Папки-передвижки

Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства» в средней группе

Елена Воронина
Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства» в средней группе

Технологическая карта образовательной деятельности в средней группе

Тема: Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства».

Возрастная группа: средняя группа (5-й год жизни)

Форма НОД: исследовательская деятельность.

Тип НОД: интегрированная (речевое развитие, познавательное развитие).

Форма организации: подгрупповая

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

ЗАДАЧИ:

Публикация «Ознакомление с миром природы „Воздух и его свойства“ в средней группе» размещена в разделах

Воспитательные задачи:

• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание расширять свой кругозор.

• Воспитывать аккуратность при работе с водой.

• Воспитывать трудовую культуру, самоорганизацию, навыки работы в коллективе.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Развивать речь, внимание, наблюдательность, речевое дыхание.

• Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Обучающие задачи:

• Упражнять детей в умении наблюдать за окружающей средой.

• Закрепить представление детей о воздухе, его свойствах.

• Продолжать формировать навыки проведения опытов.

Предварительная работа:

• разбор с детьми понятия «иследователи» и «эксперимент», рассматривание иллюстраций (слайдов) на тему «Воздух»;

• наблюдения на прогулке за природными явлениями, объектами живой и неживой природы (облаками, деревьями, птицами, ветром;

• изготовление с родителями вееров и корабликов для проведения опытов.

Материалы и оборудование:

Весы подвесные, 2 одинаковых воздушных шара; стаканы с водой, трубочки для коктейля, целлофановые пакеты, острые палочки, веера, кораблики с бумажными парусами, по количеству детей; тазики с водой, мыльные пузыри; карточки – обозначения свойства воздуха.

Методы и приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физминутка, опыт, вопросы, подведение итогов, индивидуальные ответы детей.

1. Организационно-мотивационный момент.

(1 мин.)

Приветствие:

Слайд 1

«Я здороваюсь везде:

Дома и на улице

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице.

Здравствуй, Солнце Золотое!

Здравствуй, Небо Голубое!

Здравствуй, Вольный Ветерок!

Здравствуй, Маленький Дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться

не лень!»

(Т. Сикачева)

Дети встают в круг; приветствуют педагога и своих друзей.

Идут по кругу

Делают «крышу» над головой

Делают «крылышки»

Показывают «Солнце»

Руки вверх!

Качают руками

Руки складывают, как «дубок»

Поворот вправо

Поворот влево

Руки в стороны

Руки сложены у груди.

(привлечение произвольного внимания, психологическая готовность к общению; частично сформировано умение координировать движения с речью).

2. Планирование исследовательской деятельности.

(2 мин.)

Слайд 2

Воспитатель: Ребята, я предлагаю сегодня наш зал превратить в центр юных исследователей. Как вы думаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?

Я согласна с вами. Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания.

Слайд 3

Я предлагаю вам стать исследователями.

А чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать, отгадайте загадку:

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети предлагают свои варианты ответа.

Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее, усвоенное, задают и отвечают на вопросы, отгадывают загадку (проявление самостоятельности; воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового; сформировано представление о том, кто такие «исследователи»; сформировано умение соотносить описание с предметом (в данном случае, воздуха с его признаками).

3. Организационно-поисковый

(15 мин.)

(Из-за дверей доносятся звуки)

Винни Пух: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

В комнату на воздушных шариках залетает Винни Пух.

Воспитатель: Здравствуй Винни Пух! Как ты к нам попал?

Винни Пух: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете?

Винни Пух: Можно мне остаться, у меня как раз есть вопрос. Я не знаю - что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Винни Пух: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Винни Пуху, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые.

Слайд 4

Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории: внимательно смотреть и слушать, не трогать без разрешения, не кричать, работать на своем месте (не бегать, соблюдать осторожность, делать выводы.

Дети ведут диалог с гостем, вступают в игровое действие, отвечают на вопросы, проявляют инициативу; повторяют правила и размещаются вокруг стола для экспериментов (частично сформированы внимание и диалогическая речь).

Слайд 5

Опыт №1 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Ребята, давайте поймаем воздух для Винни Пуха. Чем мы можем поймать воздух?

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Винни Пух: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети делают вывод: «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»

и «Воздух-невидим»

Воспитатель подносит пакет к Винни Пуху.

Винни Пух: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец, Винни Пух! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха

«Воздух-невидим».

Винни Пух: Хитрые какие… Как же вы докажете, что воздух есть, если он – невидимка?

Воспитатель: Молодец, Винни Пух! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Слайд 6

Опыт № 2 «Пузыри в стакане»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них.

Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Винни Пух: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Дети: Потому, что воздух легче воды.

Воспитатель: Правильно! Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Молодцы ребята! Предлагаю вам немного отдохнуть, давайте посмотрим на экран.

Слайд 7 (на слайде - мыльные пузыри)

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем.

Физминутка «Мыльные пузыри».

Мы надуем все пузырь,

Мыльный и воздушный.

В небо быстро он взлетит

И разгонит тучки.

Побежим мы по дорожке, захотим его поймать,

Но пузырь летит так быстро

И его нам не поймать.

Действия:

- дуем на ладошки, сложенные вместе

- разъединяем ладошки, держа кончики пальцев сомкнутыми

- поднимаем руки вверх

- машем руками в разные стороны

- бег на месте

- кружимся на месте

- разводим руки в стороны

Воспитатель: Отдохнули! А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Как вы думаете, воздух имеет вес?

Винни Пух: Конечно, нет!

Воспитатель: Хотите проверить?

Слайд 8

Опыт №3 «Взвешивание воздуха»

Воспитатель берет в руки воздушный шар.

Что у меня в руках? Почему он так называется?

Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.

Воспитатель показывает весы.

С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.

Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Дети: Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Значит, воздух имеет вес.

Воспитатель: Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздух: «Воздух имеет вес».

Винни Пух: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Дети: Воздух ничем не пахнет.

Ставим следующую карточку: «Воздух не имеет запаха»

Винни Пух: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Слайд 9 Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Винни Пух: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи Винни Пух, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Винни Пух: Меня ветер принес.

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?

Воспитатель: Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

(качаются деревья, бегут облака, пар изо рта)

Воспитатель: А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Слайд 10

Опыт №4 «Движение воздуха»

Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?

А теперь давайте поставим на воду парусники и помашем на них. Что происходит? Молодцы, воздух двигается и получается ветер!

Итак, делаем вывод…

Ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха «Ветер – это движение воздуха».

Воспитатель: Ребята, а кому и зачем нужен воздух?

Слайд 11

Дети рассматривают картинки-подсказки (слайды, дают ответы (растениям, человеку, животным, птицам и рыбам, насекомым, - всему живому на Земле).

Как вы думаете, можем ли обойтись без воздуха?

А давайте проверим.

Воспитатель: Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Как вы думаете, что мы с вами вдохнули? (воздух)

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно?

Дети описывают свои ощущения и делают вывод: «Человек не может жить без воздуха».

А какой нам нужен воздух для дыхания? (чистый)

Что мы можем сделать, чтобы дышать чистым воздухом? (гулять в лесу, в парке; садить деревья).

Слайд 12

Дети проводят опыт и высказывают свои предположения.

4. Подведение итогов.

(1 мин.)

Рефлексия:

Все вы, ребята, были настоящими исследователями и вместе мы смогли рассказать Винни Пуху про воздух! Давайте вспомним, какими свойствами обладает воздух.

Слайд 13

Дети, пользуясь карточками-подсказками, рассказывают о свойствах воздуха (воздух невидим, легче воды, имеет вес, не имеет собственного запаха, но может переносить другие запахи, ветер – это движение воздуха, воздух нужен всему живому на Земле).

Винни Пух: Спасибо вам, ребята. С вами я узнал много нового про воздух. Пока-пока!

Воспитатель: До свидания, Винни Пух! Приходи к нам обязательно еще.

5. Открытость.

(1 мин.)

- Как вы думаете, кому еще будет интересно узнать о свойствах воздуха и кому вы сможете показать свои эксперименты?

- Ребята, я предлагаю вам продолжить наши исследования. Подумайте вместе и предложите следующий объект исследования…. А я с удовольствием приму участие и помогу в ваших экспериментах.

Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты (частично сформировано умение воспроизводить самостоятельно эксперименты с воздухом; сформирован интерес к исследовательской деятельности).

Прикреплённые файлы:

svoistva-vozduha_9bf8v.pptx | 6003,42 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы»Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу "Что вижу, с чем действую,.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения)Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения) Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения) Цель наблюдения: • Учить детей называть.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши»Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши". Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.

Прогулка «Наблюдение за одуванчиком». Ознакомление с миром природы-сезонные наблюдения весной в младшей группеПрогулка «Наблюдение за одуванчиком». Ознакомление с миром природы-сезонные наблюдения весной в младшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Материал подготовила воспитатель ГДБОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с миром природы «Воздух и его свойства» в средней группе
Опубликовано: 23 марта 2020 в 20:59
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД