«Техника бумажной архитектуры». Развитие художественного объемно-пространственного мышления и творческого воображения детей

Галина Наумова
«Техника бумажной архитектуры». Развитие художественного объемно-пространственного мышления и творческого воображения детей

Цель:

Развивать художественное объемно-пространственное мышление и творческое воображение в процессе продуктивной деятельности (художественной обработки бумаги).

Задачи:

- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой

цель и находить пути её достижения;

- Способствовать развитию познавательных и творческих

способностей с целью побуждения к самостоятельному

фантазированию.

- Развивать глазомер, трудовые навыки, умения.

- Способствовать развитию творчества и инициативы.

- Способствовать развитию художественного вкуса.

- Содействовать воспитанию трудолюбия, желания

доводить начатое дело до конца.

- Содействовать воспитанию у детей патриотического

чувства.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, применяется не только для рисования, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использоваться в играх, подарены к празднику.

Бумагопластика один из самых простых и доступных способов работы с бумагой. Он дает возможность ребенку открыть для себя волшебный мир бумаги. Бумага, ножницы, немного фантазии – и вот появляются необычные образы: фигурки людей и животных, расцветают сады, вырастают города.

Что дают занятия бумагопластикой :

• Воспитывается трудолюбие, желание доводить начатое до конца

Развиваются конструктивные и творческие способности

Развивается умение планировать, создавать конструкцию по образцу

• Дети знакомятся со способами преобразования геометрических форм

Развивается мелкая моторика рук

• Формируется эстетический вкус

Мы знаем семь основных приемов работы с бумагой :

1. Складывание:

Складывать бумагу можно по прямой линии и по кривой. При складывании бумаги в разных направлениях образуются разнообразные по форме и величине складки и сгибы, так называемые ребра жесткости – они придают полученной объемной форме упругость и прочность. Направление складок может быть внутрь и наружу, чередующее, параллельное. От выбора приема сгибания бумаги зависит вид преобразуемой поверхности. Так, путем прямолинейного сгибания из плоского листа создается поверхность с плоскими гранями (гармошка). Прием криволинейного сгибания позволяет получить изогнутую поверхность произвольной формы

2. Сгибание:

Изогнутая поверхность образуется цилиндрическим или коническим сгибанием листа без образования складок. Изгиб листа придает ему запас прочности и способность выдержать определенную нагрузку.

3. Скручивание:

Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край полоски на кончик острого предмета (карандаша или спицу). В результате должна образоваться плотная спираль. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. Эти фигуры могут быть самыми разными в зависимости от идей автора.

4. Сминание:

Лист бумаги мнется в разных направлениях, что создает красивую фактуру поверхности. Такая бумага применятся в макетах, где требуется характерная обработка, особенность отделки каких-то деталей.

5. Разрывание:

Это нарушение структуры листа вручную в определенном месте, в результате чего образуется рыхлая каемочка.

6. Разрезание:

Это нарушение структуры листа при помощи ножниц или ножа. В результате образуются ровные края.

7. Прокалывание:

Нанесение отверстий при помощи шила, иглы, пробойника или других инструментов.

Для выполнения соединительных операций применяют два типа соединения бумаги, разъемные и неразъемные. К неразъемным соединениям относятся все виды склеивания: в край, внахлест, в торец.

Склеивание в край и внахлест применяются чаще других. Клей наносится тонким слоем, а затем один лист или его часть накладывается на другой. При торцевом склеивании клей наноситься либо на плоскость листа, либо на торцевую часть присоединяемого листа.

Затем листы в горизонтальном положении прижимают и дают высохнуть. Этот способ применяют для приклеивания нешироких полосок бумаги.

К разъемным соединениям относятся такие, которые позволяют без особого повреждения изделия собрать его и разобрать: наружное соединение в замок, внутреннее соединение в замок, плоское и объемное плетение, соединение скрепками, клейкой лентой и др.

Наиболее интересным, но, к сожалению, редко используемым в практике является соединение в замок. На одном или обоих листах в определенных местах делаются наружные разрезы, но не больше, чем до середины, т. к. от этого зависит прочность изделия. Затем один лист вставляют в разрез другого до упора. Интересно и другое соединение в замок – внутреннее. При этом на одном листе резаком делается просечка или отверстие любого профиля. Затем второй лист вставляется в эту щель или отверстие и принимает его форму. Интересным, на мой взгляд, является и соединение плетением.

При плоском плетении, обычно используются полоски бумаги, которые в определенном порядке просовываются друг под друга. Иногда на одном листе делаются параллельные разрезы, а затем в них просовывают полоски бумаги. При объемном плетении две или более полоски бумаги накладывают друг на друга.

В практике объемного моделирования очень удобно применять способ соединения листов бумаги при помощи канцелярских скрепок. Он позволяет легко и быстро соединять многослойные конструкции. Например, можно закрепить края согнутого цилиндра или конуса, а при необходимости так же легко подкорректировать – сделать уже или шире. Скрепки можно использовать в качестве зажимов при склеивании внахлест.

Формообразование:

Бумага очень пластична и обладает «памятью», т. е. любая операция с листом оставляет на нем следы. Для придания листу бумаги объема и прочности применяют ребра жесткости, которые придают ему жесткость и упругость. Геометрические тела можно разделить на тела вращения – это цилиндр, конус, шар, и многогранники – пирамида, призма и куб. Все геометрические тела, за исключением шара, можно сделать из бумаги.

Все тела вращения получаются при скручивании листа бумаги. А уже затем из цилиндра легко получить четырехгранную призму, а из конуса – пирамиду складыванием. Складка листа концентрирует всю жесткость конструкции, поэтому является наиболее прочным ребром жесткости.

Наиболее интересен такой прием преобразования формы, как «обратная складка».

На прямолинейной складке делается два надреза, а затем поверхность между ними вдавливается внутрь, и, сложив аккуратно, проглаживается. На основе такой складки можно сделать много разных по профилю и размерам преобразований.

Бумажная архитектура.

Чтобы научить детей создавать модели построек, необходимо познакомить их с такими важными элементами, как разные виды окон, дверей и крыш. Окна бывают прямоугольные двухстворчатые и арочные.

«Техника бумажной архитектуры». Развитие художественного объемно-пространственного мышления и творческого воображения детей

Необходимо напомнить детям, что окно находиться в середине стены, а не на углу дома, поэтому плоскость стены нужно перегнуть пополам и сделать по сгибу два горизонтальных надреза (расстояние между надрезами – высота окна). Затем разрезать вертикально по сгибу между горизонтальными разрезами и отогнуть створки окна в стороны.

Для окна арочной формы снова поверхность стены складываем пополам, только надрез будет не прямолинейный, а дугообразный и поверхность отгибается внутрь (показывает толщину стен).

Двери тоже можно разделить на прямоугольные одностворчатые, двухстворчатые и арочные. Для одностворчатой двери делаем вертикальный надрез снизу стены, затем, развернув ножницы, горизонтальный. Отгибаем в сторону, дверь готова.

Для двухстворчатой двери поверхность снова нужно сложить, сделать один горизонтальный надрез и разрезать снизу по сгибу вертикально.

Арочные двери

Для изготовления крыши здания можно использовать разные геометрические фигуры, например для башни подойдет конус, который можно оставить без изменений, а можно надрезать края и отогнуть их наружу. Получиться вариант старинной башни. А можно надрезать края и вставить их внутрь цилиндра, получиться вариант купола.

Ну а если башня имеет форму призмы, то и крыша ей нужна в форме пирамиды.

Можно изготовить крышу и на основе цилиндра, используя прием «обратной складки» или различные дополнения виде прямолинейной складки. А для Азиатской башни – минарета, можно сделать крышу из полосок бумаги.

Один из самых простых вариантов крыш - крыша двускатная. Но на её основе можно сделать множество различных вариантов, применив снова прием «обратной складки» или различные дополнения.

Рассмотрим последовательность работы над макетом дома: приготовим необходимые материалы и инструменты,

из цилиндра - заготовки, делаем стены дома с окнами и дверью, большую полоску бумаги сгибаем пополам и проклеиваем около сгиба, из маленьких листов делаем трубочки, накрутив их на карандаш

Собираем макет.

Строим макет храма (церкви).

Делаем заготовки: узкий и высокий цилиндр, низкий, но широкий цилиндр и конус.

Широкий цилиндр преобразовываем в призму, прорезаем окна и дверь, верх стен можно сделать, отогнув края внутрь, а можно вырезать в форме трех дуг или даже применить фигурные ножницы. Затем высокий цилиндр помещается внутрь стен, это барабан, а наверх помещаем конус - купол.

Из таких макетов можно построить целый город современный, древний или город будущего. Вот что у нас получилось

Создавать макеты можно не только из геометрических фигур, но и бумажных трубочек – бревен. Например, бревенчатые постройки, такие, какие были в Древней Руси.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-arhitektura-v-bumagoplastike_sotfi.pptx | 21895,42 Кб | Скачан: 307
 
Публикации по теме:

Подарок для мамы, «расписное блюдце» из папье-машеПодарок для мамы, «расписное блюдце» из папье-маше Кружок папье-маше «Волшебная бумага» для детей старшего дошкольного возраста. Цель кружка: Познакомить детей с одним из способов работы.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Наша армия
Автор публикации:
«Техника бумажной архитектуры». Развитие художественного объемно-пространственного мышления и творческого воображения детей
Опубликовано: 22 апреля 2014 в 22:06
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе «Мое педагогическое кредо»
Что значит, быть воспитателем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам....
Фотоотчет муниципального проекта «Вместе с папой!» Разновозрастная группа №2,возраст...
Воспитатель Ганина Л. А. Проект «Вместе с папой» Проект "Вместе с папой! " направлен на развитие родительских компетенций, повышение вовлеченности...
Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет по рисованию на...
Нажия Азисова. Цель : Обучать умению рисовать прямые вертикальные линии разной длины-сосульки, проводить прямые вертикальные линии с помощью кисточки,...
Сенсорная книжка
Сенсорная книжка. Цель : сенсорное развитие. Задачи : благоприятно воздействовать на восприятие ребёнка и формировать у него представлений о внешних...
Конспект занятия по ОБЖ «Опасности на улице» в старшей группе
Конспект занятия по Обж в старшей группе Тема: «Опасности на улице». Цель: расширение знаний детей о правилах безопасного поведения на улице; учить...