

Дети: «Здраве буде»

Воспит: Что означает, будьте здоровы. Милости прошу ко мне в избу. Посидим рядком поговорим ладком. А чтоб лучше понять куда мы свами попали мы посмотрим фильм который я для вас приготовила.

(фрагмент фильма русская изба)

Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались избами.

Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека была изба. Это был дом деревянный, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки.

Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались.

В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки. Наверху находятся деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым».Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Вот так жили люди раньше!

А в русской избе живет мальчик Ванечка. Мы пришли к нему в гости давайте посмотрим как проходит его день. (Музыка раннее утро в деревне)

. А где же Ванечка? (Подходят к люльке) Он еще спит. Наступило утро, встало солнышко. Давайте и нашего Ваню разбудим.

Аня Воскобойникова

Ваня-Ванечка, проснись, да с кроватки ты спустись

Слышишь, крикнул петушок, просыпайся мой дружок. (Кричит петушок.)

Вот проснулся петушок, встала курочка.

Просыпайся мой дружок, встань мой Ванечка.

Потягушки, потянись, поскорей скорей проснись. (Наливаем в тазик водичку.)

Выходи, водица! Мы пришли умыться.

(Ванечка умывается, читаем потешку.)

Водичка, водичка! Умой мое личико!

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

Ведущий: Ванечка умылся, поиграем с ним в ладушки?

Дети: Да. Поиграем.

(Хором поют и инсценируют песенку “ Ладушки”.)

Ладушки, ладушки.

Где были? – У бабушки. (Хлопают в ладоши.)

Что ели? – Кашку.

Пили простоквашу. (Возят пальчиком по ладошке.)

Кашу поели.

Шу! – полетели! (Машут руками, изображая птичек.)

На головку сели,

Сели – посидели (Кладут ладошки на голову.)

Прочь улетели! Да! (Изображая птичек, разбегаются по залу.)

Ведущий: Как вы хорошо поете и весело играете. Устали? Мы немножко отдохнем и сварим кашу.

Ваню нашего накормим. Берите ложки и плошки.

(Дети берут ложки и плошки.)

Ведущий:

Варись, варись, кашка,

Варись, варись, малашка,

Кашка, кашка,

Кашка – малашка,

Кашку мы сварили –

Ваню накормили.

Дети: дети кормят куколку и приговаривают:

Эта ложечка за мамочку, это ложечка за папочку,

Это ложечка за дедушку, Это ложечка за бабушку

Это ложка для тебя.

Расти большой, вот такой!

(Поднимают куколку вверх.)

Ведущий: Ваня с нами поиграл и кашку поел. Он устал немножко, нужно ему отдохнуть. Уложим Ванечку в люльку и споем ему колыбельную.

(Дети качают люльку и поют колыбельную.)

Баю-баюшки-баю,

Баю Ванечку моего

Приди, котик, ночевать

Нашего Ванечку кочать,

Нашего Ванечку качать,

Качать, прибаюкивать

Спи, усни,

Угомон тебя возьми

Баю-баюшки-баю.

Баю Ванечку моего.

А пока Ваня спит давайте внимательно помотрим что есть в нашей горнице (какая утварь) то есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Стоит жилище

деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

это русская… (изба).

– Молодцы правильно. А теперь зашли в избу и увидели…

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (печь).

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра. (коромысло).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит. (чугунок).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят. (лапти).

В русской избе все крутилось вокруг печки. Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали. Какие вы поговорки и пословицы знаете?

Печь нам мать родная!

Без печи хата не хата

Добрая то речь, что в избе есть печь.

Стихотворение о печи

Дима Гончаров

Печка-матушка, душа!

До чего ж ты хороша!

Калачи да хлебушек

Напечешь для детушек

И наваришь для гостей

Чугунок горячих щей!

Всех накормишь кашею,

Сладкою простоквашею

Да топленым молоком,

Да горячим сбитеньком

И уложешь спатушки

На свои палатушки.

К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы ягоды, рыбу. На печи грелись так и говорили:

Лежи на печи да ешь калачи!

Но лежать можно было только после тяжелого рабочего дня. Да когда все к зиме готово.

В те далёкие времена семьи у русских людей были большие, дружные. Вечером, после трудового дня, собиралась вся семья за столом, у самовара, пили чай, рассказывали друг другу сказки. И пели веселые частушки

(дети исполняют частушки) под музыку.

После того как все осенние работы были завершены русский народ любил петь, танцевать да поиграть. Ребята, а вы любите играть? Давайте и мы с вами в русскую народную игру поиграем!

Вышел Ваня погулять (музыка русская народная)

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Ребята вам понравилось наше занятие, что нового вы узнали?

(Подведение итогов)

Русский народ всегда был очень гостеприимным, своих гостей хорошо принимал да сладостями угощал. Ребята давайте и мы наших гостей угостим сладостями которые любили на Руси (сладкими баранками) и попрощаемся.

Звучит музыка «Ах вы сени, мои сени»

Публикации по теме:

Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний»Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний» Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,.

Семейный час «Путешествие в старину»Семейный час «Путешествие в старину» Беседа 2. из цикла «Советы из «Горенки».Семейный час "Путешествие в старину"Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие дети и гости.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Вспомним нашу старину» Тема: «Вспомним нашу старину…» Цель: Развивать любовь и уважение к русскому народу, его культуре, устному народному творчеству, познакомить.

Открытое занятие в средней группе «Сказочное путешествие» Конспект интегрированной ОД в средней группе. Тема: «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». Цель: Побуждать детей к совместной деятельности, работе в.

Открытое занятие для детей в подготовительной группе «Путешествие в страну народных умельцев» Автор конспекта ННОД: Ковалева Светлана Сергеевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Светлячок» п. Кысыл-Сыр Задачи приоритетной.

Открытое занятие для подготовительной группы «Путешествие в историю возникновения Кубани» Данное мероприятие направлено на формирование общей культуры детей. Учитывая требования ФГОС ДО о тематическом разнообразии, игровой мотивации.

Открытое занятие по математике «Морское путешествие» в подготовительной группе Цель: показать полученные знания детей по математике. Задачи: показать знания детей, полученные на занятиях по математике: счет в пределах.

Открытое занятие в младшей группе «Путешествие в весенний лес» Тема: Путешествие в весенний лес. Цели. Образовательные: формировать интерес к явлениям природы, активировать словарь детей, учить узнавать.

Открытое занятие в средней группе «Космическое путешествие».Открытое занятие в средней группе «Космическое путешествие». Цель: Уточнить и расширить представления детей о космосе, как о единстве космических объектов. Задачи: -познакомить детей с понятием космос,.

Открытое занятие в средней группе «Морское путешествие» Образовательные задачи: 1. Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие в подготовительной группе по фольклору «Путешествие в старину»
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 20:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД