Папки-передвижки

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством — одна из форм ознакомления с социальным миром

Елена Криворучко
Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством — одна из форм ознакомления с социальным миром

Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Задачи: Приобщать детей к истокам духовной культуры русского народа, народным традициям.

Формировать социально-активную личность дошкольника через ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством, с историей промысла дымковской игрушки.

Публикация «Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством — одна из форм ознакомления с социальным миром» размещена в разделах

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе, желание заниматься подобной деятельностью.

Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативе, развивать познавательные способности детей.

Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения анализировать, слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых и творческих задач.

Определить эффективность использования декоративно – прикладного искусства при формировании творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Октябрь.

Неделя 1.

1. Посещение мини-музея «Русская изба». (конспект)

2. Чтение пословиц.

3. Настольный театр р. н. сказки «Репка».

4. Инсценировка сказки «Репка».

5. Р. н. игра «У Маланьи, у старушки…».

Задачи: Познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, с культурным наследием предков. Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.

Знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать словарный запас детей;

Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству через показ сказки с помощью настольного театра. Познакомить с пословицами, помочь понять их смысл и запомнить. Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к народным играм. Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти свое место.

Научить с помощью педагога инсценировать сказку «Репка».

Занятие 1. Посещение мини-музей «Русская изба».

Ход: Русская горница: атрибуты русского быта, на полу лежат самотканые дорожки. В центре горницы стол. Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами прикладного искусства : расшитыми рушниками, вышитыми салфетками.

Детей заботливо встречает хозяйка горницы, ведущая, одетая в русский сарафан. На голове у нее - кокошник, в руках – корзинка.

Хозяйка. Здравствуйте гости дорогие, детушки милые! Милости прошу. Гость на двор – хозяину – радость! Дети, вы мне «здравствуйте» сказали, что это за слово такое?

«Здравствуйте» - это здравие, здоровье, т. е мы желаем человеку не болеть. Это слово доброе или злое? Правильно, доброе, вот такой доброжелательный народ на Руси живет. Давайте посмотрим, как жили русские люди в давности. Проходите в горницу. А горница – это просторная старинная изба, комната. Вот такая, как сегодня у нас с вами.

Хозяйка. Дальше в горницу идем, тут накрыт дубовый стол. Столы в избах были большие, потому что семьи были большие. А сделаны из прочных дубовых досок, а рядом длинные лавки, потому что стульев в те времена еще не было. На столе стоит деревянная и глиняная посуда (рассматривание посуды). А еще на столе стоит главный атрибут русского стола – самовар.

Сидит бычок, подбоченевши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.

Посреди горницы ставили печь.

В избе – изба, на избе – труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идет.

О ней говорили «Печь – всему голова», значит самая главная. Печь и обогреет, и накормит. Пищу готовили в горшках и чугунках.

Хозяйка. Очень трудолюбив русский народ. «Будешь трудиться – будут и хлеб, и молоко в доме водиться», так говорит русская мудрость. А трудился народ весь день, пока солнышко спать не закатится: мужчины пахали землю, сено косили, дрова рубили, избы строили, за скотом ухаживали, а женщины еду готовили, в доме убирали, на речке белье стирали, одежду шили, да за малыми детками присматривали.

Хозяйка. Когда солнышко клонилось к закату, приходили в горницу, добры молодцы да красны девицы.

Хозяйка. Народ собирается – посиделки начинаются!

Хозяйка. Позади трудовой день. Огороды вскопали да вспахали, картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час! Собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвится. Издавна ведется: веселье и труд – рядом живут! Поэтому, гости дорогие, пришли вы к нам в горницу каждый со своим делом. Веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте!

Игра «У Маланьи, у старушки…».

Хозяйка. Вот так, весельчаки-балагуры, позабавили!

Хозяйка. Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка». А, лентяев, в народе не любили, смеялись над ними и говорили: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье.

А вы какие пословицы запомнили?

Вопросы к беседе:

Где жили люди в старину?

Какими предметами быта пользовались?

Чем занимались?

Что вам понравилось в избе?

Неделя 2.

1 Изба мастеров «Золотые руки мастеров» (рассказ о народной игрушке). (конспект)

2. Чтение стихотворения И. Кадухиной «Велика Россия наша…».

3. Чтение пословиц.

4. Д/и «Познакомься и назови ласково».

5. Д/и «Хорошо - плохо».

6. Стирка кукольной одежды.

Задачи: Дать детям целостное представление о народных игрушках, как об одной из форм народного искусства. Познакомить с разнообразием народных игрушек, показать их связь с окружающей природой, растительным и животным миром, с художественными традициями изготовления игрушек; вызвать желание играть с ними.

познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями. Воспитывать любовь детей к игрушкам, бережное отношение к ним.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых; учить стирать кукольное белье.

Материалы. Народные игрушки.

Занятие 2. Изба мастеров «Золотые руки мастеров»

(посещение избы, рассказ о народных игрушках)

Ход: Организационный момент. Игровая ситуация:

- Ребята, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится вам,

когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Сегодня мы тоже

пойдем в гости. Ребята что нужно говорить, когда вы в гости приходите?

Хозяйка. Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

Сегодня вы в гостях у русских мастеров – умельцев. Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки». - Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек.

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивиться:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво – безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся? (Эти игрушки не оставляют человека равнодушными, они вносят в нашу жизнь тепло и праздник, красоту и веселье). А хотите знать, как появилась игрушка? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Чтобы дети играли.) Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили – лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.

Потом игрушки стали постепенно совершенствовать. Они становились качественней, разнообразней, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились сотни кустарей – ремесленников. Первоклассные резчики, токари, столяры, художники. Затем изготовление игрушек превратилось в промысел. Стали появляться новые материалы: фаянс, металл. Игрушки были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось.

- Вести о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали сюда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославились города, где жили эти мастера; часто техника мастерства называлась по названию города или села (село Филимоново – филимоновская игрушка, село Дымкова – дымковская игрушка, село Каргополь – каргопольская игрушка). Сюжеты у игрушек были самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки, барышни, кони, карусели, дети – всего невозможно перечислить.

- Богородские мастера славились тонкой резьбой по дереву. (Воспитатель ведет детей по выставке игрушек.) а вот перед вами дымковские барышни. Узорное многоцветие сияет, как радуга. Они очень нарядные, различаются убранством, различными предметами. У них в руках собачки, сумочки, зонтики, муфты, корзиночки, цветы и т. д. какие они нарядные и красивые!

Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 кукол. Этих матрешек делают в Семенове, Сергеевом Посаде, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, сергеевопосадские, майдановские.

Когда наша матрешка появилась на Всемирной Парижской выставке, они сразу завоевали признание и любовь и стали символом России. Со всего мира приезжают к нам туристы, чтобы полюбоваться богатыми традициями нашего народа, высокой культурой.

Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Но русского искусства сохранились и не поддаются моде.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Золотая хохлома,

Ей не налюбуется.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

Любовались гости чудом

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сраженные осталися.

В Гжели делают посуду,

Столько радости для глаз,

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Я куплю тебе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

Наша русская матрешка

Не стареет много лет,

В красоте, таланте русском

Весь скрывается секрет.

Ты играй, моя гармошка,

Ты подруга подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

И. Кадухина

И сейчас мы все вместе полюбуемся трудом, наших русских умельцев. (Предлагает рассмотреть поделки народных мастеров.)

Дидактическое упражнение «Познакомься и назови ласково».

Хозяйка. Ребята, вы любите играть с игрушками? Давайте будем с ними знакомиться и ласково их называть.

Физкультминутка. Игра «Паровоз». Воспитатель показывает игрушку и говорит, что она приглашает ребят покататься на поезде. Дети становятся за воспитателем и имитируют движение паровоза, руками, согнутыми в локтях.

Чух – чух – чух – чух! Мчится поезд во весь дух, ту –ту – ту!

Делают круг по группе. Останавливаются, и дети садятся на стульчики.

Дидактическое упражнение «Хорошо - плохо».

Предложить детям рассказать о том, где они хранят игрушки группе и дома) и кто их убирает на место, как нужно обращаться с игрушками.

Прочитать рифмовку и продолжить фразу после многоточия.

Если ты сломал машинку,

Мишке лапу оторвал,

Если бросил ты игрушки и ногою их пинал.

Скажут дети:

-Плохо.

Ну, а если ты игрушки

Не бросаешь, не ломаешь

И на место убираешь-

Это очень - хорошо!

Давайте поиграем в игру «Плохо - хорошо»

Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть вам поступки, а вы скажете хорошо это или плохо».

Рвать книжки… плохо.

Любить книжки… хорошо.

Пинать машинку… плохо.

Чинить машинку… хорошо.

Разбросать игрушки… плохо.

Собрать игрушки… хорошо.

Вам понравились игрушки, которые пришли к нам в гости? Вы все молодцы! Хозяйка. Трудиться - всегда пригодиться, ребята, а вы умеете трудиться? Давайте постираем куклам платья.

Вопросы к беседе:

Понравились ли вам игрушки?

Какая игрушка понравилась больше всего и почему?

Для чего нужны игрушки?

Как можно поиграть с игрушкой?

Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?

Неделя 3.

1. Знакомство с дымковской игрушкой.

2. Стихи о дымке.

3. Чтение пословиц

4. П/и «Карусель»

5. Игра «Нарисуем наши пальцы».

Задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой, историей ее создания. Познакомить с элементами росписи дымковской игрушки; показать яркость и красочность народной игрушки. Развивать способность рассматривать изображение и любоваться им, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, к художественному творчеству, бережное отношение к игрушкам. Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе.

Материалы. Дымковские игрушки.

Занятие 3. Дымковская игрушка.

ХОД: Дорогие ребята, сегодня мы пойдем в нашу горницу и поближе познакомимся с некоторыми игрушками. Я не буду о них рассказывать. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, и вы все увидите сами. (Дети и воспитатель идут в музей детского сада.)

Итак, сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Называют такую игрушку «Дымкой». Как вы думаете, почему? Когда-то давно на берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Ели спят у большака в инее седом

Спит деревня, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом, точно в дымке все кругом,

Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно- расписные

Нравятся ли вам эти игрушки? А теперь обратите внимание на эти игрушки. Они сделаны из глины. Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Они и сейчас продолжают нас радовать своими красивыми игрушками. Ведь они необыкновенно нарядны! Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает ее разными оборками, воланами, накладными цветами. Если посмотреть на узор: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…. Зато краски яркие – малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. Каждый цвет соперничает с другим. И поэтому, пёстро, весело от такого хоровода красок! А какой росписью они расписаны? (Дымковской).

Славные мастера живут в селе Дымково. Посмотрите здесь и “водоноска” и “козлик”. Послушайте, стихотворение про водоноску.

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

Наши руки крендельком,

Щеки, словно яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Дымковские барыни

всех на свете краше,

а гусары-баловни

кавалеры наши!

С лентами да бантами

Мы гуляем с франтами.

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся.

Мы и вам понравимся!

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые или грустные мастера? Как они передали вам свое радостное настроение?

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Хозяйка. Вот и в нашей горнице шутки-прибаутки, смех и веселье! Приглашаем всех покататься на карусели!

П/и «Карусель» : Еле – еле – еле – еле, закрутились карусели,

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра.

Хозяйка. У мастеров, которые делали такие игрушки, руки золотые. Мы с вами тоже будем учиться делать такие игрушки. Наши ручки тоже будут умелые. Давайте нарисуем наши пальчики.

Игра «Нарисуем наши пальцы».

Дети обводят пальчики и раскрашивают цветными карандашами.

Вопросы к беседе:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы?

Какое настроение создают эти игрушки?

Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

Неделя 4.

1. Знакомство с глиной. (КЗ ФГТ с. 29).

2. Игра «Послушай и покажи» (стихи о дымковских игрушках).

3. Лепка колобков.

4. Хоровод «Каравай».

5. Чтение пословиц

6. Сказка «Колобок». Инсценировка сказки «Колобок».

Задачи: Продолжать знакомить с дымковскими игрушками, их разнообразием. Познакомить с материалом для лепки глиной, ее свойствами, структурой её поверхности; развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать свое рабочее место в чистоте и порядке. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Воспитывать интерес к народному изобразительному искусству и фольклору.

Материалы. Глина, дощечки, стеки, емкости с водой, салфетки.

Занятие 4. «Волшебная глина».

Ход: Воспитатель: Возле Вятки самой - Дымково посёлок.

Окаймлён лесами уголок весёлый.

В нём, не ища покоя, продолжая труд,

Мастера и мастерицы славные живут.

В самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки.

Если зайти туда, от сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Как вы думаете, для чего все это? Правильно, все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на Жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, другая с козлятами, все это – настоящее чудо! Дымковские мастера настоящие волшебники. Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем!

Сначала они лепили фигурку, потом украшали ее разными оборками, воланами, накладными цветами. После подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.

Ребята, игрушки хотят поиграть с вами.

Игра «Послушай и покажи». Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о какой оно игрушке.

Воспитатель: давайте побудем в роли настоящих дымковских мастеров? Хотите?

Лепка колобков, пирогов, куличиков.

Воспитатель: Напекли пирогов, давайте поиграем. Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Исполняется хоровод «Каравай».

В течение недели прочитать сказку и инсценировать её,

Вопросы к беседе:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Как получаются игрушки?

Что любили лепить дымковцы?

Какое настроение создают эти игрушки?

С какой игрушкой вы бы хотели поиграть?

Публикации по теме:

Конспект контрольно-проверочного занятия. Ознакомление с социальным миром (подготовительная группа) Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром и предметным окружением. (Подготовительная логопедическая группа) Тема: Викторина.

Конспект НОД «Создаем книгу настроений» Тема: Создаем книгу настроений Цель: Активизация и обогащение эмоционального-чувственного опыта детей, развитие эмпатийного поведения. Материалы:.

Конспект НОД по ФКЦМ — ознакомление с социальным окружением «В казачьей избе» во второй младшей группе Целевой ориентир: прививать любовь к малой Родине. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Организованно-образовательная деятельность по познавательному развитию (ознакомление с социальным миром) в старшей группе Тема: «Герб, флаг России и Белгородской области». Программное содержание: Познавательное развитие: • Закрепить знания о государственных.

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством мордовского народа Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из действенных средств развития детей. Мордовское.

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром ННОД: «Такие разные колокола». Автор-составитель: Чухутова С. Б. Образовательные области: Социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая, познавательная,.

Ознакомление с социальным миром «Флаг России» Цель: Формирование представлений о Родине, знакомство с государственным флагом России. Задачи: • Познакомить детей с государственным флагом.

Творческий проект «Ознакомление детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством» «Голубая Гжель» Содержание проекта 1. Название проекта. 2. Руководители проекта. 3. Интеграция образовательных областей. 4. Вид проекта. 5. Продолжительность.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством — одна из форм ознакомления с социальным миром
Опубликовано: 25 января 2017 в 06:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД