Юлия Лымарь
Пальчиковая гимнастика для детей: почему важна и как проводить правильно
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика и ее польза для развития ребенка. Пальчиковая гимнастика это- игровые движения рук и пальцев, которые часто сопровождаются короткими стихами и ритмичной речью. Упражнения пальчиковой гимнастики весьма эффективны при развитии мелкой моторики рук, очень просты в исполнении и не требуют много потраченного времени. Это незаменимый помощник всех родителей в гармоничном и своевременном развитии ребенка. Эффективность пальчиковых игр связана с особенностями строения коры головного мозга. Речевые зоны расположены в ней в непосредственной близости к двигательным центрам. Активные движения пальцами и руками активизируют работу нейронов в обеих зонах. Что развивает пальчиковая гимнастика? По мнению педагога-логопеда Анастасии Борисовой, игры способствуют развитию: Мелкой и крупной моторики рук. Постоянно повторяя упражнения, малыш развивает гибкость кистей и пальцев, их подвижность. Улучшается координация движений. Внимания. Играя с пальцами, ребенок тренирует устойчивость внимания, ее объем, умение концентрироваться. Речи. В процессе пальчиковых игр малыш прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. Параллельно в коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас ребенка. Память. Все движения в пальчиковых играх сопровождаются рассказами, считалками или стихами. Малыш следит за словами и постепенно запоминает их, ассоциируя с движениями собственных пальцев. В этот момент развивается как кратковременная, так и долгосрочная память ребенка. Воображение и творческие способности. Стихи и любые рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал малыша. Девочка показывает четыре пальца :Пальчиковая гимнастика способствует социализации ребенка и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Играя пальчиками, малыш учится подражать взрослым, вслушиваться в речь, повышает свою речевую активность, готовит руку к письму и развлекается. Почему важна пальчиковая гимнастика для детей? Доктор философии Терри Скот и ее коллеги уверены, что хорошие моторные навыки важны для физического, социального и психологического развития ребенка. По мнению группы исследователей во главе с Энн Пирсон, у 10–15 % младших дошкольников наблюдается отставание в развитии мелкой моторики. Развивают навык с помощью пальчиковой гимнастики. Правила и упражнения по пальчиковой гимнастике Как делать пальчиковую гимнастику? Главное правило подбирайте упражнения и игры по возрасту ребенка. Для малышей до 5 лет будет достаточно массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого потешками и стишками можно с забавной музыкой. В 3–4 года можно играть с двумя ручками, используя в ходе игры дополнительные предметы. С 5 лет нужно придумывать для детей более сложные упражнения и игры, активирующие их творческие способности. Упражнения для самых маленьких Начинать заниматься пальчиковой гимнастикой можно с 6–7 месяцев. В этот период можно разминать пальчики ребенка, чередуя растирание, сгибание и разгибание. Детям этого возраста подойдут такие упражнения: Пальчики. Растирая пальчики ребенка, повторяйте: Это — пальчик наш большой, он красивый и смешной. Это — пальчик безымянный. Он сердитый и внимательный. Этот пальчик — средний, не первый и не последний. Этот пальчик безымянный — он не любит каши манной. А этот — мизинчик — любит бегать в магазинчик. Сорока-ворона. Загибайте в кулак по одному пальцу, повторяя: Кашу варила Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты дров не рубил Воды не носил. Первое время все движения за малыша делает мама. Постепенно ребенок запоминает и начинает сам повторять действия пальцами. Младенец обхватил ручкой палец взрослого: Pexels Гимнастика для детей от 3 лет Для занятий пальчиковой гимнастикой с детьми 3–4 лет педагоги рекомендуют поиграть в семью пальчиков. Поочередно соединяйте между собой под стишок соответствующие пальцы правой и левой руки, начиная с большого: Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братом в лес ходил! С этим братом суп варил! С этим братом кашку ел! С этим братом песню пел! Еще одна игра — «Очки». Движения выполняют под фразу «Бабушка очки надела и внучонка разглядела». Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Импровизированные очки подносят к глазам. Пальчиковые игры для детей 5 лет С 5 лет акцентируйте пальчиковые игры на развитии творческих способностей. Малыш сам начинает проявлять инициативу, менять правила игры, добавлять новые движения. Для этого возраста подойдут такие упражнения: Рыбка. Соедините перед собой ладони и воспроизводите движения из стихотворения, имитируя плывущую рыбку: Рыбка в озере живет. Рыбка в озере плывет. Хвостиком ударит вдруг. И услышим мы — плюх, плюх! Черепаха. Повторяйте пальцами озвученные в стихотворении движения: Шла большая черепаха И дрожала вся от страха: Кусь-кусь-кусь! Кусь-кусь-кусь! Никого я не боюсь! Такие игры способны пробудить у ребенка интерес к более серьезному развитию творческих навыков. Дошкольникам они помогут подготовиться к школе. Пальчиковая гимнастика упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук. Они очень полезны для ребенка: способствуют улучшению памяти, концентрации внимания, развитию речи и творческих способностей.
Публикация «Пальчиковая гимнастика для детей: почему важна и как проводить правильно» размещена в разделах
Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет :
регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
совершенствовать внимание, память;
облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;
установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп.
По окончании удаленного курса слушатели приобретут следующие знания и сумеют:
1. Сравнить ресурсы пальчиковой гимнастики и подходы к обучению детей дошкольного возраста в домашних условиях и в дошкольной образовательной организации, систематизировать опыт их использования в педагогической деятельности.
2. Выделить требования ФГОС ДО к результатам освоения дошкольниками образовательной программы.
3. Усовершенствовать навыки слушателей в области использования возможностей пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста, программ по подготовке дошкольников к школьному обучению, включение в систему дополнительного образования в образовательной деятельности ДОО, организации коммуникации, совместной обработки информации, ее систематизации, разработки новых развивающих ресурсов.