Папки-передвижки

Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства» в средней группе

Елена Воронина
Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе

Тема: Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства».

Возрастная группа: средняя группа (5-й год жизни)

Форма НОД: исследовательская деятельность.

Тип НОД: интегрированная (речевое развитие, познавательное развитие).

Форма организации: подгрупповая

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

ЗАДАЧИ:

Публикация «Ознакомление с миром природы „Воздух и его свойства“ в средней группе» размещена в разделах

Воспитательные задачи:

• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание расширять свой кругозор.

• Воспитывать аккуратность при работе с водой.

• Воспитывать трудовую культуру, самоорганизацию, навыки работы в коллективе.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Развивать речь, внимание, наблюдательность, речевое дыхание.

• Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Обучающие задачи:

• Упражнять детей в умении наблюдать за окружающей средой.

• Закрепить представление детей о воздухе, его свойствах.

• Продолжать формировать навыки проведения опытов.

Предварительная работа:

• разбор с детьми понятия «иследователи» и «эксперимент», рассматривание иллюстраций (слайдов) на тему «Воздух»;

• наблюдения на прогулке за природными явлениями, объектами живой и неживой природы (облаками, деревьями, птицами, ветром;

• изготовление с родителями вееров и корабликов для проведения опытов.

Материалы и оборудование:

Весы подвесные, 2 одинаковых воздушных шара; стаканы с водой, трубочки для коктейля, целлофановые пакеты, острые палочки, веера, кораблики с бумажными парусами, по количеству детей; тазики с водой, мыльные пузыри; карточки – обозначения свойства воздуха.

Методы и приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физминутка, опыт, вопросы, подведение итогов, индивидуальные ответы детей.

1. Организационно-мотивационный момент.

(1 мин.)

Приветствие:

Слайд 1

«Я здороваюсь везде:

Дома и на улице

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице.

Здравствуй, Солнце Золотое!

Здравствуй, Небо Голубое!

Здравствуй, Вольный Ветерок!

Здравствуй, Маленький Дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться

не лень!»

(Т. Сикачева)

Дети встают в круг; приветствуют педагога и своих друзей.

Идут по кругу

Делают «крышу» над головой

Делают «крылышки»

Показывают «Солнце»

Руки вверх!

Качают руками

Руки складывают, как «дубок»

Поворот вправо

Поворот влево

Руки в стороны

Руки сложены у груди.

(привлечение произвольного внимания, психологическая готовность к общению; частично сформировано умение координировать движения с речью).

2. Планирование исследовательской деятельности.

(2 мин.)

Слайд 2

Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня наш зал превратить в центр юных исследователей. Как вы думаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?

Я согласна с вами. Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания.

Слайд 3

Я предлагаю вам стать исследователями.

А чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, отгадайте загадку:

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети предлагают свои варианты ответа.

Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее, усвоенное, задают и отвечают на вопросы, отгадывают загадку (проявление самостоятельности; воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового; сформировано представление о том, кто такие «исследователи»; сформировано умение соотносить описание с предметом (в данном случае, воздуха с его признаками).

3. Организационно-поисковый

(15 мин.)

(Из-за дверей доносятся звуки)

Винни Пух: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

В комнату на воздушных шариках залетает Винни Пух.

Воспитатель: Здравствуй Винни Пух! Как ты к нам попал?

Винни Пух: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете?

Винни Пух: Можно мне остаться, у меня как раз есть вопрос. Я не знаю - что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Винни Пух: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Винни Пуху, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые.

Слайд 4

Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории: внимательно смотреть и слушать, не трогать без разрешения, не кричать, работать на своем месте (не бегать, соблюдать осторожность, делать выводы.

Дети ведут диалог с гостем, вступают в игровое действие, отвечают на вопросы, проявляют инициативу; повторяют правила и размещаются вокруг стола для экспериментов (частично сформированы внимание и диалогическая речь).

Слайд 5

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Ребята, давайте поймаем воздух для Винни Пуха. Чем мы можем поймать воздух?

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Винни Пух: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети делают вывод: «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»

и «Воздух-невидим»

Воспитатель подносит пакет к Винни Пуху.

Винни Пух: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец, Винни Пух! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха

«Воздух-невидим».

Винни Пух: Хитрые какие… Как же вы докажете, что воздух есть, если он – невидимка?

Воспитатель: Молодец, Винни Пух! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Слайд 6

Опыт № 2 «Пузыри в стакане»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них.

Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Винни Пух: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Дети: Потому, что воздух легче воды.

Воспитатель: Правильно! Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Молодцы ребята! Предлагаю вам немного отдохнуть, давайте посмотрим на экран.

Слайд 7 (на слайде - мыльные пузыри)

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем.

Физминутка «Мыльные пузыри».

Мы надуем все пузырь,

Мыльный и воздушный.

В небо быстро он взлетит

И разгонит тучки.

Побежим мы по дорожке, захотим его поймать,

Но пузырь летит так быстро

И его нам не поймать.

Действия:

- дуем на ладошки, сложенные вместе

- разъединяем ладошки, держа кончики пальцев сомкнутыми

- поднимаем руки вверх

- машем руками в разные стороны

- бег на месте

- кружимся на месте

- разводим руки в стороны

Воспитатель: Отдохнули! А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Как вы думаете, воздух имеет вес?

Винни Пух: Конечно, нет!

Воспитатель: Хотите проверить?

Слайд 8

Опыт №3 «Взвешивание воздуха»

Воспитатель берет в руки воздушный шар.

Что у меня в руках? Почему он так называется?

Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.

Воспитатель показывает весы.

С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.

Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Дети: Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Значит, воздух имеет вес.

Воспитатель: Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздух: «Воздух имеет вес».

Винни Пух: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Дети: Воздух ничем не пахнет.

Ставим следующую карточку: «Воздух не имеет запаха»

Винни Пух: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Слайд 9 Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Винни Пух: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи Винни Пух, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Винни Пух: Меня ветер принес.

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?

Воспитатель: Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

(качаются деревья, бегут облака, пар изо рта)

Воспитатель: А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Слайд 10

Опыт №4 «Движение воздуха»

Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?

А теперь давайте поставим на воду парусники и помашем на них. Что происходит? Молодцы, воздух двигается и получается ветер!

Итак, делаем вывод…

Ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха «Ветер – это движение воздуха».

Воспитатель: Ребята, а кому и зачем нужен воздух?

Слайд 11

Дети рассматривают картинки-подсказки (слайды, дают ответы (растениям, человеку, животным, птицам и рыбам, насекомым, - всему живому на Земле).

Как вы думаете, можем ли обойтись без воздуха?

А давайте проверим.

Воспитатель: Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? (воздух)

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?

Дети описывают свои ощущения и делают вывод: «Человек не может жить без воздуха».

А какой нам нужен воздух для дыхания? (чистый)

Что мы можем сделать, чтобы дышать чистым воздухом? (гулять в лесу, в парке; садить деревья).

Слайд 12

Дети проводят опыт и высказывают свои предположения.

4. Подведение итогов.

(1 мин.)

Рефлексия:

Все вы, ребята, были настоящими исследователями и вместе мы смогли рассказать Винни Пуху про воздух! Давайте вспомним, какими свойствами обладает воздух.

Слайд 13

Дети, пользуясь карточками-подсказками, рассказывают о свойствах воздуха (воздух невидим, легче воды, имеет вес, не имеет собственного запаха, но может переносить другие запахи, ветер – это движение воздуха, воздух нужен всему живому на Земле).

Винни Пух: Спасибо вам, ребята. С вами я узнал много нового про воздух. Пока-пока!

Воспитатель: До свидания, Винни Пух! Приходи к нам обязательно еще.

5. Открытость.

(1 мин.)

- Как вы думаете, кому еще будет интересно узнать о свойствах воздуха и кому вы сможете показать свои эксперименты?

- Ребята, я предлагаю вам продолжить наши исследования. Подумайте вместе и предложите следующий объект исследования…. А я с удовольствием приму участие и помогу в ваших экспериментах.

Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты (частично сформировано умение воспроизводить самостоятельно эксперименты с воздухом; сформирован интерес к исследовательской деятельности).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы»Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу "Что вижу, с чем действую,.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения)Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения) Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения) Цель наблюдения: • Учить детей называть.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши»Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши". Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.

Прогулка «Наблюдение за одуванчиком». Ознакомление с миром природы-сезонные наблюдения весной в младшей группеПрогулка «Наблюдение за одуванчиком». Ознакомление с миром природы-сезонные наблюдения весной в младшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Материал подготовила воспитатель ГДБОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства» в средней группе
Опубликовано: 23 марта 2020 в 20:59
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Воронина (УИ 462858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД