Папки-передвижки

Паспорт мини-музея «Береста» (1 фото)

Марина Бондарь
Паспорт мини-музея «Береста»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт мини-музея

Мини-музей «Береста»

2017

г. Миасс

Содержание

Сведения об авторском коллективе

Паспортные данные мини-музея

Аспекты музейной деятельности

План работы по созданию мини-музея «Береста»

Характеристика мини-музея

Публикация «Паспорт мини-музея „Береста“» размещена в разделах

Тематический план занятий в мини-музее

Перспектива развития мини-музея

Список литературы

Сведения об авторском коллективе

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50» г. Миасс, Челябинской области.

Бондарь Марина Александровна

Образование: 4 курс ЮУрГГПУ

Должность: воспитатель

Пед. стаж: 6 года

Квалификационная категория: первая

Паспортные данные мини-музея

Наименование: Мини-музей «Береста»

Профиль музея: познавательный.

Цель:

- познакомить детей среднего возраста с историей, культурой, народными промыслами России, в частности, с промыслами Южного Урала;

- приобщить детей к народному искусству; к нравственно-духовным ценностям, созданным народом;

- формировать представления об историческом времени и быте русского народа;

- создавать условия, способствующие погружению детей в мир образов народного искусства, накоплению, обогащению и активизации эмоционально-эстетических переживаний;

- формировать представления детей об основных особенностях народного искусства больших этнических групп, проживающих на Южном Урале;

- обогатить предметно-развивающую среду группы;

- развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций мини-музея.

Задачи:

1. Познакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к промыслам русского народа;

2. Познакомить детей среднего возраста с самым почитаемым деревом России - русским символом «Березой»;

3. Дать представления о значении березы в жизни человека;

4. Дать представления о различных видах поделок из бересты;

5. Познакомить с разными видами техники обработки бересты (плетение, теснение, роспись, изделия, сделанные из целого куска бересты);

6. Формировать знаний у детей среднего возраста о значении берестяных изделий в жизни русского народа в прошлом и современном быту;

7. Формировать у детей среднего возраста навыки работы с берестой через продуктивную деятельность.

В основу решения данных задач положены следующие принципы:

1. Принцип ориентации на ведущие идеи народной педагогики;

2. Принцип учета регионально-краеведческих особенностей народного искусства;

3. Принцип учета этнического состава детей возрастной группы 4-5 лет;

4. Принцип комплексного использования разнообразных форм, методов работы;

5. Принцип сочетания в процессе воспитательно-развивающей работы с детьми репродуктивных и творческих типов заданий;

6. Принцип соизмерения преподносимого ребенку информационно-познавательного материала как компонента культуры с качеством и характером переживаемых им эмоций.

7. Принцип разносодержательного взаимодействия: на уровне взаимодействия ребенка и взрослого; на уровне сенсорно-эстетического взаимодействия ребенка с таким материалом, как береста; на уровне содержания развивающего процесса: взаимодействие задач на разных этапах воспитания и развития детей; взаимодействие знаний, эмоций и деятельности; взаимодействие тем во всех блоках педагогического процесса.

Аспекты музейной деятельности

В настоящее время особенно остро встает вопрос о необходимости защиты культурного наследия как главного условия преемственности поколений. Поэтому подчеркивается необходимость изучения этого наследия в качестве базовой основы современного образования на всех его уровнях. Отсюда, государственный стандарт по дошкольному образованию не исключает наличие регионального компонента развития и воспитания детей дошкольного возраста. Семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Педагогический опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире в рамках регионального компонента.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Планируется постоянное пополнение мини-музея новыми экспонатами. Здесь же будут размещаться детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Таким образом, создание мини-музей в условиях средней группы ДОУ:

- позволит реализовать региональную программу «Наш дом – Южный Урал» / Ред. -сост. Е. С. Бабунова;

- является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

- способствует воспитанию у детей среднего возраста основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

- мини-музей играет роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывает новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте групповой комнаты, где на оформленных полках располагаются доступные для детей экспозиции.

Кроме этого, в музее представлены подборки изделий из бересты; картотека «Береза – русская красавица, символ Земли Русской»; картотека загадок, стихов, рассказов о березе; подборка иллюстраций о разных изделиях из бересты;электронный альбом «Умельцами славится Россия», лэпбук «Мини-музей Бересты».

План работы по созданию мини-музея «Береста»

1. Подготовительный этап:

- проведение бесед о создании музея на родительском собрании,

- рассматривание фотоматериалов, презентаций о музее с детьми;

- определение темы музея, планирование и разработка модели музея, выбор места для его размещения в группе. сентябрь- знакомство родителей с таким направлением деятельности, как организация мини-музея в группе;

- знакомство детей с различными мини-музеями;

- постановка темы мини-музея, определение места для мини-музея.

2. Практический этап:

- Сбор экспонатов;

- Оформление мини-музея;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Совместная работа с родителями по подбору материала для музея;

- Создание картотек, альбомов для музея;

- Разработка и проведение различных видов экскурсий, в том числе виртуальных.

-Выставка экспонатов музея. Октябрь-апрель Создание мини-музея «Береста»

3. Итоговый этап:

- Заседание инициативной группы.

- Консультации для педагогов ДОУ;

- Открытое занятие для родителей «В мире русской березы».

май Альбом мини-музея «Береста»;

Выставка экспонатов мини-музея.

Характеристика мини-музея

В мини-музее представлены изделия, изготовленные в технике плетения, целого куска бересты с росписью, изделия в технике резьба, тиснение, предметы быта, мастерская детей «Наши умелые ручки».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности, для познавательной деятельности. Также используются при реализации деятельности в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Речевое развитие».

Кроме этого, в музее представлен раздел «Библиотека», в котором собраны в виде картотек загадки, стихи, художественные произведения, репродукции о березе, альбомы о музее «Береста», электронный альбом «Умельцами славится Россия», лэпбук «Мини-музей Бересты» - все это используется как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Мастерская «Наши умелые ручки» - предметы для работы в мастерской расположены под музеем. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной творческой деятельности, а также в процессе образовательной деятельности совместно с педагогом.

«Галерея» оформлена в виде выставки, где расположены детские рисунки, аппликации. Все работы после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Коммуникация».

Экспонаты мини-музея

№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/временное хранение

1. Лапти 30.08.16 постоянное

2. Шкатулка 30.08.16 постоянное

3. Тарелка 30.08.16 постоянное

4. Корзинка 30.08.16 постоянное

5. Музыкальный рожок 30.08.16 постоянное

6. Кружка 30.08.16 постоянное

7. Стеклянная бутылка,

обтянутая берестой 30.08.16 постоянное

8. Зеркало 30.08.16 постоянное

9. Заколка 30.08.16 постоянное

10. Браслет 30.08.16 постоянное

11. Кулон 30.08.16 постоянное

12. Чехол для телефона 30.08.16 постоянное

13. Туесок 30.08.16 постоянное

Тематический план занятий в мини-музее

№ Месяц Тема цикла занятий часы

1. 4 неделя Сентябрь Путешествие по мини-музеюБерестяная музыка 20 мин

2. 3 нед. Октябрь Береза – русская красавица, символ Земли Русской. 20 мин

3. 1 нед. Ноябрь Путешествие во времени: обувь, в которой ходили наши

предки 20 мин

4. 2 нед. Декабрь Берестяной промысел 20 мин

5. 3 нед. Январь Береста и быт в старину. Берестяная утварь. 20 мин

6. 3 нед. Февраль Умельцами славится Россия 20 мин

7. 1 нед. Март Бабушкин сундучок 20 мин

8. 1 нед. Апрель Свет, мой, зеркальце, скажи…. 20 мин

9. 4 нед. Май Современный мир бересты 20 мин

Перспективный план работы с детьми

Сентябрь

Путешествие по мини-музею

Познакомить детей с музеем. Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея

Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Обобщение.

Октябрь

Береза – русская красавица, символ Земли Русской.

Формирование у детей представлений о русской березе, о красоте окружающего мира. Расширить представление детей о деревьях, расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, познакомить со стихотворениями, загадками, пословицами, приметами.

Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать продуктивную деятельность.

Воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.

Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Загадки. Словарная работа. Показ. Обобщение.

Ноябрь

Путешествие во времени: обувь, в которой ходили наши предки

Формирование у детей интереса к познанию истории и культуры наших предков. Дать представление об изготовлении обуви;Познакомить детей с историй изготовления обуви.

Вызвать интерес у детей к процессу преобразования и изменения обуви: от прошлого к современности. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Формировать творческую активность ребенка, историческое сознание, развивать у детей эмоции, воображение и фантазию. Воспитывать у детей любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.

Беседа. Сюрпризный момент (Домовенок Кузя). Загадки. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Показ.

Декабрь

Берестяной промысел

Формирование у детей интереса к познанию истории и культуры наших предков. Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России.

Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.

Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.

Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству. Беседа.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Повторение. Обобщение.

Январь

Береста и быт в старину. Берестяная утварь.

Формирование представлений у детей о бересте через приобщение к изготовлению поделок из бересты Конкретизировать представление детей о бересте как гибком, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари;

Познакомить со свойствами бересты, строением и использованием в быту;

Дать представления о различных видах поделок из бересты;

Познакомить с разными видами техники обработки бересты.

Обогащать словарь детей словами-признаками;

Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюрпризный момент:(появление хозяйки)Загадки про посуду. Показ экспонатов. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение.

Февраль

Умельцами славится Россия

Формировать у детей интерес к истории и традициям своей страны. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Формировать у детей необходимые практические навыки в работе с берестой через продуктивную деятельность.

Формировать умение создавать выразительные образы в аппликации

Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

Дать представления о различных видах поделок из бересты;

Познакомить с разными видами техники обработки бересты.

Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности.

Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству. Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Аппликация. Обобщение.

Март

Бабушкин сундучок (заколки, кулоны, браслеты)

Стимулировать развитие творческих способностей через работу с берестой Формировать у детей необходимые практические навыки в работе с берестой через продуктивную деятельность.

Формировать у детей художественно-творческие способности и активность в достижении цели.

Формировать умение создавать выразительные образы в аппликации.

Дать представления о различных видах поделок из бересты;

Познакомить с разными видами техники обработки бересты

Развивать мелкую моторику, чувство формы.

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Аппликация. Обобщение.

Апрель

Свет, мой, зеркальце, скажи….

Стимулировать развитие творческих способностей через работу с берестой Продолжать расширять представление детей о главном русском дереве – березе, о ее значении в жизни человека, о взаимосвязи с окружающей средой.

Формировать навыки рисования на бересте.

Развивать у детей познавательную активность, умение сравнивать.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Теснение бересты. Обобщение.

Май

Современный мир бересты.

Формировать у детей устойчивый интерес к истории и традициям своей страны. Дать представление об эволюции народного творчества;

Вызвать интерес у детей к процессу преобразования и изменения восприятия человека: от прошлого к современности.

Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).

Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Формировать творческую активность ребенка, историческое сознание, развивать у детей эмоции, воображение и фантазию.

Воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю.

Беседа. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Показ. Обобщение.

Перспектива развития мини-музея

1. Пополнение мини-музея новыми экспонатами для дальнейшего более углубленного ознакомления дошкольников с миром бересты;

2. Подбор художественной литературы и детских художественных мультфильмов по тематике музея;

3. Пополнение картотеки в разделе «Библиотека»;

4. Изготовление поделок из бересты;

5. Проведение экскурсий для других групп детского сада;

6. Проведение на базе мини-музея или с использованием его коллекций занятий по разным видам деятельности.

Список литературы

1. Анов, Н. В. Живая старина. (Очерки Великого Устюга) [Текст] // Краеведение. -2006. - №9. - С. 82 - 86.

2. Арбат, Ю. Русская народная роспись по дереву [Текст]. - Вологда, 1982. – 136 с.

3. Бакущинский, А. В. Роспись по дереву, бересте и папье-маше [Текст]. - М. : Просвещение, 2007. – 98 с.

4. Барадулин, В. А. Уральская береста : сборник трудов НИИХП [Текст]. - М. : АРТ, 2003. – 149 с.

5. Барадулин, В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу [Текст]. – Свердловск: 1992. – 187 с.

6. Богуславская, И. С. Резьба и роспись по дереву [Текст] // Русское народное искусство. - 2008. - № 4. – С. 26 – 28.

7. Богуславская, И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов [Текст] // Народное искусство России. - 2013. - № 4. – С. 27 – 29.

8. Каллио, К. Работы из бересты : Добыча, хранение, работы плетеные [Текст]. – М. : Владос, 2009. – 175 с.

9. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики [Текст] / ред. -сост. Е. С. Бабунова – 2 изд. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.

Паспорт мини-музея «Береста»
Публикации по теме:

Организация мини-музея в ДОУОрганизация мини-музея в ДОУ Одной из инновационных технологий в личностном воспитании дошкольников является создание мини-музеев. Цель мини-музеев –вовлечь детей в.

Паспорт мини-музея «Часы» для детей подготовительной группы Мини-музей в старше - подготовительной группе «Часы». Профиль музея: познавательный, творческо-информационный. Продолжительность проекта:.

Паспорт мини-музея «Часы и часики»Паспорт мини-музея «Часы и часики» Наименование мини-музея: «Часы и часики» Авторы мини-музея: воспитатель подготовительной группы Савченкова Н. В. Участники: дети 6-7 лет.

Паспорт Мини музея «Чудо дерево» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Паспорт мини-музея «Хохлома»Паспорт мини-музея «Хохлома» Профиль музея: познавательный, художественно-эстетический. Цель: Расширение образовательной деятельности через приобщение к музейной педагогике.

Паспорт мини-музея «Лекарственные растения»Паспорт мини-музея «Лекарственные растения» Автор мини-музея: Шемерянкина Ирина Валерьяновна, воспитатель; Содержание Сведения об авторском коллективе…стр. Паспортные.

Паспорт мини-музея «Наша Родина — Россия»Паспорт мини-музея «Наша Родина — Россия» . ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование мини-музея: «Наша родина - Россия» Профиль мини-музея: познавательный Цель: формирование познавательных.

Паспорт мини-музея «Весёлый клоун» СОДЕРЖАНИЕ 1. Сведения об авторском коллективе 2. Паспортные данные мини-музея 3. Аспекты музейной деятельности 4. План работы по созданию.

Паспорт мини-музея «Предметы народного быта» Цель: Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников ДОУ. Задачи: 1. Включить педагогов,.

Паспорт мини-музея «Тильдовская кукла» Цели и задачи музея -Осуществлять комплексный подход к нравственному воспитанию дошкольников. - Расширять представления детей об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт мини-музея «Береста»
Опубликовано: 7 марта 2017 в 18:53
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт мини-музея «Береста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Бондарь (УИ 237894) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД