Открытый урок «Работа над звуком в произведении кантиленного характера. Пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс»

Светлана Николаевна Ильина
Открытый урок «Работа над звуком в произведении кантиленного характера. Пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс»

Тема урока: Работа над звуком в произведении кантиленного характера,пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс» из сюиты «Танцы кукол». Цель урока: Формирование у ученика навыков кантиленной игры. Работа над художественно- звуковыми средствами в пьесе.

Задачи урока: Сформировать навыки певучей игры. Научить анализировать значение средств в музыкальной выразительности. Привить любовь к исполняемой музыки. Развить слуховой контроль в произведении с различными элементами музыкальной ткани.

Методы работы: словесный, наглядно-слуховой,практический,эмоционально-познавательный,поэтапная работа над произведением, обобщение.

План урока: 1. Теоретическая часть урока.

2. Практическая часть урока – непосредственная работа над кантиленой пьесой Д. Шостаковича «Лирический вальс»

3. Итог урока: анализ работы, определение задач на будущее.

Ход урока: 1. История появления сборника «Танцы кукол». Дмитрий Шостакович – выдающийся композитор эпохи советского строя. Д. Шостакович писал много серьезной классической музыки: симфонии, оперы, балеты, музыку к кинофильмам, инструментальную музыку. А так же, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. Чтобы как – то помочь и подбодрить своих маленьких детей, которые поступили в музыкальную школу, и которым не очень – то хотелось учиться в ней, он сочинил сборники «Детская тетрадь» и «Танцы кукол». Это лучшая классическая музыка для детей. Веселые, занятные, остроумные детские пьесы Д. Д. Шостаковича очень обогатили музыкальный репертуар юных пианистов. Музыка Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные особенности. Они касались ладовой структуры, ритмики, исполнительских средств. Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и минор, Шостакович свободно трактовал эти основополагающие лады, прибегал к битональности, то есть к одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад сменялся другим даже в рамках одного музыкального построения или темы. Композитор очень часто вводил пониженные (реже повышенные) ступени лада, которые до Шостаковича не применялись. Данный цикл включает в себя семь пьес: “Лирический вальс”, “Гавот”, “Романс”, “Полька”, “Вальс-шутка”, “Шарманка”, “Танец”. Он был написан в 1952 году после аналогичного цикла “Детская тетрадь”. Оба этих цикла явились авторскими переработками для фортепиано написанной композитором в различное время балетной музыки. Сюита “Танцы кукол” рассчитана уже на более высокий уровень подготовки исполнителей. Пьесы из неё стали массовыми фортепианными сочинениями для домашнего музицирования. Все они используют музыку к оркестровым балетным сюитам композитора на основе балетов “Золотой век”, “Болт”, “Светлый ручей”. Поэтому при восприятии этих пьес не трудно представить движения и характеры предполагаемых персонажей при всей обобщённости их названий.

2. По названию танца можно понять его характер. Лирический – значит, задушевный, нежный, взволнованный. Начинается вальс волшебной, сказочной мелодией, нежной и мечтательной, устремлённой и полётной. В вальсе 3 части. Музыка крайних частей (первой и третьей) звучит более плавно, спокойно, нежно, чем в середине. При проигрывании произведения ставлю задачу перед ученицей: определить характер крайних частей, найти контрастные места в мелодии, проанализировав и отработав их на инструменте. Обращаю внимание ученика на гармоническое звучание мелодической линии, а также на стабильность в левой руке ритмического рисунка.

Продолжаем работу с 21-35 тактами - характер одноголосной мелодии сменяется преобладающими здесь терцовыми звучаниями с радостными интонационными взлётами и мягкими спадами к концу построений. Здесь обращаю внимание ученицы на исполнение терцовой мелодии - более выпукло и акцентированно, слуховое внимание ученика должно быть направлено на торжественно – красочное сочетание тональностей: ля- мажор- -си- бемоль мажор.

Работа над среднем разделом ставит перед нами как художественные задачи, так и пианистические в таких эпизодах6 такты 36-44; 45-48; 49055; 56-6-; 61-67. Первые два - исполняются коротким присоединением руки на залигованных звуках начало тактов с последующим лёгким кистевым стаккато на вторых и третьих четвертях. Третий отрывок играется в форме непрерывных звеньев попарно объединённых лигами звуков в «светлом» устойчивом си мажоре. Далее нужно направить внимание ученика на заключение экспозиции, которая звучит на forte акцентированным мелодическим терцовым двухголосьем. Слух и игру ученика направить в конце второго раздела на однотактное мелодическое построение на постепенно угасающее звучании.

В репризе буквально воспроизводится лирически - напевная часть экспозиции. Большое внимании ученика должно быть обращено на партию аккомпанемента в левой руке. Показать ученице, что он исполняется приёмом устойчивой опоры всей руки на клавишу на сильных долях тактов, её как бы дугообразного перенесения на вторые четверти, играемые с последующими третьим штрихом на стаккато и движением от клавиатуры.

3. Вероника на протяжении всего урока старалась выполнять все пожелания, которые ставились в работе над звуком и художественным образом во всех разделах произведения. Чувствовалась её заинтересованность и отдача.

Пронализировали с учащейся работу и выяснили все недочёты в исполнении. На основании этого было дано домашнее задание: проработать партию аккомпанимента в левой руке, попадать на басы и подчистить педализацию.

Публикации по теме:

Открытый урок музыкального руководителя «Экскурсия по Хакасии» Тема: Экскурсия по Хакасии Цель: Создание условий для обогащения музыкального опыта детей, развитие музыкальных способностей через знакомство.

Открытый урок «Весна» Тема урока: Весна Цели: 1. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении 2. Научить определять.

Открытый урок объединения «Театр кукол» по теме «Художественная целостность спектакля» Цель – Освоение учащимися понятия «художественная целостность» через понятия целое и художник. Задачи: - закрепить знания о понятии художественная.

Открытый урок по чтению в 5 классе для слабослышащих детей «Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока: предметные -изучить басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», -сформировать.

Открытый урок по изобразительному искусству «Я — мастер» ХОД УРОКА. I.Организация начала урока. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели..

Открытый урок по окружающему миру в первом классе «Здоровая пища» Открытый урок по окружающему миру "Здоровая пища". 1-й класс Автор материала (ФИО) Байданова Ботагоз Рыспаевна Должность учитель начальных.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Род имен существительных» Данный урок разработан для учащихся 2 классов. Цель урока: дать понятие о категории имен существительных. Урок построен на основе применения.

Открытый урок в 7 классе «Изготовление образцов окантовочных швов» Открытый урок 7 кл. Тема: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБРАЗЦОВ ОКАНТОВОЧНЫХ ШВОВ. Цели: Продолжить знакомство учащихся с классификацией краевых машинных.

Открытый урок в детском саду по английскому языку «Овощи и фрукты»Открытый урок в детском саду по английскому языку «Овощи и фрукты» Образовательные области: «Коммуникация»___ Тема:__Овоши и фрукты.

Занятие или открытый урок по теме «Я и моя семья» «Я и моя семья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 13-18 лет Форма и методы работы: беседа-диалог, работа в группах; индивидуальная.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Открытый урок «Работа над звуком в произведении кантиленного характера. Пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс»
Опубликовано: 9 мая 2016 в 17:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Планирование тематического дня для старших дошкольников «22 августа — День...
Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников. Задачи: обучающие: - расширять знания детей об истории праздника «День Флага России», о...
Дидактическая игра «Плакать не надо» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Плакать не надо». Трудовое воспитание. Дидактическая задача. Вызвать у детей желание помогать другим. Игровая задача. Помочь...
Взаимодействием с родителями. Вовлечение родителей в создание развивающей среды в...
Вопрос о вовлечении родителей в жизнь и образовательный процесс детского сада , а также вопрос о воспитании своего ребенка, остается важным и актуальным на...
Авторская дидактическая математическая игра «Цирк»
Авторская дидактическая математическая игра «ЦИРК» Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я рада представить вам игру "Цирк" Цель к математической...
Физкультурные занятия во второй младшей группе на январь
Занятие 1 Задачи . Повторить ходьбу с выполнением задания; упражнять в сохранении равновесия на ограниченной площади опоры; прыжки на двух ногах,...