Папки-передвижки

Паспорт мини-музея «Кукла»

Ирина Рыбина
Паспорт мини-музея «Кукла»

МБДОУ ФОКИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 11 «ВОЛЖАНКА»

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Кукла»

Воспитатель: Рыбина И. Г.

2015

Содержание

1. Паспортные данные мини-музея

2.. Аспекты музейной деятельности

3. Оформление мини-музея

4. План работы по созданию мини-музея

Публикация «Паспорт мини-музея „Кукла“» размещена в разделах

5. Перспективное планирование работы мини-музея

6 Перспектива развития мини-музея

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование музея: «Кукла»

Профиль музея: познавательный.

Цель: Пробудить интерес детей к русской народной культуре и традиционной народной кукле.

Задачи:

• знакомить с историей возникновения народной куклы;

• расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

• обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

• через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;

• включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

• знакомить с видами кукол;

• изучение технологии изготовления народных кукол;

• патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;

• развитие мелкой моторики рук детей.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

• музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями ;

Оформление музея

Материал в мини-музее представлен несколькими разделами:

1раздел. Игровые куклы

2 раздел. «Куклы, изготовленные без помощи иглы»

3 раздел. Куклы в народных национальных костюмах

4 раздел. Народные игрушки-куклы

5 раздел. Народный герой – Петрушка

6 раздел. Куклы из мочала - Стригушки

7 раздел. Куклы бумажные в национальных костюмах

8 раздел. Выставка детских и взрослых работ

9 раздел. Уголок самостоятельной творческой деятельности

1 раздел. Игровые куклы :

«Современные»

2 раздел. «Куклы, изготовленные без помощи иглы»

Кувадка

Столбушка

Пеленашка

Крупеничка

Симеон Столпник

Масленица

Мартинички

Берегиня

Купавка

Кубышка-травница

Домашняя Масленица

Неразлучники

3 раздел. Куклы в народных национальных костюмах

4 раздел. Народные игрушки-куклы

Неваляшка

Матрешка

5 раздел. Народный герой – Петрушка

6 раздел. Куклы из мочала-Стригушки

7 раздел. Куклы бумажные в национальных костюмах

8 раздел. Выставка детских и взрослых работ

9 раздел. Уголок самостоятельной творческой деятельности

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

№ Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап Педсовет.

Родительское собрание.

Анкетирование детей.

Сентябрь, октябрь. 1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

2

Практический этап Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

Индивидуальная работа с детьми.

Ноябрь декабрь.

Создание мини-музея

3

Подведение итогов

Экскурсия в мини-музей

Декабрь.

Дети-экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Театрализованные досуги.

3. Мастер-классы, семинары.

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

месяц содержание задачи участники

сентябрь Экскурсия в музей народного творчества.

Знакомство с историей возникновения народной куклы. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного творчества, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Знакомить детей с историей народной куклы. Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

октябрь «Хлеб всему голова» - осенний досуг для детей и родителей. Беседа с детьми «Что такое кукла». Мастер класс для родителей. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков. Воспитатели, дети.

ноябрь Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Воспитатели, дети.

декабрь «Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер-класс для детей. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. Воспитатели, дети.

январь Театрализованный досуг по ознакомлению детей с обрядовыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы» Игрушечных дел мастера» - изготовление обрядовых тряпичных кукол для мам Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Воспитатели, родители, дети.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов.

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;

- использование коллекции мини-музея на занятиях по разным видам деятельности.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Ребёнок в музейном пространстве» Цель: - Проанализировать заинтересованность родителей в воспитании героико-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, средствами.

Положение о детском краеведческом мини-музее «В гостях у Котофея Ивановича» 1. Общие положения1.1. В своей деятельности детский краеведческий мини – музей «В гостях у Котофея Ивановича», далее мини – музей, руководствуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт мини-музея «Кукла»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 20:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД