Конспект занятия «Откуда произошло слово. Лесное путешествие»

Светлана Булич
Конспект занятия «Откуда произошло слово. Лесное путешествие»

Откуда произошло слово. Лесное путешествие.

Подготовлено совместно с логопедом Федоровой С. Н.

Цель:

-Вызвать у детей интерес к слову;

-Обучать основам лингвистического анализа;

-Развивать фонематический слух,

- Творческие способности (речевые, художественные, музыкальные, активное внимание, словесно-логическое мышление;

-Побудить детей к обдумыванию, как происходят слова (бабочки крапивница, капустница, лимонница, грибы: подберезовик, лисичка, масленок, опята, мухомор; птицы: тетерев, куропатка, синица;)

Оформление: плакат с названием клуба «Родное слово», подставка для картинного словаря, ширма с изображением леса;

Оборудование: предметные картинки, костюмы, аудиозапись пьес Э. Грига «Утро», П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Подготовительная работа: подготовка костюмов сороки, глухаря, бабочек, грибов, работа над инсценировками: «Сорока и глухарь», Э. Шима «Крапивница и Лимонница» по Сладкову, разучивание загадок и гимна клуба.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети. Посмотрите вокруг. Нас окружает огромное количество предметов. Для каждого есть свое название- слово. Давайте назовем словами предметы, которые нас окружают. (Логопед указывает на предмет, дети хором его называют).

Если б люди называли предметы как кому вздумается, то они не понимали бы друг друга. Как появляются слова? Какие бывают слова? Об этом вы узнаете на заседании нашего клуба, который называется (дети хором отвечают «Родное слово», звучит гимн клуба (слова А Шибаева на мелодию песни М. Минкова «Дорога добра»).

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным – полно

А безымянных нету.

Припев: И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Сегодня на первом заседании клуба мы ответим на вопрос: «Как появляются слова

Например, почему кукушкой назвали кукушкой, а не кряквой или зеленушкой, а крапивницу крапивницей.

Чтобы узнать, почему предмет назван таким словом можно посмотреть в словарь. Все слова хранятся в словарях.

(Звучит музыка и входит «Словарик», в руках большая книга- словарь).

Здравствуйте, дети. Это книга- словарь. Ее назвали так потому, что он о любом слове может рассказать. Но вы и сами можете прислушаться к слову, и догадаться, почему именно так назван предмет.

Давайте, ребята, попробуем составить небольшой словарь, в котором мы будем объяснять, как появилось слово.

(Выставляется обложка словаря).

В словарь мы запишем слова о нашей родной природе.

Итак, сейчас мы с вами

В красивый лес пойдем.

Кто хочет в путь? Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмем.

Словарик: И я с вами. У меня есть картинки, для словаря. С картинками он будет интереснее.

(Звучит аудиозапись пьесы Э. Грига «Утро». На мольберт выставляется лист бумаги с заголовком «Птицы»)

На первой странице разместятся птицы.

На лесной опушке послушалось : ку-ку

Куковала птица где-то наверху.

Догадайтесь, что это за птица? (кукушка).

(Ребенок, отгадавший название птицы, приклеивает картинку кукушки на страницу «Птицы»).

Как, по- вашему, за что кукушка получила такое название? Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она кукачка, у болгар куковица, у немцев кукук. Все народу обратили на песню кукушки.

Кукушка сама своим голосом (ку-ку) подсказала людям, как ее назвать. (в названии отражается особенность голоса).

Воробышка поменьше я,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная я птичка.

А зовут меня …

(Синичка)

(Ребенок, который отгадал вешает картинку синички).

Синичка, с приходом весны весело щебечет, и если прислушаться ее песенка звучит так: Синь-синь.

И люди за ее мелодичную песню ласково называют: синичка.

Не только голос, но и внешний вид птицы, цвет «костюма» помогает выбрать название для птицы. Вот сидит птица на ветке и не видно ее среди пестрого леса. Цвета она пестрого. Рябая вся в черных, да рыжих рябинках. Так и называется птица? (рябчик).

(Ребенок, отгадавший название птицы, получает картинку рябчика и приклеивает ее на страницу.)

А эта птица получила свое название из-за поведения. Она постоянно трясет хвостом (гузкой).

Трясогузка, трясогузка-

Полосатенькая блузка!

Хвостиком своим трясет,

Громко песенки поет.

(Наклеивается картинка трясогузки и отмечается, что трясет хвостиком (гузкой)-трясогузка).

А сейчас давайте посмотрим на сценку:

«Диалог сороки и глухаря»:

Глухарь: Тэке-тэке-тэке…

Сорока: Глухарь, слышишь! Оглох что ли!

Глухарь: Тэке-тэке…вижу…Ась? Кто?Чего? Я ведь, когда пою, ничего не слышу…

Сорока: Охотник, говорю, идет!

Глухарь: Ах ты, елки- сосенки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила ты меня. А то спета была бы моя песенка!

А сейчас посмотрите, на этих красивых бабочек.

(Выходят 3 девочки в костюмах бабочек: Крапивница, лимонница, капустница).

«Диалог бабочек»:

Крапивница: Тереть не могу непонятных имен. Почему ты лимонница, если у нас даже лимоны не растут?

Вот я крапивница- у меня на крапиву аппетит!

Капустница: А я –капустница, у меня на капусту аппетит. Просто все и понятно.

Лимонница: А меня лимонницей назвали не за аппетит. А за красоту! У меня платье прекрасное! Лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять….

(Мольберт переворачивается на нем на листе написано «Бабочки».Наклеиваются картинки бабочек: лимонница, крапивница, капустница).

Скажите, ребята, вы поняли почему названы бабочки так?

Почему Капустницу так зовут?

А крапивница почему так названа?

Почему же лимонница названа лимонницей?

Вы прислушались к этим словам, и теперь вам понятно, почему крапивницу, капустницу и лимонницу люди называют именно так.

(Устанавливается следующая страница: Грибы).

А сейчас мы с вами отправимся по тропинке дальше в лес.

Дети встают в круг, на «тропинку»,где заранее выложены препятствия.

Нас ведет тропа лесная

Прямо в чудный, светлый бор.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше

Через кустики и кочки

Через ветки и пенечки

Через мостик перешли.

Мы шли, шли, шли

Белый гриб нашли,

Раз грибок, два грибок

Полезай ка в кузовок.

Присмотритесь: из-за кочки

Прям на нас глядят грибочки.

Идут по кругу

Переступают через конусы

Прыгают из обруча в обруч

Проходят по «Мосточку» выложенному из скакалок.

Наклоны.

Приседания.

Давайте отгадаем, как они называются?

Выходят «Грибы» и загадывают о себе загадки.

Опята: Это не секрет для вас:

Нет грибов дружнее нас!

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу.

(Дети высказывают свое мнение. Логопед резюмирует: «Опята растут около пней, потому так и называются». Ребенок –«опенок» приклеивает на страницу словаря картинку изображающую опята.)

Лисички: Я лесная краса,

Рыжая словно лиса.

И со мной мои сестрички

Золотистые лисички.

Почему лисички называют лисичками? Чем похожи лисички грибы на лисичек животных?

Маслята: Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Белая ножка

Прыгай в лукошко.

Почему маслята так называются? (Они так называются, из того, сто шляпка скользкая, будто маслом намазана.)

Белый гриб: Крепкий, плотный

Очень статный

В шляпе бурой и нарядной

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов!

Скажите, почему белый гриб называют белым, если шляпа у него бурая? (когда срезаешь, ножка у него очень белая).

В лесу растут еще грибы, которые сами себя называют:

Моховик- растет во мху

Рыжик- по цвету шляпки

Поганка- ядовитый (поганый, нехороший гриб)

Сыроежка- можно есть сырым

Мухомор –морит, убивает насекомых, которые садятся на гриб.

Вот и подошла наша прогулка по лесу. Мы составили небольшой словарь о названиях птиц, насекомых, грибов. Еще много растет их на земле. И у всех интересные названия.

Словарик: Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно прислушиваться к слову и приглядываться к животным и растениям, наблюдать за ними. Если хотите узнать, что обозначет слово и как оно произошло, нам поможет словарь. Ребята любите свой родной язык и очень внимательно относитесь к слову.

На следующей встрече вы узнаете, откуда произошли наши имена.

К следующему заседанию принесите свою фотографию и узнайте у родителей почему вам дали такое имя.

Наше заседание клуба «Родное слово» заканчивается.

Публикации по теме:

Фотоотчет о летнем спортивном развлечении «Лесное путешествие»Фотоотчет о летнем спортивном развлечении «Лесное путешествие» Лесное путешествие В-ль: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. У всех сегодня хорошее настроение? Замечательно! Сегодня мы с.

Конспект НОД «Лесное путешествие» Конспект НОД «Лесное путешествие» Автор: Аксенова Оксана Павловна, воспитатель I квалификационной категории МДОУ Старожиловский д/с №1 «Радуга».

Конспект НОД «Лесное путешествие» Примерная основная образовательная Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанной.

Конспект открытого мероприятия с детьми старшей группы. КВН «Лесное весеннее путешествие» Задачи: 1)Развивать любознательность,стремление решать интеллектуальные задачи, умение общаться со взрослыми и сверстниками. 2) Продолжать.

«Лесное путешествие». Занятие по развитию речи (старшая группа) Цель: -Познакомить с видами лесов (хвойный, лиственный, смешанный). -Закрепить названия деревьев. - Расширить представление о диких животных,.

Летнее развлечение «Лесное путешествие» Сбор детей на площадке около входа Ведущий: здравствуйте ребята! Смотрите как красиво! а где это мы с вами (ответ детей)а что вы здесь видите).

Открытое ООД «Лесное путешествие»Открытое ООД «Лесное путешествие» Задачи: Обучающие: -углубить и расширить понятие "пожарная безопасность"; -уточнить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня; -учить.

План-конспект виртуальной экскурсии «Лесное путешествие» План-конспект виртуальной экскурсии «Лесное путешествие» Цель: закрепить знания о диких животных. Программное содержание: 1. Обучающая.

Сценарий осеннего праздника «Лесное путешествие» для детей 4–5 лет Сценарий осеннего праздника «Лесное путешествие» для детей 4-5 лет Задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать индивидуальные.

Сценарий осеннего праздника «Лесное путешествие» для детей 4–5 лет Задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать индивидуальные способности детей в песенно- танцевальном творчестве. Формировать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Еда, продукты питания
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект занятия «Откуда произошло слово. Лесное путешествие»
Опубликовано: 17 декабря 2016 в 14:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление группы «Новогоднее чудо»
Оформление группы «Новогоднее чудо» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами, оформлением группы к Новому году. Всегда Новый год – это...
Фотоотчет о выставке работ совместного творчества родителей и детей «Зимние забавы»
Фотоотчет с выставки работ совместного творчества родителей и детей "Зимние забавы" Ах ты, зимушка-зима, Ты пришла с морозами, Нам сугробы намела...
Новогодняя ёлочка. Аппликация из пластилина
Перед Новогодними праздниками проведено много различных поделок: из пластилина, бумаги, бросового материала, различных игрушек новогодних. Рассказать...
Проект «В ожидании Новогоднего чуда». Средняя группа дошкольного возраста
2018 год Проект подготовили: Кучина Т. В, Савина С. Л. - воспитатели, Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель. Актуальность. Всем известно, что самый...
Брошюра для родителей «Делать и не делать»
2016 В воспитании ребенка очень важно делать или не делать каких-то вещей. Родители не всегда поступают верно, по отношению к ребенку, делая этого не из...