Сундеева Наталья
Пальчиковые игры на зиму
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры на зиму
CНЕГ
Как на горке снег, снег,
(показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком)
СНЕЖИНКИ
(Движения по смыслу).
Публикация «Пальчиковые игры на зиму» размещена в разделах
- Зима
- Зимние забавы и игры
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
ЗАЙЦЫ
(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.)
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
ДЕРЕВЦО
Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)
Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки)
Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх)
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница,
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки,
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи,
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто щекочет — пух!
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот
“НА ЁЛКЕ”
Посмотри: на нашей ёлке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки. (указательные пальцы выставлены крест-накрест)
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игрушки —
Звёздочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
ДОМАШНИЙ ТЕАТР "ПЕРВЫЙ СНЕГ"
Жил-был зайчик. Однажды утром пошел он погулять и увидел, что вся зелень, кусты и деревья стали белыми. Попробовал лапкой — холодно. Да это ведь снег!
Первый снег выпал! Обрадовался зайчик и стал прыгать и скакать, следы на снегу оставлять. Прыгает и песенку напевает: «Белый снег, белый снег, как хорош ты,белый снег!». Вдруг слышит зайчик: сучки затрещали — медвежонок идет. Топ-топ-топ-топ. «Медвежонок, давай по снегу вместе бегать, в снежки играть», — говорит зайчик. «Я бы рад, да не могу, мне пора идти в берлогу, спать ложиться до весны, чтоб приснились мишке сны». И медвежонок пошел дальше по лесу. Тут зайчик увидел — ежик бежит, ножками стучит. «Давай, ежик, с тобой бегать по снежку!» — «Не могу, я спешу в мою норку
под сосной. Пора мне спать ложиться до весны, смотреть всю ночь я буду сны» — и ежик затопал своими маленькими ножками. Удивился зайка: и медвежонок, и маленький ежик будут спать всю зиму. А зайчик зимой не спит! И он опять стал весело прыгать по снежку. «Белый снег, белый снег, как хорош ты, белый снег!».
КУКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ "РАЗ МОРОЗНОЮ ЗИМОЙ"
Раз морозною зимой, вдоль опушки лесной шел медведь к себе домой в теплой шубе меховой. Шел он шел к своей берлоге, по проселочной дороге и шагая через мост наступил лисе на хвост. Подняла лисица крик, зашумел темный лес. И медведь с испугу в миг на сосну большую влез. На сосне веселый дятел белке домик конопатил.
Он промолвил : Ты, медведь, должен под ноги смотреть!
С той поры медведь решил, что зимой нужно спать, по тропинкам не гулять, на хвосты не наступать!
И теперь он безмятежно спит зимой под крышей снежной и доволен неспроста, что родился без хвоста!
Можно сопровождать сказку разными звуками (ксилофон, крахмал, молоточек).
БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка (большой,
Этот пальчик - бабушка (указательный,
Этот пальчик - папочка (средний,
Этот пальчик - мамочка (безымянный,
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
ЁЛОЧКА.
Праздник приближается, ё лка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!
У ЖИРАФОВ
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
На лбу, на носу, на ушах и т. д.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т. д.
ЧАСЫ (эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
КОШКА. (игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!
ДОМИК.
Стенка, стенка (потрогать щечки,
Потолок (потрогать лобик,
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам,
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
Паучок:
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки – толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок
Пощекочем твой бочок
Пощекочем твой бочок.
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний – пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!
1. СИНИЧКА
Птичка синичка (Пальцы собраны «клювиком»).
Прилетела к нам, к нам, к нам. (Стучим по другой ладошке — «клюем»).
Птичке синичке («Крошим» : большие пальцы трут)
Зернышки я дам, дам, дам. (об указательные и средние).
Птичка синичка (Ритмично складываем)
Зернышки клюет, клюет, (и раскрываем выпрямленные пальцы).
Птичка синичка (Можно с «птичкой» поиграть,
Песенки поет. (спеть песенку про синичку).
3. ДРУЖНЫЕ ДЕТИ
Дружат наши дети, (Ритмично сжимаем)
девочки и мальчики. (и разжимаем пальцы,
Мы с тобой подружим (соединяем пальцы обеих рук)
наши пальчики. (между собой).
4. МОРОЗ
Мороз прибежал, (Ладошками стучим по столу).
Колотушкой застучал. (Стучим кулачок о кулачок).
Мы мороза не боимся, (Резкое движение рук от себя).
Мы на санках с горки мчимся (2 раза). (Ладошкой провести по руке до кончиков пальцев, затем то же со сменой рук).
5. СНЕГОВИК
Давай, дружок, (Имитируем катание кома).
смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок —
Он превратится в толстый ком, (Руки перед собой сомкнуть в круг,
И станет ком снеговиком. (постепенно поднимаем руки вверх).
Его улыбка так светла! (Ладошки прижимаем к щекам, улыбаемся).
Два глаза. шляпа. (Показываем на глаза, на макушку, нос);
Нос. метла. (руку с растопыренными пальцами вверх).
Но солнце припечет слегка — (Руки вверх, медленно опускаем)
Увы! — и нет снеговика. (пожимаем плечами).
6. ХОЛОДНО ЗИМОЙ
Очень холодно зимой, (Обнимаем себя).
Но мы пойдем гулять с тобой. (Ладошками хлопаем по столу).
Я надену шубку, (Гладим себя по рукам,
Я надену шапку, (по голове,
Я надену шарфик, (по шейке).
А потом — красивые, (Гладим одной ладошкой другую).
теплые, пушистые
Крошки-рукавички на ручки натяну.
1. Белый снег пушистый (Поглаживание по спинке).
В облаке кружится (Круговые движения большим,
И на землю тихо (указательным и средним пальцами).
Падает, ложится. (Растираем мышцы спины).
А наутро поле, поле забелело, (Поглаживаем спину).
Будто пеленою все его одело.
2. Мишка по лесу гулял,
мишка лапами топтал: (Сильное нажатие ладонями на спинку)
Топ-топ, топ-топ, (Похлопывание).
мишка лапами топтал.
Зайка по лесу гулял, (Ритмичные поступательные)
зайка по лесу скакал: (движения пальцами)
Скок-скок, скок-скок,
зайка по лесу скакал.
А лисонька-лиса,
вот какие чудеса,
По лесу гуляла,
следы заметала (2 раза). (Поглаживание по спинке).
3. Тушки-тутушки, (Мамы держат малышей за ручки,
веселы все детушки. (дети ритмично приседают).
Поднялся Егорка (Дети поднимаются на ноги).
на крутую горку,
С горки покатился (Мамы, держа малышей за пояс,
И в снежок свалился! (плавно опускают их по своим ногам,
(Играем 2—3 раза.) (внизу раздвигают ноги).
Снежинка
Мы ладошки раскрываем (сжимают и разжимают кулачки)
И снежинки собираем: (показывают раскрытые ладошки)
- Раз, два, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого)
Нет снежинок и опять: (показывают ладошки)
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Снег в ладоши набираем (сжимают и разжимают кулачки)
И снежинки все считаем:
- Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы по одному)
Каждая снежинка (попеременные хлопки ладонями)
Чётко мне видна,
Словно балеринка (работают кисти рук и пальцы)
Кружится она
Зима
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки? В ладошке вода! (На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи
Облако зимнее, что несёшь в корзине ты? Снега сыпучие. Ветра колючие. Метели вьюжные. Да снежинки дружные.
Выпал снег. Упал мороз. Кошка лапой моет нос. У щенка на темной спинке тают белые снежинки. Все тропинки замело. Все кругом белым бело.
Как на тоненький ледок (Ручки вверх; медленно опускаем)
Выпал беленький снежок. (касаясь пола).
Эх, зимушка-зима, (Хлопаем руками).
Дети по снегу бежали, (Дети с мамами бегут,
Поскользнулись и упали! (падают на пол).
Эх, зимушка-зима, (Мамы с малышами встают,
зима снежная была! (берутся за руки,
Мама дитятко взяла, (водят хоровод парами).
вместе с ним в пляс пошла.
Эх, зимушка-зима,
зима снежная была!
Мы погреемся немножко, (Танцуем в парах, выполняя движения по тексту.)
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (2 раза)
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ-топ, топ-топ! (2 раза)
9. (Энергично в парах, движения по смыслу.)
Шёл Козёл по лесу, по лесу, по лесу.
Нашёл себе Принцессу, Принцессу, Принцессу.
Давай, Козёл, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем! Мееее!