МААМ-картинки

Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения

Бандурко Маргарита
Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения

«Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения.

Кинезиология относится к здоровьесберегающие технологии.

Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение.

Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов:

Публикация «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения» размещена в разделах

Левое полушарие головного мозга- математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие-слуховой информации, постановку целей и построение программ.

Правое полушарие головного мозга-гуманитарное, образное, творческое-отвечает за тело, координацию движений, пространственное и зрительное восприятие.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело)

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, оба полушария начинают работать без связи. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развивать через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Эти упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причём, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Сначала дети младшего возраста учатся выполнять пальчиковые игры, от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даём комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трёх положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребёнок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. При затруднениях взрослый предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро- ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Для результативности коррекционно – развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

Кинезиологическая гимнастика проводится утром 10-15 минут.

Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке.

Кинезиологическая гимнастика проводится систематично.

• От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.

. Растяжки-нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата.

* Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

* Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения- и мышечные зажимы.

* Упражнение для развития мелкой моторики-стимулируют речевые зоны головного мозга.

*Массаж –воздействует на биологически активные точки.

*Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения

Составляя комплексы кинезиологической гимнастики надо руководствоваться этими методами и приёмами, используя их в качестве основы. Большую часть материала предлагать в стихотворной форме, так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включая слуховой, речевой анализаторы).

Упражнения можно использовать, начиная с 2-3-х летнего возраста. Они хороши как гимнастика, как физкультминутка и просто как увлекательные упражнения. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуте. Их можно выполнять в любом порядке и сочетании, используя любую динамическую музыку. Можно подпевать,хлопать в ладоши или выполнять упражнение под считалочки или скороговорки. Простые движения и упражнения поднимают настроение, дают возможность радостного, творческого обучения, позитивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и умений.

Упражнение перед психомышечным расслаблением.

Все движения делаются в соответствии с текстом

Уже круг, шире круг, видим руки. Нету рук.

Упражненье начинаем, руки выше поднимаем.

Кулачки зажали. Тихо посчитали;

1,2,3,4,5. Ручки могут отдыхать

. Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.

Оказались за рулём - Мы машину вдаль ведём.

Крепко руль держали. Ехали – устали.

Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.

На корабль мы попали, волны сильно нас качали.

Чтоб случайно не упасть, ноги нужно напрягать.

1,2,3,4,5. Ноги могут отдыхать.

Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде едем, едем, едем, едем.

Все проехали дороги, отдыхают наши ноги.

Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.

Набежала чёрная туча – мы глаза зажмурим лучше.

Всё лицо мы напрягаем, теперь спокойно отдыхаем.

Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.

Дождь пошёл и сильный ветер – задрожали наши дети.

Всё наше тело в напряженье,

Очень трудно без движенья.

1,2,3,4,5. Теперь мы можем отдыхать.

Всем конечно очень нравится

Лечь, глаза закрыть, расслабиться

«Грибы»

Я в лесу нашёл грибок. ладонь одной руки лежит на кулаке

Я сорвать его не смог: другой (меняем).

Дождь грибочек поливал, пальцы ласково гладят по щекам

И грибочек подрастал. руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг. Называем грибы.

«Ягоды»

Ягодка росла в лесу. Кулак одной руки лежит на ладони

Я домой её несу. другой (меняем).

Солнце ягодку согрело, пальцы ласково гладят по щекам

Наша ягодка поспела. делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большими, одновременно на двух руках. Называем ягоды.

«Точка внимания»

Понемножку по ладошке пальцы одной руки легко стучат по

Наши пальчики идут, ладони другой.

Серединку на ладошке то же другой рукой.

Наши пальчики найдут.

Чтоб внимательнее стать, нажимать на центр ладони пальцем

Нужно точку нажимать. другой руки (поменять руки).

Помассировать по кругу, круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку. легко пошевелить пальцами.

Давим, крепко сжать кулаки

Тянем, напряжённо вытянуть пальцы.

Отдыхаем. расслабить кисть

Мы внимательными станем! скрестив руки на груди.

«Внимательный мишка»

По полянке мишка шёл пальцы одной руки шагают по ладони другой.

И в бочонке мёд нашёл. царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой.

Лапкой мёд он доставал, надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки

Язычком его лизал. круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки

Нету мёда крепко зажать кулаки

Где же мёд? выпрямить напряжённые пальцы

Ищет мишка – не найдёт. ладони на щеках, качаем головой

Нужно обязательно указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы.

Мишке быть внимательным.

«Это звери»

У зверей четыре лапы. понимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках

Когти могут поцарапать. пальцы двигаются как коготки

Не лицо у них, а морда. соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз

Хвост, усы, и носик мокрый. волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа

И, конечно, ушки растираем ладонями уши.

Только на макушке. массажируем две точки на темени

«Урожай»

Овощи растут на грядке. Скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы

Посчитай их по порядку: соединить по очереди пальцы на двух руках

Капуста, перец, огурец, кулак, ребро, ладонь.

Я сегодня молодец. гладим себя по груди.

На грядке овощи растут, скрестив пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы

Что же мы увидим тут? соединить по очереди пальцы на двух руках

Картофель, помидор, морковь, кулак, ребро, ладонь

Мы себя похвалим вновь. гладим себя по груди

«Зима»

Пришла зима, трём ладошки друг о друга.

Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья.

Пришла зима, трём ладошки друг о друга.

Замерзает нос. ладошкой массируем кончик носа.

Снег, плавные движения ладонями.

Сугробы, кулачки стучат по коленям попеременно.

Гололёд. ладони шоркают по коленям разнонаправленно.

Все на улицу –вперёд! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Тёплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам.

Шапку, шубу, валенки. круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи

Зимний месяц называй ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль Кулак, ребро, ладонь.

«Найди животных»

Мы тихонько в лес зайдём. пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нём? одна ладонь закрывает глаз,-вторая-ухо (меняем)

Там деревья подрастают, одна рука «растёт» через отверстие, образован

К солнцу ветки направляют. ное пальцами другой руки (и наоборот)

Тики–ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза кулаками

Животных мы хотим найти. одна рука- ребро, вторая рука – кулак (и наоборот)

Дети по очереди называют диких животных

По деревне мы шагаем, пальцы шагают по столу (коленям)

Видим будки и сараи. одна ладонь закрывает глаз, вторая–ухо (меняем)

Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза кулаками

Животных мы хотим найти. одна рука-ребро, вторая рука-кулак (наоборот).

Дети по очереди называют домашних животных

В жарких странах оказались пальцы шагают по столу (коленям)

Очень долго удивлялись. одна ладонь закрывает глаз-другая ухо (меняем)

Тики-ти, тики-ти два раза ударяем ребром ладоней по коленям. два раза-кулаками

Животных мы хотим найти. одна рука-ребро, вторая рука-кулак (наоборот)

Дети по очереди называют животных жарких стран

«Магазин одежды»

Открываем магазин соединить ладони, круговые движения в стороны

Протираем пыль с витрин. Ладонь 1 руки массирует тыльную сторону другой.

В магазин заходят люди подушечки 4 пальцев руки двигаются по другой руке

Продавать одежду будем костяшки сжатых в кулак пальцев двигать верх-вниз по ладони другой руки

Дети называют различную одежду

Магазин теперь закроем Каждый пальчик мы помоем массаж каждого пальца

Потрудились мы на 5. пальцы могут отдыхать потираем ладони

Кинезиологические упражнения

«Ухо-нос»

Левая рука взяться за кончик носа, правая рука –взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо – нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Упражнение «Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант ребёнок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант с закрытыми глазами пошевелить пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

«Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Зеркальное рисование»

Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы.

«Кулак». Ребро» «Ладонь»

Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя вместе. Повторить 8- 10 раз.

«Ленивые восьмёрки»

Исходное положение стоя или сидя. Вытянуть руку вперёд, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмёрки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмёрки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8- 10 раз.

«Энергетическая зевота»

Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5-8 раз.

РАСТЯЖКИ.

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твёрдое, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.

В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в лёгкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы- семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх.

«Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат. Застыть в этой позе, как будто одеревенели, и не двигаться. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными. как тряпичная кукла. слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося.

«Яйцо»

Спрячемся от всех забот, только мама нас поймёт.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

«Дерево»

Мы растём, растём, растём и до неба достаём.

Сидя на корточках, спрятать в голову в колени, колени обхватить руками. Это- семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер- раскачивать тело, имитируя дерево.

«Колено-локоть»

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Надуй шарик»

Исходное положение – лёжа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвет необходимо менять). Пауза –задержка дыхания. Выдох –втянуть живот как можно сильнее. Пауза-вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

«Дышим носом»

Подыши одной ноздрёй, и придёт к тебе покой.

Исходное положение – основная стойка.

1- Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох.

2- Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий. продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

«Губы трубкой»

Чтобы правильно дышать, нужно воздух нам глотать.

Исходное положение –основная стойка.

1- полный вдох через нос, втягивать живот.

2- губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3- сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4- пауза в течении 2-3с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

«Дыхание»

Тихо-тихо мы подышим, сердце мы своё услышим.

И. п. - о. с. 1- Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться –прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 с.

2- плавный выдох через нос.

Литература

1. А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», 2001г.

2. А. Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гипперактивностью» 2002г.» Сфера» Москва.

3. В. Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект». Санкт –Петербург. 2005г.

4. В. Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт –Петербург. 2005г.

5. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Москва,1997г.

Публикации по теме:

Игры и упражнения по развитию речи через применение игрового пособия «Кубигород»Игры и упражнения по развитию речи через применение игрового пособия «Кубигород» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО ПОСОБИЯ «КУБИГОРОД» Панфилова Елена Викторовна, воспитатель «Детский.

Кинезиологические упражнения для детей с ОНР «Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движение» Ж. Тассо Движения детей с общим недоразвитием речи отличается.

Кинезиологические упражнения для дошкольниковКинезиологические упражнения для дошкольников Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические.

Кинезиологические упражнения (гимнастика для мозга) Кинезиологические упражнения для дошкольников Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию.

Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Методическая разработка: «Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом» В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми.

Опыт работы по приоритетному направлению «Физическое воспитание и оздоровление дошкольников» Опыт работы по приоритетному направлению «Физическое воспитание и оздоровление дошкольников»Цель: 1. Охрана и укрепление физического и психического.

Практикум для родителей и воспитателей: «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей» Цель практикума: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических.

Презентация «Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий» Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 19:44
+68Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД