Светлана Сергеевна Камина
Ознакомление детей со скульптурой малой формы — один из путей развития творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СКУЛЬПТУРОЙ МАЛОЙ ФОРМЫ- ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ВОСПИТАТЕЛЬ - КАМИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА
Москва 2011
Скульптура один из видов изобразительного искусства. В отличие от
живописи и графики скульптура имеет реальный объем и специфический
материал. В окружающей действительности дети встречаются с
произведениями скульптуры разных видов (монументальной - монументы,
Публикация «Ознакомление детей со скульптурой малой формы — один из путей развития творческих способностей» размещена в разделах
памятники; станковой - украшает здания, интерьеры и скульптурой малых форм - ЭТО вид станковой скульптуры отличается малыми размерами и материалом (воск, керамика, глина, фарфор).
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
Васильевой, раздел по ознакомлению со скульптурой был впервые введен
только в 1985 году. В разделе «Изобразительное искусство» намечены задачи по ознакомлению со скульптурой малой формы :
• Воспитывать у детей интерес к скульптуре, эмоциональную
отзывчивость к образу, бережное отношение как к произведению
искусства;
• Понимать содержание скульптуры;
• Учить выделять выразительные средства (объемную форму,
характер движения, выражение лица, характер образа,
выразительность материала);
• Познакомить с работой скульптора
Ни для кого не секрет, что порой взрослые проходят мимо скульптуры и
не замечают ее красоты. Поэтому, я считаю, что знакомство со скульптурой должно проходить во всех возрастных группах. Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка. В условиях детского сада - это занятие лепкой,процесс создания скульптурного произведения.
Понятно, что ребенок 3-4 лет не способен к восприятию
профессионального искусства, но то окружает, что ему близко, в
повседневной жизни вполне доступно для освоения.
Мы придерживаемся в работе принципа «о т простого к сложному». Этот
принцип последовательности очень важно соблюдать при подаче материала.
Чтобы не отпугнуть ребенка от занятий, нельзя ставить перед ним
непосильную задачу, которую он на данном этапе не способен выполнить.
Ребенок должен чувствовать, что у него все получается, тогда он сохранит интерес к дальнейшему освоению предмета.
Дети четырёхлетнего возраста, должны работать по определенному
образцу, а чем старше и опытнее они становятся, тем больше творческой свободы им должно предоставляться. В средней группе, учитывая возрастные особенности детей, мы, прежде в се го, использовать скульптуру малых форм анималистического жанра. Скульпторы -анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, это так же помогает детям больше узнать о животных. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре именно анималистического жанра. Она вызывает больше положительных эмоций, это ближе и понятнее им.
В связи с этим, на занятиях мы в основном создавали скульптурки
животных (собака, кошечка, утка, медведь и др.). Прежде, чем приступать к созданию образа того или иного ЖИВОТНОГО мы организовывали обследование, дети имеют возможность аккуратно подержать, погладить,посмотреть со всех сторон предлагаемый образец. Для чего? Ребенок запоминает форму предмета при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы его изображения. Так же, чтобы лучше понять образ в скульптуре, мы находили стихи,загадки, интересные описания того животного, о
котором шла речь. На протяжении года, дети получали
элементарные знания о скульптуре, которые дают
возможность сравнивать образы, рассуждать, делать
выводы. Они научились передавать особенности
внешнего вида животных: форму туловища, ушей, лап,
мордочки, длину хвоста; передавать детали: нос, глаза.
В старшей группе стоит задача научить детей видеть выразительные
средства, видеть выразительность образа. На выразительность образа
влияют пропорции фигурки, движения, пластичность. Чем старше дети, тем они глубже оценивают характер образа, его настроение (грустный,
задумчивый, веселый, хитрый). На ряду, с анималистической скульптурой мы добавили фигуру человека.
Конечно, ребенка пугает перспектива того, что он не справиться с
работой. И здесь мы придерживаемся того же метода, что в рисовании - все состоит из геометрических фигур, в лепке - формы (объемные фигуры).
Стараемся подбирать темы, которые позволяют каждому ребенку на основе своего жизненного опыта «по-своему» (как автору скульптуры) придумать сюжет. Например, тема «Цирк», Здесь могут присутствовать как знакомый уже ребенку анималистический жанр (создание образа животных, так и человека. Так как в старшей группе правила создания скульптурных образов усложнились (мы стараемся добиваться их исполнения в движении, то дети с опаской принимаются за работу. И вот не так давно, я прочитала об интересном приеме, который используют в студии при Третьяковской галереи. Он помогает лучше понять работу скульптора. Этот метод заключается в следующем - дети создают скульптуру. Для этого один из детей становится «скульптором», а другой «материалом», из которого
«создают» скульптуру. Скульптор ставит скульптуру в определенную позу,находит необходимое движение рук, ног, головы и пр. ,
добиваясь нужного образа. Дети с удовольствием
исполняют оби роли. И что самое главное, подобные
игры побуждают детей к активной деятельности.
Цирковых животных, клоуна мы сначала «лепили» в
игре, дети целостно воспринимали скульптуру. Затем
проанализировали, из каких объемных форм может
состоять фигура и как их соединить в целое. Обсудили,
как легко добиться нужного движения при создании
образа - штангиста, акробата и т. д, Какими деталями можно дополнить образ (бантик, мячик, трапеция, гиря и пр. ]. Образцом служи ли только предлагаемые формы - шар, цилиндр. Детям предоставлялась возможность проявить фантазию, воображение.
Если вы обратите внимания, то увидите, что все фигуры по данной теме
созданы по единому примеру, но в разных движениях. Я считаю, что на
данном этапе, главное добиться того, чтобы каждый ребенок понимал, нужно обязательно «вдохнуть жизнь» В своего персонажа, путем передачи движения.
Мы не требовали от детей сразу передавать в своей работе и движения и настроение образа. Давали время привыкнуть, понять, как можно добиваться разных положений скульптуры. Постепенно акцентировали их внимание на том, что образ может иметь разный характер, настроение. И когда мы приступили к выполнению работы на тему «Танцующая девочка»,предварительно поиграв в скульпторов и создав несколько вариантов танцующих девчонок, обратили внимание, что наши живые скульптуры выражают разную мимику на лице, детей это не испугало. И в работах можно увидеть эту мимику. Кто - то улыбается, кто-то серьезен, кому-то «подкрасили» глаза тенями. Пусть пока неумело, не так пластично и органично, но дети понимают, что их скульптура должна показывать без слов, то, ЧТО они, как «скульпторы» хотели передать в своей работе. На данном этапе обучения, я считаю, что это важно. А приемы, методы лепки,аккуратность будут оттачиваться практикой, Например, тема «Птицы». Детям было дано задание - загадать птицу, не говоря об этом никому и затем изобразить ее, так, чтобы все смогли узнать ее. Для детей это игровая ситуация, а мы преследовали цель - путем выразительных средств передать образ задуманной птицы. И многие с этим справились. Мы увидели голубя, попугая, воробья, утку. В данном задании отсутствовал образец. Дети могли пользоваться только полученными ранее знаниями и проявлять творчество.
Для развития творчества важны не только навыки и умения, надо
научить ребёнка эстетически воспринимать образы в скульптуре. Мы
предлагали детям немного поиграть с богородской игрушкой, с матрешками.
Составляли композицию из дымковских игрушек. При рассматривании работ народных умельцев обращали внимание детей на выразительные стороны каждой фигурки: (две матрешки, а какие разные). И дети с удовольствием играли, сравнивали их.
В качестве фактора, снимающего напряжения, стимулирующего
деятельность детей, на занятиях используем музыкальное сопровождение.
Это создает эмоциональный фон, развивает художественную культуру.
Постепенно дети накопят знания об особенностях творческой работы
скульптора, художественный опыт. Каждое последующее занятие будет
закреплять полученные знания, практически е умения, и давать новые.
Создавая произведение, скульптор, естественно, не рассчитывает на
особенности восприятия ребенка дошкольного возраста. Эта задача ложится на воспитателя, который должен уметь подбирать скульптуру для занятий с детьми. К сожалению, в нашей группе очень мало образцов скульптуры малой формы и методический кабинет не всегда может в этом помочь. Нам приходится искать изображения на фото, но в данном возрасте, дети не могут представить себе изображенную на фотоскульптуру в трехмерном изображении. Хотелось бы, чтобы при возможности детский сад закупил разные варианты скульптур малой формы.
Помимо пластилина, мы используем в своей работе тестопластику. С
помощью соленого теста мы готовим сувениры для родителей на праздники.
Это позволяет показать детям значимость и полезность их труда. На
следующий год мы планируем использовать на занятиях глину.
Разнообразие материала положительно влияет на развитие сенсорных
способностей детей.
Чтобы стимулировать детей к проявлению творчества мы предлагаем им
поиграть со своими поделками.
Работая с формой, дети учатся придумывать и изображать свои формы, а
также комбинировать из отдельных фигур сложные образы.
Применяемые методы и приемы обучения на занятиях (творческие
задания, беседы, сопоставление двух скульптур разных по выразительности,игровые ситуации) побуждают детей к активной, творческой,самостоятельной деятельности.
Перед воспитателем стоит очень сложная задача - научить ребенка
видеть скульптуру, любоваться ее красотой. Каждый воспитатель найдет
свои приемы обучения. Главное затронуть чувства детей и тогда многое
получится.