Людмила Прокофьева
Паспорт мини-музея магнитов «Путешествую по России»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА ТОРЕЗА»
ПАСПОРТ
Мини - музея магнитов Тема : «Путешествую Россией»
Автор: Прокофьева Людмила Юрьевна воспитатель
Содержание:
1. Паспортные данные мини – музея…. 3
2. Аспекты музейной деятельности…. 4
3. План работы по созданию мини - музея …. 5-6
4. Характеристика мини – музея… 7-8
Публикация «Паспорт мини-музея магнитов „Путешествую по России“» размещена в разделах
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Мини-музеи в детском саду
- Моя Родина Россия
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
5. Разделы мини – музея, особенности использования… 9
6. Перспектива развития мини – музея …. 10
2
Паспортные данные
Наименование мини – музея : «Путешествую Россией» (магниты «Города России»)
Профиль музея: познавательный, исторический,
Адресность: Мини – музей магнитов предназначен для воспитанников и родителей и сотрудников МБДОУ № 21 «ЧЕРЕМУШКИ» города Тореза,
находится в патриотическом уголке группы «Ромашка», стенд «Города России» расположен 1 этаж левое крыло, имеет сменные экспозиции.
Цель: развитие и социализация воспитанников МБДОУ через ознакомление с культурой и историческим наследием городов нашей страны, познавательной активности (интерес и деятельность) воспитанников путем создания коллекции, воспитание патриотических чувств, бережного отношения к малым уголкам нашей Родины.
Задачи: включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению экспонатами мини – музея, формировать чувство любви к Родине на основе изучения истории русских городов, их культуры и традиций, воспитывать желание путешествовать по необъятным просторам нашей Родины, развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны, достопримечательностям некоторых городов России, вовлекать родителей в активное сотрудничество.
3
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей «Путешествую Россией», предназначен для формирования у детей и родителей чувств любви к Родине на основе изучения истории и культуры городов России.
Формы деятельности: познавательная, поисковая, экспозиционная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста. Коллекция мини-музея располагается в патриотическом уголке групповой комнаты группы «Ромашка» для детей старшей группы. Экспонаты (магниты «города России») для рассматривания располагаются в специальной коробке, размещенной на полке, на уровне глаз детей, сделаны из различных материалов (дерево, пластмасса, керамика).
Экспонаты (стенд «города России) расположен в коридоре 1 этаж левое крыло, имеет сменную экспозицию.
4
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Путешествую Россией»
№ Название этапа Содержание работы Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап. 1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки. 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Создания места хранения мини-музея «Путешествую Россией».
2. Практический этап. 1. Беседа: «Наша страна Россия»
2. Минутка размышления: «Где я путешествовал с родителями
3. ООД развитие речи «Составление рассказа о городе, в котором я был» 1. У детей формируется в воображении образ Родины, представления о России как о родной стране, воспитываются патриотические чувства.
2. Пополнение экспонатами.
1. Беседа «Главный город нашей страны».
2. ООД – развитие речи «Кремль – сердце Москвы» 1. Систематизируются знания детей о столице России, формируется представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитываются гражданско-патриотические чувства.
2. Пополнение магнитами объектами «Москва – сердце России»
1. Беседа «История воссоединения Крыма с Российской Федерацией», о городе Герое Севастополь.
1. Дети знакомятся с историей возникновения Крыма, испытывают восхищения его красотой, воспитываются патриотические чувства.
2. Пополнение магнитами о городе Герое Севастополь.
1. Беседа «Города России»
2. стенда «Города России»
1. Дети знакомятся с крупными городами России, с историей.
2. Пополнение экспозициями стенда «Города России» 1раз в месяц
1. Беседа: «Какие народы живут в России»
2. Создание альбома «Народы России»
1. Знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитываются уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
2. Пополнение:
- сказки народов России,
- альбом иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы,
1. 1. Беседа «Азовское и Черное моря России»
2. ООД рисование «Море, я тебя люблю»
2. 1. Расширяются представления детей о природе России,
формируются знания о морях России Азовское и Черное. 2. Пополнение магнитами городов, расположенными вблизи этих морей.
3. Заключительный этап. Викторина: «Что мы Родиной зовём?»
6
Характеристика мини - музея «Путешествую Россией»
Экспонаты мини – музея
№ Наименование города экспоната/магнита Дата поступления Постоянное /временное хранение Ф. И. О. представившего экспонат
1 Москва Кремль 15.04.24 временно Захарова А. Е.
2 Москва Красная площадь 15.03.23 временно Поддубная Т. В.
3 Москва Прохоровское поле 15.02.23 постоянное Прокофьева Л. Ю.
4 Пушкино Церковь Сретения Господня 11.01.24 постоянное Шульга О. В.
5 Орел 28.07.23 временно Науменко О. В.
6 Волгоград (мемориальный комплекс Матвеев курган) 15.05.23 временно Попкова О. В.
7 Волгоград Родина Мать 22.12.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
8 Москва панорама 01.09.23 временно Штепа О. В.
9 Бердянск 15.02.23 постоянно Склярова Л. В.
10 Лермонтово Черное море 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
11 Суздаль 15.01.24 временно Капула О. С
12 Алушта панорама 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
13 Тула самовар 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
14 Хоста 15.02.23 временно Беличенко А. С.
15 Таганрог 15.02.23 временно Беличенко А. С.
16 Абхазия Пицунда 15.02.23 временно Попкова О. В.
17 Тула самовар деревянный хохлома 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
18 Санкт-Петербург разводные мосты 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
19 Тула храм 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
20 Москва Большой театр 12.01.23 временно Северина Т. В.
21 Таганрог Ф. Г. Раневской 11.11.23 временно Беличенко А. С.
22 Крым Феодоссия 12.01.24 временно Евченко Ю. В.
23 Воронеж ж д вокзал 01.09.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
24 Крым Балаклава 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
25 Крым Балаклава крепость Чембола 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
26 Привет из Крыма Ливадийский дворец 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
27 Крым Фиолент 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
28 Азовское море звезда 15.02.23 постоянно Науменко О. В.
29 Ростов на Дону 15.02.23 постоянно Захарова А. Е.
30 Крым Ласточкино Гнездо 15.02.23 постоянно Легезина М. В.
31 Крым Алушта панорама 01.09.23 временно Подовинникова А. П.
32 Седово 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
33 Азовское море 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
34 Севастополь памятник затопленным кораблям 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
35 Привет из Сочи 15.02.23 временно Лебедева Н. В.
36 Крым водопады 15.02.23 постоянно Колиенко Е. С.
37 Крым Бута Инал 15.02.23 постоянно Колиенко Е. С.
38 Кабардинка 15.02.23 постоянно Колиенко Е. С.
39 Севастополь памятник затопленным кораблям 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
40 Севастополь памятник затопленным кораблям 15.02.23 постоянно Прокофьева Л. Ю.
41 Крым Воронцовский дворец 27.02.24 временно Колиенко Е. С.
42 Крым Ливадийский дворец 27.02.24 временно Колиенко Е. С.
43 Крым Гурзуф 27.02.24 временно Колиенко Е. С.
44 Крым Ялта Ласточкино гнездо 27.02.24 временно Колиенко Е. С.
45 Крым Ялта 27.02.24 временно Колиенко Е. С.
46 Крым Массандра 27.02.24 временно Колиенко Е. С.
47 Крым Семеиз 27.02.24 временно Колиенко Е. С.
48 Крым 27.02.24 временно Колиенко Е. С.
49 Кунгур Ледяная пещера 29.03.24 временно Науменко О. В.
50 Нальчик Чегемские водопады 29.03.24 постоянно Науменко О. В.
Стенд «города России» Москва временно воспитатели
Санк-Петербург временно воспитатели
Волгоград временно воспитатели
Челябинск временно воспитатели
Севасто временно воспитатели
поль
8
Разделы мини – музея, особенности использования
Экспонаты музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Семья». Кроме того, магниты выполнены из разных материалов, могут использоваться для классификации, экспериментальной деятельности. Экспонаты могут быть использованы в ООД «Ознакомление с окружающим» тема: «Моя страна Россия».
Раздел: «Галерея» оформлена в виде стенда: «Города России» ребята, родителе могут подойти к стенду и спокойно рассмотреть экспонаты экспозиции, которая, меняется каждый месяц. Экспонаты могут быть использованы в процессе непрерывно образовательной деятельности в образовательных областях, речевое, соц. коммуникативное, познавательное, худ. эстетическое. Использованы в НОД изд, речевое развитие, познавательное развитие.
Раздел: «Библиотека» собрал в себя загадки, стихи и произведения о городах России.
Раздел: «Игротека» игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе совместной деятельности.
9
Перспектива развития
При создании мини - музея учитывались требования к развивающей предметно – пространственной среде, изложенные в ФГОС дошкольного образования. Все материалы соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию Программы. Материалы и пособия разнообразны по своему содержанию и используются в разных видах детской деятельности.
Мини-музей «Путешествую Россией» помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Мини - музей «Путешествую Россией» периодически будет пополняться экспонатами, так же будут меняться экспозиции стенда «Города России». Будут проводиться экскурсии для других групп детского сада. На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
Таким образом, мини-музе, который сделан руками педагога, воспитанников и их родителей, становится близким и понятным каждому ребенку.
10
Актуальность
«Музейная педагогика» сегодня - это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Под мини-музеем «Россия – родина моя» понимается не просто организация экспозиций или выставок в нашей группе, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, участие во встречах с интересными людьми, в досугах и праздниках, в исследовательской и проектной деятельности.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Они становятся близкими и понятными каждому ребенку. Такая форма работы позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую Родину, страну в целом.
Одна из задач дошкольного образования - это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств, привычек). Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур. Важно сформировать у дошкольников умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающим на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Поэтому взрослые несут особую ответственность за организацию культурной среды, а также материальную и духовную поддержку ребенка.
Музеи,неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
Особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей и их родителей, воспитателей.
Музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их. Формы работы в музее этнической культуры отличаются многообразием. К ним относятся: мини-беседы с детьми; экскурсии для детей и родителей; самостоятельное рассматривание экспонатов; мастеркласс по изготовлению экспонатов; работа по пополнению музея экспонатами; творческие игры, образовательные путешествия; чтение художественной литературы; исследовательская деятельность, экспериментирование; прослушивание аудиоматериалов, просмотр мини-презентаций. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
• помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности.
Цель создания мини-музея – это осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея, а именно:
• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, малой Родине, стране;
• формирование бережного отношения к природе родного края (флора и фауна) и всему живому;
• воспитание уважения к труду взрослых;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам, к культуре и обычаям коренных народов Севера – ханты и манси;
• усвоение элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России, её богатствах;
• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Такая работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
• "позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
• непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка.
При создании мини - музея учитывались требования к развивающей предметно – пространственной среде, изложенные в ФГОС дошкольного образования. Все материалы соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию Программы. Материалы и пособия разнообразны по своему содержанию и используются в разных видах детской деятельности. Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для свободного выбора детей и педагогов ДОУ.
Таким образом, мини-музей созданный, руками педагога, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку.
Наш мини – музей расположен в групповой комнате. Экспонаты располагаются согласно типу управления и размещены на полках в доступном для детей месте.
Характеристика помещения: игровая комната группы.
Руководитель мини-музея : Прокофьева Л. Ю., воспитатель.
Структура управления мини-музеем : Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
Экспонаты
• магниты «Города России»
• магнитная доска
• Вертуальные экскурсии по городам Воинской Славы: «Волгоград»
• Стенд «Города России»
•
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Путешествую Россией»
№ Название этапа Содержание работы Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап. 1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки. 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Создания места хранения мини-музея «Путешествую Россией».
2. Практический этап. 1. Беседа: «Наша страна Россия»
2. Минутка размышления: «Где я путешествовал с родителями 1. У детей формируется в воображении образ Родины, представления о России как о родной стране, воспитываются патриотические чувства.
2. Пополнение экспонатами.
1. Беседа «Главный город нашей страны».
2. ООД – рисование «Кремль» 1. Систематизируются знания детей о столице России, формируется представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитываются гражданско-патриотические чувства.
2. Пополнение магнитами объектами «Москва – сердце России»
1. Беседа «История воссоединения Крыма с Российской Федерацией», о городе Герое Севастополь.
1. Дети знакомятся с историей возникновения Крыма, испытывают восхищения его красотой, воспитываются патриотические чувства.
2. Пополнение магнитами о городе Герое Севастополь.
1. Беседа «Города России» стенда «Города России»
3. Изготовление макета 1. Дети знакомятся с крупными городами России, с историей: Санкт - Петербурга, восхищаются красотой, Санкт - Петербурга, воспитание патриотических чувств.
2. Пополнение стенда «Города России»
1. Беседа: «Какие народы живут в России»
2. Создание альбома «народы России»
3. Аппликация «Мы разные, но мы вместе» 1. Знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитываются уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
2. Пополнение:
- сказки народов России,
- альбом иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы,
3. Беседа «Азовское и Черное моря России» 1. Расширяются представления детей о природе России,
формируются знания о морях России Азовское и Черное. 2. Пополнение магнитами городов, расположенными вблизи этих морей.
3. Заключительный этап. Викторина: «Что мы Родиной зовём?»
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.