Папки-передвижки

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по произведению М. М. Пришвина «Моя Родина»

Замарацкая Марина
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по произведению М. М. Пришвина «Моя Родина»

Открытый урок по литературному чтению 3 класс

М. М. Пришвин «Моя Родина».

Тип урока : открытия новых знаний

Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые метапредметные результаты:

Публикация «Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по произведению М, М, Пришвина „Моя Родина“» размещена в разделах

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: знакомство с автором и его произведением, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

Осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье

Создавать коллективный продукт

Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Понимать роль и значение природы родного края в жизни каждого человека

Уметь объяснить связь между понятиями природа и Родина

Знать, особенности жанра “очерк”

Слушать произведение

Оценивать поступки героя

Оборудование: снежинки, берёзки (самооценка, песня «С чего начинается Родина, берёза- это символ России, листочки берёзы (жёлтые и зеленыё, презентация.

Ход урока :

1. Организационный момент.

Психологический настрой

Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

2. Актуализация знаний

- Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку, но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.

- Какие бы желания вы хотели исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать 100 метров. Дети объясняют, что на этом уроке мы будем делать)

Целеполагание:

- Давайте поставим перед собой задачи, о чем вы бы хотели узнать сегодня на уроке?

-– узнать новое о писателе, чье произведение будем читать

- прочитать и проанализировать произведение

- определить жанр этого произведения.

Читаю стихотворение наизусть.

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг - чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: “Где наш гараж?”

Мечутся жители: “Где наш этаж?”

Всё перепуталось: всё заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Я рассказала об этом нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли, точно,

Где ты живёшь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

- Ребята, а вы точно знаете свой адрес, по которому вы живете?

- Назовите его!

Спрашиваю по очереди у детей номер их дома, название улицы, района, села, в котором они живут, в какой стране оно находится.

3. Введение в тему

- Сегодня мы с вами будем говорить о самом главном, что есть у человека в жизни. Это есть у вас в жизни и у всех присутствующих здесь. Но что это, вы узнаете, разгадав загадку:

«У неё для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе её прекрасные черты:

Леса, поля, моря и реки».

-Догадались, о чём пойдёт речь? (Добавляю слово «Родина» на доску). Сегодня мы с вами постараемся узнать – что значит Родина для нас. У вас на партах берёзки – шаблоны. За каждый правильный ответ, вы будете на них рисовать точки, и по количеству этих точек каждый оценит себя в конце урока. Как вы думаете, а почему именно берёзки я вам приготовила? (Берёза - это символ России).

- Как вы понимаете смысл слова “Родина?”

Песня «С чего начинается Родина

-Ребята, послушайте отрывок песни и скажите, что вы увидели в своем воображении

- Скажите, о чем она? Родине)

-Продолжите фразу: Родина – это…

- Да, Родина – это место, где человек родился и вырос.

Родина – это…

1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

2. Край, где ты родился и где всё кажется особенным, родным.

-Какие синонимы можно подобрать к слову Родина? (Отчизна, Отечество). Почему мы её так называем? (Потому что это земля наших дедов и отцов).

- Как вы думаете, почему мы сегодня заговорили о Родине?

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом М. Пришвина “Моя Родина”.

(на доске) Тема: М. М. Пришвин «Моя Родина».

Сообщение о жизни и творчестве писателя

(Выступает ученик)

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет.

Этот человек, путешествуя по северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Пришвин всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шёл по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках.

4. Знакомство с произведением.

- Прежде чем мы начнём читать текст «Моя Родина», обратите внимание, что он начинает большой раздел «Люби живое».

- Как вы понимаете эти слова?

- Как соотнести их со словом Родина?

- Прочтите название рассказа. Как вы думаете, о чём пойдет речь?

- Что такое воспоминание?

5. Первичное чтение.

Словарная работа. На слайде появляются слова, которые нужно объяснить лексически и слова, которые нужно проговорить).

-Сейчас мы начнем читать произведение Пришвина М. «Моя Родина», но вначале проведем словарную работу и отработаем навыки чтения.

- Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.

• Словарная работа

Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.

Со-кро-ви-ща - сокровища драгоценность, дорогая вещь, так говорят о ком-то, о

чем-то ценном, дорогом

Кла-до-ва-я - кладовая помещение для хранения товаров, припасов, материалов

Встре-чал-ся - встречался

Про-буж-да-ет-ся - пробуждается

Читай целыми словами: покрывалось, кипятилось, вставанию.

* Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером». Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.

* Работа с текстом

- Автор к кому обращается? к вам. К чему он призывает?

-Какова основная мысль рассказа?

-В каком предложении она заключена?

-Как вы понимаете эти слова?

-Правильно ребята. И это не просто слова. Это наша с вами прямая обязанность.

Об этом гласит самый главный документ – Конституция РФ (Зачитываю Статью 58).

6. Проверка первичного восприятия текста.

• Какое по жанру произведение? Мы знакомы с текстами - повествование, описание или рассуждение. К какому жанру отнесете это произведение? Докажите.

• Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:

«Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т. д.»

Повторное чтение и озаглавливание частей.

Читаем до слов «. не мог проспать восход солнца»

- С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

(Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери).

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?

- Чем угощала мать будущего писателя? (Мать угостила меня чаем с молоком).

-Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

(Научился вставать рано, до солнца.)

-Как можно назвать первую часть очерка?

1.«Вкусный чай».

Читаем до слов «. прибыло жизни и счастья»

-Всегда ли Пришвин жил в деревне?

- В городе люди встают обычно позже, чем в деревне.

- Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.

(«Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)

-Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?

(Он очень любил природу).

-Какое значение он придаёт раннему подъёму? Прочитайте строчки («Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»).

-Как можно озаглавить вторую часть?

2.«Восход солнца» или «Вставать до солнца»

Читаем до слов «…в своей жизни с этим не встречался»

- Куда уходил Пришвин после чаю? («После чаю я уходил на охоту»).

- В чём заключалась охота писателя? («Моя охота была тогда и теперь – в находках»)

- Что это за находки? («Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел».)

- Как можно озаглавить эту часть?

3.«Находки» или «Охота за наблюдениями»

Прочитаем последнюю часть.

- Что значит «охранять природу»? («Охранять природу – значит охранять Родину».)

Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.

- Как можно озаглавить часть?

4. «Обращение к молодым друзьям» или «Призыв к молодым друзьям»

- К кому же обращается писатель? Кто это «молодые друзья»

(Писатель обращается к детям, которые читают его книги.)

- Что значит «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому).

- Что называет Пришвин «сокровищами жизни»?

(«Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.)

- К чему призывает Пришвин?

(Пришвин призывает охранять Родину).

- И я хочу пригласить сюда___, он прочитает стихотворение «Берегите Землю».

Берегите Землю!

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, деревьев и болот.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги.

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек,

В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус, шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы:

«Не солгу, я сберегу вас, сберегу

Роберт Рождественский

-Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль? («Охранять природу – значит охранять Родину»).

Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

– А как вы можете беречь нашу школу, наше село, а, следовательно, и свою Родину?

– Многие из нас родились в Иркутской области. Наша Иркутская область входит в состав России. Значит Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне.

– Посмотрите на некоторые фотографии, показывающие красоту нашего родного края.

– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? ( Ответы детей: род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный)

– А каков Пришвин, как художник? Обратите внимание, как он очень точно описывает и называет природу. Как хорошо надо знать природу, быть очень внимательным, наблюдательным.

(Природа на латинском языке – натура). Таких писателей, которые изучали природу, то есть натуру, и называют натуралисты.

*Интонационная работа над последним абзацем.

Выразительное чтение

- Какие слова мы должны выделить голосом при чтении?

Со слов «Мои молодые друзья…» отработка навыка чтения

7. Подведение итогов.

- Добились мы выполнения задач поставленных в начале урока? (да).

- Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

8. Рефлексия

- Мы узнали о Пришвине М. М., что этот писатель особенно любил природу.

- Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.

- Мы учились читать бегло, выразительно и понимать текст.

- Мы узнали, что Пришвин М. называл свои произведения очерками.

Оценка за урок. Вы, наверное, уже посчитали, сколько правильных ответов дали на уроке?

- Прикрепите к берёзе листочки. Зелёные – «Я доволен своей работой на уроке»,

жёлтые – «Я мало что понял с урока»

9. Домашнее задание на выбор.

1. Читать выразительно

2. Пересказать текст, выучить последний абзац.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных» Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. ЦЕЛИ: • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба» • Воспитание.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классеВикторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классе Доброго дня, уважаемые друзья! Все мы с нетерпением ждём новогодние праздничные дни, а с особым ожиданием и верой в лучшее, мы ждём новогоднюю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по произведению М. М. Пришвина «Моя Родина»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 16:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД