Папки-передвижки

Парадоксально-игровая поэзия в детской литературе

Оксана Овчинникова
Парадоксально-игровая поэзия в детской литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Парадоксально-игровая поэзия в детской литературе

Одной из важных целей Федерального государственного образовательного стандарта является развитие творческих и познавательных способностей личности, формирование потребности в систематическом чтении, воспитание эстетического отношения к искусству слова.

Среди всех литературных жанров особое место занимает поэзия, которая передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, возникшие в душе поэта. Интерес к поэзии — это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости. В период дошкольного возраста, когда интенсивно развивается эмоциональная сфера личности, совершенствуется мышление и речь, возникает необходимость в ярком, лаконичном, образном слове. Такое слово можно найти в поэтическом произведении, именно поэтому формированию интереса к поэзии должно уделяться особое внимание, хотя изучение поэтического произведения, восприятие поэтического языка представляет для детей определенные трудности. Поэзия может называться и искусством недосказанного, подразумеваемого. Хорошее стихотворение — всегда нечто большее, чем просто слова; нечто, возникшее из своей формы и без этой формы не существующее.

Публикация «Парадоксально-игровая поэзия в детской литературе» размещена в разделах

Поэзия включает в себя разнородные произведения: эпические, лирические, лироэпические, драматические. В последнее время в хрестоматии по литературному чтению наряду с классической (лирической) поэзией включаются стихи современных авторов. В основном это стихи, написанные специально для детей. Среди них — большой пласт юмористических, парадоксально - игровых детских стихотворений.

К жанру парадоксально - игровой поэзии можно отнести многие переводы из английской детской литературы С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера. В этом жанре работали и работают Ю. Мориц, Г. Сапгир, О. Григорьев, Э. Успенский, Г. Остер, В. Левин, М. Бородицкая, А. Усачев, и др.

Значение парадоксально - игровой поэзии у дошкольников состоит в том, что литературный материал, как и фольклор, может использоваться на начальном этапе речевого развития. Именно с его помощью можно вовремя научить ребенка любить чтение. На наш взгляд, парадоксально - игровая поэзия способна формировать и поддерживать интерес детей к чтению, поскольку в основе этой поэзии лежит игра. Сюжетно - ролевая игра и художественно - эстетическая деятельность должны занимать в детском саду подобающее место. Однако многие педагоги, прекрасно справляясь на развитие речи с анализом сложной для восприятия дошкольников классической пейзажной лирики, часто испытывают затруднения при изучении простых веселых нелепиц и небылиц.

Причина этого подчас кроется в непонимании жанрово - тематической специфики таких произведений. Заучивание парадоксально - игровых стихов строятся часто излишне дидактично: неправильно расставляются акценты при анализе стихотворений, педагог ищет в них глубинный смысл, воспитательную направленность, искусственно формулирует «нравственную идею». При этом не видит в них юмора, парадокса, игры звуков и слов. Совсем не обращает внимания на форму этих произведений, хотя именно в таких детских юмористических стихах, вслед за фольклором, формальные признаки проявлены наиболее ярко.

Однако главное в современной поэзии то, что она трогает душу человека, заставляет остановиться, удивиться и, может быть, восхититься необычному взгляду на обычные вещи.

Новое направление в детской литературе, которое называется парадоксально - игровой поэзией, было создано в 20–30 е годы прошлого века. Оно сосуществовало с традиционными, уже установившимися направлениями:

Сказочным юмором К. Чуковского.

Детской сатирой С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.

Парадоксально - игровая поэзия пронизана эксцентричностью, созданная в ней абсурдная картина мира не только с восторгом воспринимается ребенком, но и способствует его интеллектуальному развитию, побуждает фантазию и творчество. Поэт как бы раскладывает мир на кубики и складывает снова необычным образом.

Основоположником парадоксально – игровой поэзии в России стал Даниил Хармс («Лошадка», «Кто?» «Иван Топорышкин» и др.). По произведениям Д. Хармса совместно с детьми группы «Петушок» была изготовлена книга, которая была представлена на городском конкурсе «Книга глазами детей».

Иван Топорышкин пошел на охоту,

С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван провалился бревном на болото,

А пудель в реке перепрыгнул забор.

Истоки же этого жанра следует искать в фольклоре: это загадки, считалки, небылицы, перевертыши. Парадоксально - игровая поэзия эпична, каждое стихотворение — это маленькая история со своим сюжетом, главной темой которого становится мир детей и все, что с ним связано.

Парадоксально - игровая поэзия — жанр, который будто бы специально создан, чтобы подчеркнуть самоценность личности каждого ребенка и детства вообще, обратиться к чувствам, мыслям, внутреннему миру маленького человека.

Специфика парадоксально - игровой поэзии заключается в том, что она общается со своим читателем на особом уровне: на первый план выступает начало игровое, развивающее способность нестандартно мыслить и творчески воспринимать мир. В основе таких стихотворений — парадоксальная, немыслимая ситуация. Благодаря игровой форме дистанция между автором и читателем сокращается, происходит создание такого художественного пространства, в котором ребенок ощущает себя буквально как «рыба в воде». Этот «мир вверх тормашками» создается при помощи игры, игры смыслом, словом и звуком. Отсюда богатство рифм, ассонансов и аллитераций (повторение в стихотворной речи одинаковых гласных и согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.) — нередко первые стихи этого жанра становятся для ребенка первым знакомством со звуковой и образной выразительностью родной речи.

Нелепая ситуация создается с помощью таких приемов, как оксюморон и метатеза. В первом случае сочетаются противоположные или несочетаемые слова или понятия, обычные предметы наделяются необычными свойствами или ведут себя неожиданным образом. Например, Д. Хармс, «Врун» :

— А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что НЕ?

А вы знаете, что БЕ?

Что на небе

Вместо солнца

Скоро будет колесо?

Если используется метатеза, то в предложении меняются местами слова или части слов, создавая эффект веселой нелепицы, как, например, в стихотворении Э. Успенского «Память» :

Ехал кактус на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла Ваню на окне.

Но парадоксально - игровая поэзия играет не только словами и смыслами, игра существует на всех уровнях, в том числе и на фонетическом: поэты охотно используют звуковые повторы, повторы слов и слогов, уподобление одних слов другим.

Один из примеров такой звуковой игры — стихотворение М. Яснова «Приставалка к удоду» :

Удод, удод, удодина,

Удодливый удод,

В твоем гнезде удодовом

Удобно ли, удод?

Синтаксис в парадоксальных стихах то же экспериментальный: например, одно предложение разбивается на несколько частей, между которыми появляются другие самостоятельные предложения, словом, элемент путаницы и неразберихи присутствует во всей структуре стиха. На первый взгляд эти словесные эксперименты способны запутать маленького читателя, но на самом деле он хорошо знаком со словотворчеством и легко принимает правила игры. Включаясь в нее, ребенок, с одной стороны, учится распознавать правильный порядок вещей, а с другой стороны, учится мыслить ассоциативно, улавливать тонкие смысловые связи между словами и понятиями и в целом творчески подходить к любой ситуации.

Парадоксально - игровая поэзия многогранна : стихи можно спеть, изобразить в танце, сыграть, нарисовать, сделать по ним мультфильм, поставить спектакль. Вспомним, например, мультфильм «Пластилиновая ворона» на стихи Э. Успенского, песню «Большой секрет для маленькой компании» на слова Ю. Мориц. Наиболее органичными последователями «детского» Хармса являются Юнна Мориц и Генрих Сапгир.

В поэзии Ю. Мориц развиты многие черты творчества Д. Хармса: эксцентрика образов, дивная фантазия, праздничное мироощущение, музыкальность стиха. В ее стихах широко представлен животный мир, так необходимый детям. Все они добрые, ласковые и милые.

У Марфы на кyхне

Стояло лyкошко,

В котоpом дpемала

Домашняя кошка.

Лyкошко стояло,

А кошка дpемала,

Дpемала на дне,

Улыбаясь во сне.

Интересно, что все герои стихов Ю. Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети. Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении чувствуется безграничная любовь поэтессы к свои героям и к детям вообще.

Г. Сапгир в своих детских стихах — веселый экспериментатор. Он, как фокусник, играет настроениями, образами, фразами, заманивая юных читателей «в глубинные лабиринты слова». Еще одной из особенностей поэзии Г. Сапгира является «театр» : часто его стихотворения — это маленькие спектакли с живыми, яркими, подвижными диалогами. Потому и хочется читать сапгировские стихи на два, а то и на три голоса (например, «Людоед и принцесса, или всё наоборот»).

Вот как это было.

Принцесса

Была прекрасная,

Погода была ужасная.

Днём,

Во втором часу,

Заблудилась принцесса

В лесу.

В поэзии Ю. Мориц и Г. Сапгира действуют законы игры, смешного сна, веселой путаницы, когда можно выдумывать все что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова, отправляться с героями в веселые путешествия.

При планировании изучения парадоксально - игровой поэзии мы опирались на следующие методические положения, сформулированные с учетом жанрово - тематических особенностей этих стихов - тщательная подготовка к выразительному чтению произведений воспитателем:

передача общего шуточного, игрового настроения;

выделение голосом повторов;

аллитераций;

выражение с помощью интонации необычности созданного поэтом мира — «мира вверх ногами», попытка передачи увиденной картины с позиции ребенка);

раскрытие жанровой специфики парадоксально -

игровой поэзии (окружающий мир воспринимается глазами ребенка, часто повествование ведется от первого лица — дошкольника.

Парадоксально – игровая поэзия для дошкольников является ведущим элементом начального этапа речевого развития. При этом используются различные формы интерпретации художественного произведения.

На основе изученного материала по самообразованию, мы с детьми провели серию занятий «Как Незнайка стихи сочинял», «Д. Хармс «Вкусный пирог» (заучивание по мнемотаблице)» и др. по речевому развитию. В проектной деятельности «Волшебный мир театра» использовали элементы парадоксально – игровой поэзии в постановке мини спектаклей.

Публикации по теме:

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

Фотоотчет «Дети и поэзия»Фотоотчет «Дети и поэзия» Дети и поэзия. Ежегодно два раза в год в нашем детском саду проводится конкурс чтецов. Важно провести его не обыденно, а как праздник. Родители.

Фотоотчёт «Поэзия цветочного мира»Фотоотчёт «Поэзия цветочного мира» Всё может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим! Все.

Фотозарисовка о IV Всероссийском литературном фестивале-конкурсе «Поэзия русского слова» ВидеоФотозарисовка о IV Всероссийском литературном фестивале-конкурсе «Поэзия русского слова» Видео "Непутёвые заметки" Совершенно неожиданно в конце сентября мы оказались в Анапе. Летом муж получил приглашение участвовать в литературном.

Консультация «Как появилась поэзия» Известно одно красивое персидское сказание, которое повествует о том, что поэзия была порождена любовью. В сказании рассказывается о любви.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — поэзия раннего детства» Консультация для родителей «Колыбельные песни- поэзия раннего детства»Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельные песни –.

Моя поэзия для детей о природе: стихотворения «Земляника» и «Диалог о чернике», загадка о каштанеМоя поэзия для детей о природе: стихотворения «Земляника» и «Диалог о чернике», загадка о каштане Уважаемые друзья и гости моего блога! Хочу представить вашему вниманию фотографии удивительных уголков природы моего края,которые и вдохновляют.

Сочинение «Мотивы Священного Писания в русской литературе» Мотивы Священного писания всегда присутствовали в русской литературе. Но, говоря о мотивах священного писания, нельзя не сказать несколько.

«Танкист из «тридцатьчетверки». Музей танка Т-34 (Часть 2. Поэзия С. Орлова)«Танкист из «тридцатьчетверки». Музей танка Т-34 (Часть 2. Поэзия С. Орлова) (Часть 2. Поэзия Сергея Орлова) Кузнечики стучат в траве, Как танки вдалеке "Тридцатьчетверки" и КВ Стоят в березняке. С. С. Орлов Я продолжаю.

Участие в областном творческом конкурсе «Поэзия моря» к 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского в Год экологииУчастие в областном творческом конкурсе «Поэзия моря» к 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского в Год экологии 2017 год — год 200-летия со дня рождения выдающегося художника, Ивана Константиновича Айвазовского. Его морские пейзажи – гимн морю и морской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парадоксально-игровая поэзия в детской литературе
Опубликовано: 17 октября 2021 в 19:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Парадоксально-игровая поэзия в детской литературе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Овчинникова (УИ 2778122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД