Ирина Плетнева
Паспорт проекта «Ветер-ветерок»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: Опытно-экспериментальный. Разновозрастная группа. (3–4 г)
Актуальность моего проекта:
позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить и обогатить представление у детей о свойствах воздуха, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас.
Цель проекта: дать первоначальное представление о воздухе. Развивать познавательную активность.
Задачи:
-Создать условия для понимания того, воздух есть везде.
-Познакомить со свойствами воздуха (с движением, невиден).
-развить у детей познавательный интерес, желание экспериментировать.
Публикация «Паспорт проекта „Ветер-ветерок“» размещена в разделах
Вид проекта: краткосрочный.
Срок реализации: один месяц.
Участники проекта:
- воспитатель;
- воспитанники разновозрастной группы.
Интеграция образовательных областей:
Познание (формирование целостной картины мира, (исследовательская деятельность, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, социализация, физическая культура, безопасность.
Методы организации опытно-экспериментальной деятельности:
•- Словесные – беседа, чтение стихов.
•- Наглядные – рассматривание иллюстраций, наблюдения.
•- Практические - игры-опыты.
Этапы проектной деятельности:
1 ЭТАП-подготовительный:
Определение целей, задач, изучение литературы, подбор оптимальных методов и приёмов, составление плана деятельности.
2 ЭТАП-реализация проекта:
Совместная беседа детей, педагога «Что такое воздух».
Провести опытническую работу: Игра – опыт: «Игры с веерами и султанчиками», «Плывёт, плывёт кораблик», «Поиграем с ветерком», «Ветер по морю гуляет», «Игры с соломинкой».
Провести наблюдение: «Что такое воздух».
Художественное слово «Загадки о воздухе».
Чтение стихотворений С. Маршак «Дуете, дуете, ветры, в поле»,
Е. Елова «Ветерок», И Токмакова «Ветрено», Я. Аким «Ветер»
Заучивание отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Прослушивание: «Шум ветра». Рисование на тему: «Разноцветные мыльные пузыри».
Подвижные игры: «Ветер», «Пузырь», «Воздушный шар».
3 ЭТАП-итоговый:
Опытно-экспериментальная деятельность по теме: «Прятки-игры с ветерком».
Презентация.
Организационный компонент
•Познание
Игра – опыт: «Игры с веерами и султанчиками», «Плывёт, плывёт кораблик», «Поиграем с ветерком», «Ветер по морю гуляет», «Игры с соломинкой».
•Чтение художественной литературы
Художественное слово «Загадки о воздухе».
Чтение стихотворений С Маршак «Дуете, дуете, ветры, в поле», Е. Елова «Ветерок», И Токмакова «Ветрено», Я. Аким «Ветер»
Заучивание отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
•Коммуникация
Беседа «Что такое воздух».
Наблюдения: «Что такое воздух»
•Социализация
Дидактические игры: «Что сначала, что потом?»,
•Физическая культура
Подвижные игры: «Ветер», «Пузырь», «Воздушный шар».
•Художественное творчество
Рисование на тему: «Разноцветные мыльные пузыри».
Приложение№1
Экспериментальная деятельность
Игра-опыт «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение
воздуха - это ветер.
Оборудование: веер, султанчики на каждого ребёнка.
Ход проведения:
Педагог предлагает каждому ребёнку помахать веером около лица. Воспитатель спрашивает, что они чувствуют. Обмахиваясь веером, можно почувствовать воздух.
Педагог с малышами играют с султанчиками: танцуют, размахивая султанчиками над головой.
Игра-опыт «Плывёт, плывёт кораблик»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить
различать его силу.
Оборудование: таз (поднос, кораблики и веера на каждого ребёнка.
Ход проведения:
Педагог с ребятами запускают в таз кораблики поочерёдно, предлагает подуть, помахать веером, чтоб они плыли к противоположному краю. Воспитатель обращает внимание, что если сильно веером махать или дуть, то кораблик быстрее приплывёт к противоположному краю.
«Кораблики»
«Ты плыви кораблик мой,
А потом вернись домой».
Игра-опыт «Поиграем с ветерком»
Цель: дать первоначальное представления о движении воздуха.
Дыхательное упражнение «Ветерок» (дуют на ладошку, стараясь вдыхать носом,
шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами).
«Мы подуем высоко: - с-с-с (подняться на носочки).
Мы подуем низко: - с-с-с (присесть).
Мы подуем близко: - с-с-с (руки ко рту).
«Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил».
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше».
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая
руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и
вытянуть руки вверх.
Игра-опыт «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его;
воздух можно почувствовать и увидеть.
Оборудование: соломинка, стаканчики на каждого ребёнка.
Ход проведения:
Педагог предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спросите, что он почувствовал. Затем опустив в стакан с водой соломинку и дуть в неё. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают. Когда мы перестаем дуть в соломинку, пузырьки тоже исчезают.
Игра-опыт «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить
различать его силу.
Оборудование: таз с водой, парусник (игрушка, бумажные кораблики на
каждого ребёнка.
Ход проведения:
Педагог опускает парусник на воду, предлагает детям подуть на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что её толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».
Воспитатель обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать). Затем педагог спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).
Приложение№2
Беседа «Что такое воздух»
Цель: познакомить детей с воздухом, дать понять, что воздух невидим; дать
понять, что без воздуха не может существовать не одно живое существо на
планете.
Ход проведения:
Педагог спрашивает у детей, что они знают о воздухе и как они думают, что это такое (дети высказывают свои предположения).
Педагог говорит о том, что воздух – это невидимка, он прозрачный, невидимый, лёгкий. Он находится везде. Воздух необходим человеку и животным. Педагог предлагает детям задержать дыхание или зажать пальцами нос, сколько времени они так продержаться. Без воздуха мы погибнем. Без растений человек не смог бы жить на планете. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещения, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев и воздух чистый. Человек должен охранять природу, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть. Приложение№3
Художественное слово
Загадки о воздухе
Чем мы дышим?
Что мы не видим?
(Воздух)
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
(Воздух)
Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?
(Воздух)
Стих о воздухе
«Дуйте, дуйте, ветры, в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки,
Испекли нами пирожки!»
(С. Маршак)
«Ветерок»
«Ветерок к нам в окошко влетел,
По шуршал, позвенел, поскрипел.
Лист бумаги смахнул,
Рядом с кошкой уснул.
За секунду все сразу успел».
(Е. Елова)
«Ветрено»
«Ветрено, ветрено,
Вся земля
Проветрена!
Ветер листья с веток,
Разогнал по свету.»
(И. Токмакова)
«Ветер»
«Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети,
Или мельницы крути».
(Я. Аким)
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.»
(А. С. Пушкин)
«Ветерок»
«Видел я, как ветерок,
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой, повозился и уснул».
(Г. Ладзынь)
«Сказка о царе Салтане»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.»
(А. С. Пушкин)
Приложение№4
Игровая деятельность
Игра «Ветер-ветерок»
Цель: развивать координацию, учить четко, произносить звук (ш).
Ход проведения:
Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков. На слово
«Ветер» дети поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону (как деревья качаются от ветра) и громко петь песенку ветра — ш-ш-ш. На слово «Ветерок» дети приседают, тихонько поют песенку ветерка — ш-ш-ш, слегка покачивают руками (как качается травка от слабого ветерка).
Подвижная игра «Воздушный шар»
Цель: развивать координацию, умение ходить по кругу.
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с
текстом и по показу педагога.
«С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в
центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)
Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел,
Да за веточку задел,
И лопнул!» (Хлопают в ладоши)
Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).
Подвижная игра «Ветер»
Цель: развивать внимание, учить выполнению подражательных упражнений.
«Я ветер сильный,
Я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)
Хочу – налево посвищу (дуют налево,
Могу подуть направо (дуют направо,
Могу подуть вверх – в облака (дуют вверх,
А пока – я тучи разгоню» (круговые движения руками).
Подвижная игра «Пузырь»
Цель: учить детей вставать в круг, водить хоровод.
Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.
«Надувайся пузырь,
Надувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся».
Круг расширяется. Пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». Все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп».
Приложение№5
Наблюдение «Что такое воздух»
Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе. Развивать мышление,
память, речь, интерес к познавательной деятельности. Воспитывать у детей
бережное отношение к окружающему миру.
Загадка:
«Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем».
(Воздух)
Вопросы:
1. Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем.
2. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух).
3. Но что же такое воздух?
4. Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас).
5. Почему мы его не видим?
6. Почему называем невидимкой? (Воздух лёгкий, невидимый).
7. Как доказать, что мы дышим?
Опыт с воздухом: Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и
подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).