МААМ-картинки

Оздоровление по системе хатха-йога

Елена Исаева
Оздоровление по системе хатха-йога
▼ Скачать + Заказать документы

Радость движения, радость сознания, радость дыхания, равновесие души и тела нельзя купить или получить в подарок. Давайте научимся создавать их сами вместе с нашими детьми!

Анализируя работу ДОУ мы пришли к выводу, что одним из главных условий успешного решения задач физического воспитания и развития дошкольников является взаимосвязь всех звеньев образовательного процесса и систематическая работа над данной проблемой.

Воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ ведё тся по следующим направлениям:

привитие культурно - гигиенических навыков;

Публикация «Оздоровление по системе хатха-йога» размещена в разделах

обучение уходу за своим телом;

формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

развитие представлений о строении собственного тела;

формирование знаний об ароматерапии, фитотерапии и пальчиковой гимнастики;

формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха - йога, точечный массаж, сокотерапия.

В детском саду в своей работе я использую различные формы и методы физического воспитания, направленные на активизацию двигательной деятельности и укрепление иммунной системы.

Осуществляю подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, сочетая фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы взаимодействия с детьми.

В работе использую нетрадиционные формы укрепления здоровья в аспекте хатха-йоги в игре.

К йоге меня привело частое заболевание детей, не желание родителей закалять детей. Я вводила в физминутки, в утреннюю гимнастику оздоровительные паузы с элементами хатха-йоги. Упражнения подбирала самые доступные. Рассказывала о пользе, которую они приносят не только детям, но и педагогам, родителям. Ребята с большим желанием осваивают йоговские позы, учатся правильно дышать.

Настоящего физического здоровья и душевного равновесия может достигнуть лишь тот, кому с детства удалось научиться жить в гармонии с собой, с окружающей природой, управлять своими эмоциями и мышлением.

Детская йога помогает ребёнку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространённых заболеваний позвоночника, как например, сколиоз, плоскостопие, улучшить общее состояние.

Упражнения йоги укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы. Но важно помнить йога – это не только определённые позы (асаны, но прежде всего комплекс этических норм, основы личного поведения. Йога помогает ребёнку стать гармонически развитой, творческой личностью. Закрепляют в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически и эмоционально.

Основу моих оздоровительных занятий составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги.

Проверенная тысячелетним опытом, эта система стала одной из самых популярных и любимых оздоровительных систем во многих странах. В марте 1990г. был проведён 1 всесоюзный семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей в школе и семье». Актуальность данной темы, побудила меня заняться оздоровлением дошкольников. Большинство упражнений Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т. п. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение.

Йоги учат правильному рациональному питанию, как относиться к воде.

В их методике много упражнений для оздоровления зрения и органов дыхания. Упражнения Хатхи-йоги в нашем детском саду мы вводим со второй половины средней группы. Когда дети начинают осознавать пользу упражнений. Начиная с раннего возраста, 2 года, я провожу упражнения весёлой йоги. В настоящее время уже существует разработанная система бэби – йоги. Она применяется для новорождённых и для детей до 2-х лет. На самом деле, это мануальная техника, которая применяется для освобождения позвоночника и крупных суставов ребёнка от напряжений и деформаций, вызванных в последствии родов.

Оказывается, многие движения, совершаемые с телом ребёнка, похожи на йоговские асаны и воздействуют на новорождённых подобно им. Во время беби-йоги ребёнок глубоко расслабляется и даже засыпает. Это великолепная профилактика заболеваний позвоночника.

Нейрофизиологи называют детский комплекс Хатха-йоги гимнастикой мозга. Если мы не двигаемся и не развиваем вестибулярную систему, мы перестаём адекватно принимать информацию из окружающей среды, т. е. замыкаемся в себе. В результате у ребёнка может возникнуть синдром гиперактивности или наоборот, синдром замкнутости.

Занятия йогой способствуют развитию у детей выразительности, точности, красоты движений, умение двигаться в такт музыки, помогают формировать осанку, предупреждают плоскостопие. Эти занятия помогают детям сделать первые шаги в познании своего характера. Они развивают внимание, воображение, умение владеть своим телом, развивать свои физические качества. Музыкальный руководитель помогает подбирать специальную музыку и проводить музыко - терапию.

Провожу с детьми дыхательную гимнастику по системе йоги. Особое внимание уделяю ЧБ детям, страдающим заболеваниями органов дыхания. Дыхательная гимнастика проходится под контролем старшей медицинской сестры.

Систематически приучаю детей соблюдать гигиенические правила, культуру поведения за столом. После приёма пищи дети полоскают полость рта. В периоды эпидемии гриппа и ОРВИ дети полоскают полость рта и горла настоями трав или чеснока, под контролем старшей мед. сестры в утреннее время и после дневного сна.

Достаточное внимание уделяется и вопросу предупреждения детского травматизма в ДОУ. Требования правил безопасности строго соблюдаются администрацией.

Актуальными задачами являются правильное формирование опорно -двигательного аппарата, а так же профилактика и коррекция возможных нарушений. Под контролем находятся дети с нарушением осанки и имеющие плоскостопие. С детьми, нуждающимися в коррекции, проводится специальная работа индивидуально и с подгруппой.

Предусматриваются корригирующие упражнения и в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастики, профилактической гимнастики после сна по системе Хатха-йоги.

Разработан мной и принят к реализации план закаливающих мероприятий, который утверждён районным педиатром.

Одним из важнейших видов закаливания является оздоровительный бег. Проводится ежедневно на прогулке. В течение года дистанция и продолжительность бега увеличиваются постепенно: учитывая возраст и особенности детей.

На участке и в групповой комнате оформлены уголки здоровья, корригирующие дорожки. В летний сезон используется небольшой «бассейн» для игр с водой и для полоскания ног - это повышает закаливающий эффект.

Ежегодно на базе нашего ДОУ проводится одно из занятий постоянно действующего районного семинара по ФИЗО, в котором задействованы воспитатели и муз. руководитель. В ходе семинаров отражена взаимосвязь всех сотрудников ДОУ, как итог общей работы.

Активные формы отдыха (Дни здоровья, Неделя здоровья, Спортивные праздники и досуги, соревнования, эстафеты, походы) предполагают наличие в такой связи ещё одного звена - родителей.

Моя задача - создать определённую общность педагогов и родителей, союз единомышленников. Только при существовании такой сплочённости родители с доверием будут относиться и к нашей деятельности, и к тем советам, которые они получают.

Очень важно, чтобы деятельность начатая в ДОУ имела продолжение в семье, а родители усвоили, что здоровье детей - забота общая, и только благодаря их активному участию в процессе оздоровления и физического развития можно добиться самого главного

- мотивации на крепкое здоровье самого ребёнка.

Самыми любимыми формами совместного активного отдыха наших детей и родителей являются спортивные праздники и походы.

На родительских собраниях или «за круглым столом» родители делятся своим опытом семейного воспитания в том числе и физического. Чаще опытом делятся родители, которые сами занимаются спортом и привлекают детей. Я провожу с родителями мастер класс по обучению упражнений, разминки по Хатха-йоги. Объясняя им ту или иную позу и её оздоравливающий эффект.

Так папа воспитанника Данила В. – обладатель чёрного пояса по кунфу, проводит мастер класс для родителей мальчиков.

У детей 5-7 лет относительно уже хорошо сформирована двигательная сфера. Крепнут мышцы и связки, увеличивается общая мышечная сила. При этом важно помнить, что крупные мышцы развиваются раньше мелких. Отсюда нередки трудности при овладении навыками письма в 1-м классе.

Ребёнку можно помочь, привлекая его к выполнению специальных упражнений, стимулирующих развитие мелких мышц пальцев. Пальчиковая гимнастика (мудры, так же включена в нашем ДОУ в оздоровительную гимнастику. Ведь каждый палец на руке отвечает ещё и за оздоровление внутренних органов, а не только развитие мышц и подготовку к школе.

Мудра – означает «дарующий радость». Муд – это радость, ра-да (ро)вать.

Радость и весёлое настроение необходимы для обретения нами полноценной и несущей удовлетворение жизни. Практикование мудр может создать нам положительный настрой детей.

Используя в работе пальчиковую гимнастику мы не задумывались над тем, что идёт ещё и оздоровление ребёнка. А с каким удовольствием дети выполняют эти упражнения! Так в старшей, подготовительной группах можно уже наряду с пальчиковой гимнастикой проводить и дыхательную гимнастику совместно с выполнением мудр.

Публикации по теме:

Марафон «Неделя добрых дел» в подготовительной группе.Марафон «Неделя добрых дел» в подготовительной группе. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровление по системе хатха-йога
Опубликовано: 26 августа 2014 в 10:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оздоровление по системе хатха-йога» (включая файлы) размещена пользователем Елена Исаева (УИ 228282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД