Светлана Нехаева
Паспорт кружка по ознакомлению с историей и бытом донского казачества «Горенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт кружка
по дополнительному образованию детей
в направлении ознакомления их с казачеством «Горенка».
Руководитель кружка : воспитатель первой квалификационной категории Нехаева С. И.
В кружке занимаются дети старшей и подготовительной групп.
Список детей:
1. Филипенко Аня.
2. Мартыненко Вова.
3. Катреченко Маша.
4. Рассадов Даниил.
5. Похилко Полина.
6. Одегов Данил.
7. Тарик Катя.
8. Новиков Илья.
9. Глазачёв Макар.
10. Зубчик Соня.
Режим: среда вторая половина дня.
Публикация «Паспорт кружка по ознакомлению с историей и бытом донского казачества „Горенка“» размещена в разделах
Цель: приобщение детей к системе культурных ценностей Донского края, отражающих богатство региональной культуры и выработка своего отношения к ним.
Задачи: формирование регионального компонента в сознании детей (воспитание чувства понятия «малой Родины»);
- развитие форм культуросообразной жизни ( выявление культурного человеческого потенциала: реальных носителей культуры, очагов самодеятельного искусства, народной педагогики и вовлечение их в педагогическую деятельность).
Кружковая деятельность ведётся с сентября по май, согласно перспективному плану, и состоит из 9 блоков.
Научно – методическое обеспечение кружка :
- перспективно – тематическое планирование, разработанное самостоятельно на основании «Задач программы «Детство» В. И. Логинова и др. 1997 г., «Планета детства – планета творчества» опыт работы МДОУ № 49 «Оленёнок» 2004 г.
- методическая литература:
«Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Г. Н. Калайтанова, Т. И. Агуреева, О. Ю. Муравьёва. Ростов – на – Дону, 1999 г. ;
- «Гуково» (историко – краеведческий очерк)Л. И. Микулин, В. В. Нестеренко. Ростов. Книжное издательство, 1980 г. ;
- «Природа и история родного края» М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская, издательство «Баро – пресс», 2003 г. ;
- «Край родной» (хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале)Т. А. Бутенко, В. Б. Небратенко, издательство «Баро – пресс», 2003 г. ;
- «Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников» (из опыта работы прогимназии «Казачья») Н. Калугина. 2008 г. «ДВ» № 4.;
- «Особенности гражданского воспитания дошкольников» Т. Поштарёва. 2009 г. «ДВ» № 10.;
- «В низовьях Дона» В. И. Кулишов. Москва, «Искусство», 1987 г. ;
- «Приглашаем в край Тихого Дона»Н. Бусленко, Уприздат, г. Ростов – на Дону, 1990 г.
- консультации для воспитателей «Особенности гражданского воспитания дошкольников», «Яркие страницы истории земли Донской», «Традиционная отечественная культура и патриотическое воспитание», «Приобщение детей к ценностям», «Особенности гражданского воспитания дошкольников», «Яркие страницы истории земли Донской», «Традиционная отечественная культура и патриотическое воспитание», «Приобщение детей к ценностям Донской культуры».
- консультации для родителей «О казаках : обычаи, традиции и нравы», «Праздники народного календаря в жизни казака»;
- сценарии мероприятий, проводимых с детьми «Осенняя прогулка по Дону», «Как на нашем на Дону», «Казачий курень», «Как воспитывали детей в семье казаков», «Наши земляки – казаки» и т. д. ;
- картотека пословиц, поговорок, донские народные игры.
Материальное оснащение:
- макет «Казачье подворье»;
- иллюстрированный альбом «Традиции и быт Донского края»;
- иллюстративный материал «Казачьи символы», «Страницы донской истории», «Сторона донская : картины природы» и т. д. ;
- семикаракорская посуда;
- малые скульптурные формы казаков, казачек; фигурки животных;
- музыкальные произведения донского края;
- подбор детской художественной литературы.
В конце учебного года проводится мониторинг развития представлений детей о родном крае.
В работе кружка я руководствуюсь применением педагогических технологий, направленных на введение детей в мир народной культуры, искусства:
культуросообразные технологии направлены на приобщение детей к ценностям региональной культуры (донские казаки, куда входят культурологические беседы, рассказы педагога; выражение детьми своего эмоционального отношения к услышанному, увиденному; диалоги о произведения народного промысла, выражение своего отношения к донскому фольклору;
игровая технология предполагает применение ситуации воображаемых действий, перевоплощения, олицетворения, импровизации, дидактические, режиссерские игры в «окружающий мир», ролевые игры, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, включение в сюжетно – ролевые игры определённых запланированных заданий и т. д. ;
технология создания образовательной и эстетически – развивающей среды. В ней представлена культурная мини – среда. Деятельность детей и взрослых протекает в различных типах занятий (занятие – путешествие, занятие – рассказ, занятие – поиск, самостоятельная творческая деятельность (индивидуальная, в сотворчестве с детьми, коллективная, театрализованные представления, игры, развлечения, экскурсии, организация выставок произведений искусства, творческих работ детей и взрослых и т. д.