Орлова Екатерина
Паспорт проекта «Зачем нужно беречь воду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта на тему :
«Зачем нужно беречь воду?»
Тип проекта : информационно — ознакомительный, творческий, среднесрочный.
Сроки: 3.10.17 — 08.12.17.
Участники: Воспитанники группы №1 «Лучики», воспитатель, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Паспорт проекта „Зачем нужно беречь воду?“» размещена в разделах
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой, в итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней, поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей и по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе.
Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
В ходе наблюдений за поведением детей на прогулках, в группе, при проведении бесед, было выявлено, что многие ребята небрежно относятся к природе (бросают бумажки на дорожках и около водоёмов, не плотно закрывают кран, когда мют руки и др.). Дети дошкольного возраста — это особая категория людей: они ещё не знают значения тех или иных правил поведения в природе и поэтому ответственность за воспитание экологически грамотных членов общества возлагается на родителей и воспитателей, учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность на тему: «Зачем нужно беречь воду?».
При проведении данного проекта было важно донести до детей следующие моменты:
1. Познакомить детей с элементарными правилами поведения в природе.
2. Познакомить детей со свойствами воды, её агрегатными состояниями.
3. Рассказать детям о значении воды для людей, животных, растений; о использовании воды людьми.
4. Познакомить детей с многообразием животных и птиц, живущих в воде.
5. Познакомить детей с водоёмами.
6. познакомить с экспериментальной деятельностью.
7. Подвести детей к выводу о том, почему нужно беречь воду.
Именно эти составляющие позволят заинтересовать детей данной тематикой, будут способствовать развитию познавательного интереса и познавательной активности.
Данный проект состоит из четырё х этапов: подготовитиельный, основной (практический, контрольно- коррекционный и заключительный.
Цели проекта :
Расширить знания детей о свойствах воды, её агрегатных состояниях, рассказать о роли воды в жизни человека, животных, растений, воспитывать бережное отношение к природе и желание беречь воду.
Задачи для воспитателя:
- познакомить детей с правилами поведения в природе;
- сформировать представления о значении воды для всего живого;
- познакомить детей со свойствами воды, её агрегатными состояниями;
- познакомить детей с экспериментальной деятельностью;
- познакомить детей с многообразием птиц и животных, живущих в воде;
- расширять знания детей о водоёмах;
- познакомить детей с круговоротом воды в прирде;
- формировать знания об использовании воды человеком;
- развитие познавательной активности детей.
- активизация и совершенствование словарного запаса, пополнение словарного запаса новыми словами.
- способствовать формированию коммуникативных способностей детей.
- воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.
- создание благоприятной атмосферы, разрботка и проведение игр и бесед.
- расширять кругозор и познавательный интерес детей.
Задачи для родителей:
- Сотрудничество воспитателей, детей и родителей : создание альбомов: «Всё о воде», «Водоёмы», «Кто живёт в воде?».
- Сотрудничество воспитателей и родителей: проведение домашних экспериментов, для закрепления полученных знаний.
- Расширение представлений детей о правилах поведения в природе, обращении с водой: домашние беседы, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение иллюстраций по тематике проекта.
- Формирование познавательной активности, развитие творческих способностей (рисование и аппликация, беседы).
Задачи для детей:
Проявление творческой активности, познавательного интереса к различным видам деятельности проекта.
Планируемый результат:
- Сформировать у детей, в соответствии с возрастом, элементарные знания и представлений о поведении в природе;
- Сформировать представления о правилах обращения с водой, желание её беречь;
- Формировать знания о свойствах и агрегатных состояниях воды, круговоротом воды в природе;
- Сформировать знания о значении воды для всего живого;
- Пополнение развивающей предметно — пространственной среды в группе материалами по тематике проекта;
- Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей элементарным правилам поведения детей в природе;
- Приобщение детей к совместной деятельности;
- Расширение творческих способностей детей.
- Создание альбомов и дидактических игр, посвящённым изучению воды.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Сроки проведения с 3.10.17 по 17.10.17.
Реализация данного этапа:
Прежде, чем приступить к изучению тематики проекта с родителями был проведён опрос, в ходе которых выяснилось, что все родители знакомят своих детей с правилами поведения в природе с раннего возраста, но не все родители рассказывают своим детям о правилах обращения с водой. В результате опроса, с родителями была проведена беседа: «Вода — это клад, сбережём его вместе!». После данных мероприятий началась непосредственная работа с детьми.
Мотивация:
В гости к детям пришла Капелька она была очень растроена, так, как люди не берегут воду и много чистой воды пропадает зря. Она рассказала детям, что с каждым годом чистой воды на земле становится меньше, тогда ребята предложили Капельке свою помощь — выяснить, как мы можем беречь воду и зачем нужно это делать.
Ввод детей в проблемную ситуацию, формулировка проблемы, принятие решений:
В данной группе была проведена беседы : «Как мы можем помочь Капельке?». «Зачем нужна вода?». В ходе данных бесед детям были представлены для рассмотрения фотографии и иллюстрации с изображением разного применения воды, водоёмов, многообразием птиц и животных, живущих в воде. Дети рассматривали фотографии и иллюстрации, в ходе чего им были заданы следующие вопросы:
-Ребята, что изображено на фотографиях и картинках? ( Дети отвечали: «Вода», «Лужи», «Птицы». «Рыбы» и др.).
-Для чего нужна вода людям, птицам, зверям, растениям? ( Дети говорили: «Пить, мыться, купаться, жить, расти и др.»).
-Ребята, а какая вода нужна людям, животным и растениям? (Дети старались дать правильный ответ на данный вопрос, но возникли некоторые затруднения).
-Как мы можем помочь Капельке? (Этот вопрос вызвал затруднения).
-А вы знаете ли вы, почему в природе вода не кончается? (Дети старались отвечать, но были трудности).
-Ребята, а знаете ли вы названия водоёмов? (Этот вопрос вызвал затруднения у детей).
-Ребята, а бывает ли вода твёрдой? (Многие говорили, что это лёд, а некоторые молчали).
-Ребята, а как мы можем беречь воду? (Этот вопрос также вызвал затруднения у детей).
Дети с удовольствием принимали участие в беседе, рассматривали фотографии, картинки, отвечали на вопросы, хотя многие вопросы вызывали у них затруднения, исходя из этого возник проект : «Зачем нужно беречь воду?».
Также, на данном этапе были определены мероприятия по работе с детьми и назначены ответственные:
Социально — коммуникативное развитие Беседа на тему: «Как вести себя на природе?». Цель: формировать навыки безопасного поведения на природе, расширять детский кругозор, развивать зрительную и слуховую память.
Беседа с детьми: «Мы природу бережём и не мусорим!». Цель: познакомить детей с правилами поведения в природе, расширять познавательную активность, детский кругозор, развивать память.
Трудовая деятельность в природе: «Береги природу — не мусори!». Цель: воспитывать желание заботиться о природе, любовь к природе, к труду.
Дидактическая игра: «Где живёт вода?». Цель: Закрепить знание о воде, знакомить с разными агрегатными состояниями воды. Воспитывать у детей желание и привычку беречь воду.
Игра — беседа: «Кому нужна вода?». Цель: Закрепить знание детей о важности воды для всего живого, расширять знания о воде, развивать коммуникативные способности детей, внимание и память.
Дидактическая игра: «Какой бывает капелька?», «Кто где живёт?» Цель: знакомить детей с классификацией животных, развивать устойчивость и переключение внимания и зрительную память, расширять детский кругозор. Орлова Е. В., Тихова М. В., родители.
Познавательное развитие Наблюдения за погодными явлениями: «Дождь», «Снег», «Туман». Цель: развивать навыки наблюдения, закрепление трё х агрегатных состояний воды: жидкая, твёрдая, газообразная. Расширять детский кругозор.
Экспериментирование: свойства воды:
«Вода — прозрачная»,
«Вода не имеет вкуса»,
«Вода не имеет формы»,
«Вода не имеет запаха»,
«Вода сладкая, кислая, солёная». Цель: знакомить детей со свойствами воды, развивать познавательный интерес в области экспериментирования, расширять познавательную активность.
Экспериментирование: агрегатные состояния воды:
«Вода замерзает и тает»,
«Вода — жидкая»,
«Вода — твёрдая»,
«Газообразная вода». Цель: знакомить детей с тремя состояниями воды жидкая, твёрдая, газообразная, расширять знания о воде.
Экспериментирование: «Влияние воды на рост и развитие растений», «Тонет — не тонет», «Фильтр для воды». Цель: продолжать знакомить детей со значение воды для всего живого, развивать интерес к экспериментальной деятельности, развивать познавательную активность.
Познавательные беседы: «Природные явления», «Где живёт жижкая, твёрдая, газообразная вода?», «Кому и зачем нужна вода?», «Почему нужно беречь воду?». Цель: закреплять полученные о воде знания, развивать детский кругозор, расширять знания о воде.
Презентация: «Зачем нужно беречь воду?». Цель: закреплять полученные о воде знания, воспитывать желание беречь воду, любовь к природе.
Орлова Е. В., родители.
Речевое развитие Чтение пословиц, поговорок, стихов, загадок о воде. Цель: активизировать речь детей, пополнять словарь новыми словами.
Беседы: «Как мы можем сохранить воду чистой?», «Где живёт вода?». Цель: закреплять полученные о воде знания, воспитывать желание беречь воду, развивать речевую активность.
Рассматривание сюжетных картинок и составление рассказов — описаний. Цель: активизировать речь детей, пополнять словарь новыми словами, развивать умения составлять краткий рассказ по картинке.
Чтение сказки: «Путешествие Капельки». Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, активизировать речь, расширять знания о воде. Орлова Е. В., Махова Д. Е., родители.
Художественно — эстетическое развитие. Рассматривание альбомов: «Кто живёт в воде?», «Водоёмы», «В чём секрет воды?». Цель: развивать эстетический вкус детей, продолжать знакомить с водой, её разнообразием и обитателями, расширять кругозор детей.
Рисование мнемосхемы: «Путешествие Капельки». Цель: развитие творческих способностей, умение составлять схемы, развитие познавательной активности.
Совместная деятельность: «Аквариум». Цель: развитие творческих способностей, расширять знания об обитателях воды. Орлова Е. В., Корябкина О. В., Скворцова Н. В.
Физическое развитие. Беседы на тему: «Зачем нужна чистая вода?», «Почему нельзя использовать грязную воду?». Цель: продолжать пополнять знания детей о воде, формировать знания о необходимости использования чистой воды, о её пользе, развивать кругозор.
Рефлексия: «Вы слхали о воде?». Цель: способствовать эмоциональному отдыху детей.
Подвижная игра: «Зонтик». Цель : развивать физические качества: ловкость, быстроту, внимание.
Мало подвижная игра: «Капельки». Цель: способствовать восстановлению дыхания после подвижных игр и снятию усталости. Орлова Е. В., родители.
Итог: на данном этапе дети были заинтересованы, проявляли интерес и познавательную активность, задавали вопросы по тематике проекта, помогали (своими словами) составлять задачи проекта, активно отвечали на вопросы воспитателя. Некоторые родители также проявили активность и желание принять участие в данном проекте.
После проведения данного этапа, мы перешли к реализации следующего этапа — основного (практического).
Основной этап (практический) :
Сроки проведения: с 18.10.17 по 24.11.17.
Данный этап включает в себя организацию деятельности детей.
При проведении основного этапа потребовалась помощь от родителей, исходя из этого с родителями группы №1 «Лучики» была проведена беседа о том, что в группе будет проведён проект : «Зачем нужно беречь воду?». Часть родителей предложили свою помощь.
На данном этапе была реализована деятельность детей, определённая на подготовительном этапе. Это различные тематические беседы, эксперименты и наблюдения, дидактические, подвижные и малоподвижные игры, творческая деятельность, рассматривание сюжетных картинок, альбомов, просмотр презентаций: «Зачем нужно беречь воду?», чтение и рассматривание книг, разучивание стихов и чистоговорок и другие мероприятия по тематике проекта.
1. Во время проведения данного этапа, дети были активны, заинтересованы, задавали вопросы по тематике проекта, пытались самостоятельно на них ответить,активно участвовали в экспериментальной деятельности, внимательно слушали рассказы воспитателя и родителей, принимали активное участие в беседах. Дети проявляли активность и во время проведения подвижных игр, хотя вначале были допущены ошибки, так как игры для них были новыми, но постепенно дети становились более внимательными и ошибок становилось меньше. Были заинтересованы ребята и во время составления альбома: «В чём секрет воды?». Дети самостоятельно выбирали природные явления и выполняли рисунки.
2. При проведении данного этапа родители предлагали свою помощь: они принимали активное участие в беседах, приносили материал для изготовления игр, составляли альбомы: «Всё о воде», «Водоёмы», «Кто живёт в воде?» и проводили беседы с детьми по тематике проекта. Вся информация проекта была доведена до детей в доступной форме.
После проведения данного этапа мы перешли к проведению следующего этапа: контрольно — коррекционного. Рассмотрим его более подробно:
Контрольно - коррекционный этап:
Сроки: с 27.11.17 по 1.12.17.
На данном этапе нужно выполнить анализ успехов и ошибок, поиск способов устранения ошибок.
Во время проведения данного проекта : «Зачем нужно беречь воду?», часть родителей проявила активную позицию, они приносили различную информацию, иллюстрации, материалы для изготовления дидактических игр, принимали участие в создании альбомов, оказывали помощь при проведения домашних бесед, опытов и экспериментов, наблюдений, но некоторые родители, в силу занятости, не смогли принять участие в проекте, из этого был сделан вывод о том, что при проведении следующего проекта, нужно будет заинтересовать как можно больше родителей.
Был сделан анализ знаний детей о изучении значения воды для всего живого до проведения проекта и после. На основании этого, можно сделать вывод: знания детей повысились, они с удовольствием рассказывают друг другу о воде, её свойствах, агрегатных состояниях, о проделанных в саду и дома экспериментах, исправляют друг друга в ошибках, рассказывают друг другу о том, кому нужна вода, почему нужно её беречь, играют в дидактические, подвижные и малоподвижные игры по тематике проекта.
Заключительный этап:
Сроки проведения: с 4.12.17. по 8.12.17.
На данном этапе была огрганизованна выставка творческих работ детей на тему: «Правила дорожного движения» - (экспозиция рисунков, совместной деятельности: «Аквариум», с детьми были проведены беседы о том, что нового они узнали, обсудили и то, кого пригласим на презентацию проекта.
Во время проведения заключительного этапа были выявлены следующие результаты:
задачи, поставленные перед воспитателем были выполнены: дети были заинтересованы, активны, в реализации проекта были задействованы 5 образовательных областей, расширились знания детей о воде.
Задачи, поставленные перед родителями были выполнены частично, так как не все родители приняли участие в проекте.
Задачи, поставленные перед детьми были выполнены, так как дети проявили познавательный интерес, творческую и познавательную активность.
На основании проведения данного проекта : «Зачем нужно беречь воду?», можно сделать вывод о том, что дети узнали много новой и полезной информации о воде, её свойствах, состояниях, значении для всего живого, научились быстро и правильно отгадывать загадки, принимали активное участие в подвижных играх и др. Данной информацией дети могут поделиться с детьми более младшей группы, младшими братьями и сёстрами, родителями и друзьями