Паспорт мини-музея «Кукла»

Ирина Рыбина
Паспорт мини-музея «Кукла»

МБДОУ ФОКИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 11 «ВОЛЖАНКА»

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Кукла»

Воспитатель: Рыбина И. Г.

2015

Содержание

1. Паспортные данные мини-музея

2.. Аспекты музейной деятельности

3. Оформление мини-музея

4. План работы по созданию мини-музея

5. Перспективное планирование работы мини-музея

6 Перспектива развития мини-музея

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование музея: «Кукла»

Профиль музея: познавательный.

Цель: Пробудить интерес детей к русской народной культуре и традиционной народной кукле.

Задачи:

• знакомить с историей возникновения народной куклы;

• расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

• обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

• через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;

• включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

• знакомить с видами кукол;

• изучение технологии изготовления народных кукол;

• патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;

• развитие мелкой моторики рук детей.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

• музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями ;

Оформление музея

Материал в мини-музеепредставлен несколькими разделами:

1раздел. Игровые куклы

2 раздел. «Куклы, изготовленные без помощи иглы»

3 раздел. Куклы в народных национальных костюмах

4 раздел. Народные игрушки-куклы

5 раздел. Народный герой – Петрушка

6 раздел. Куклы из мочала - Стригушки

7 раздел. Куклы бумажные в национальных костюмах

8 раздел. Выставка детских и взрослых работ

9 раздел. Уголок самостоятельной творческой деятельности

1 раздел. Игровые куклы :

«Современные»

2 раздел. «Куклы, изготовленные без помощи иглы»

Кувадка

Столбушка

Пеленашка

Крупеничка

Симеон Столпник

Масленица

Мартинички

Берегиня

Купавка

Кубышка-травница

Домашняя Масленица

Неразлучники

3 раздел. Куклы в народных национальных костюмах

4 раздел. Народные игрушки-куклы

Неваляшка

Матрешка

5 раздел. Народный герой – Петрушка

6 раздел. Куклы из мочала-Стригушки

7 раздел. Куклы бумажные в национальных костюмах

8 раздел. Выставка детских и взрослых работ

9 раздел. Уголок самостоятельной творческой деятельности

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

№ Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап Педсовет.

Родительское собрание.

Анкетирование детей.

Сентябрь, октябрь. 1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

2

Практический этап Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

Индивидуальная работа с детьми.

Ноябрь декабрь.

Создание мини-музея

3

Подведение итогов

Экскурсия в мини-музей

Декабрь.

Дети-экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Театрализованные досуги.

3. Мастер-классы, семинары.

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

месяц содержание задачи участники

сентябрь Экскурсия в музей народного творчества.

Знакомство с историей возникновения народной куклы. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного творчества, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Знакомить детей с историей народной куклы. Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

октябрь «Хлеб всему голова» - осенний досуг для детей и родителей. Беседа с детьми «Что такое кукла». Мастер класс для родителей. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков. Воспитатели, дети.

ноябрь Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Воспитатели, дети.

декабрь «Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер-класс для детей. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. Воспитатели, дети.

январь Театрализованный досуг по ознакомлению детей с обрядовыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы» Игрушечных дел мастера» - изготовление обрядовых тряпичных кукол для мам Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Воспитатели, родители, дети.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов.

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;

- использование коллекции мини-музея на занятиях по разным видам деятельности.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Ребёнок в музейном пространстве» Цель: - Проанализировать заинтересованность родителей в воспитании героико-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, средствами.

Положение о детском краеведческом мини-музее «В гостях у Котофея Ивановича» 1. Общие положения1.1. В своей деятельности детский краеведческий мини – музей «В гостях у Котофея Ивановича», далее мини – музей, руководствуется.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Паспорт мини-музея «Кукла»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 20:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...

23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...


Горячие темочки