Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре

Людмила Тарасова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда, как бы не менялось общество. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении,можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев).

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуально, оно знакомит с увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Наш детский сад после капитального ремонта работает четыре года. За это время был разработан большой цикл развлечений по календарным народным праздникам в старших группах, где в игровой форме ребята знакомятся с русским народным творчеством. Активно участвуя в развлечениях, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представления о жизни наших предков. Сценарии обрядовых развлечений разнообразны по форме и содержанию. Помимо познавательных сведений, они включают большое количество игр. Сценарии досугов связаны с сезонными изменениями природы и позволили включить в них стихи, запевки, прибаутки фольклорного содержания.

Готовясь к городским конкурсам, посвященным тематическим народным праздникам, совместно с родителями воспитанников, было изготовлено большое количество поделок из природного и других материалов.

Участвуя в районных песенно-танцевальных фольклорных конкурсах, дети расширяли свои познания о народных традициях.

Была создана картотека подвижных народных игр по всем возрастным группам, достаточно разнообразных по своему содержанию, тематике и организации. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Создание картотеки народных примет, расписанных по месяцам, позволяет педагогам комплексно подойти к вопросам планирования прогулок по всем возрастам.

Одновременно с этим создается развивающая среда по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает мини-музеи на базе старших групп. Материалы экспозиций музеев, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.

Анализируя накопленный опыт, созрела необходимость привести в систему накопленный материал. Для этого в сентябре месяце 2012 года была создана творческая группа, которая начала работу по разработке проекта «Патриотическое воспитание детей через ознакомление с истоками русской народной культуры».

Проект будет запущен в сентябре 2013 года и охватит возрастной период от трех до семи лет.

Цель проекта:

воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Задачи:

1. Создать атмосферы национального быта.

2. Широко использовать фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки).

3. Знакомить с традициями и национальными праздниками.

4. Знакомить с народным искусством.

5. Знакомить с русскими народными играми.

Выполнение проекта рассчитано на два года.По временным срокам проект поделен на три этапа:

1 этап – сентябрь 2013года - ноябрь 2013 года;

2 этап – декабрь 2013года – май 2015 года;

3 этап – июнь 2015 года – август 2015 года;

Системная работа позволит подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Всем нам хочется хоть одним глазком заглянуть в будущее, увидеть своих детей счастливыми, добрыми, умными, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка слова,сказанные с гордостью: «Я – россиянин!».

Мы всегда должны помнить, воспитывая будущее поколение, что обществу нужен полный сил строитель – созидатель нашего государства, и, от того, как мы решаем задачи патриотического воспитания, зависит будущее нашей страны.

Литература:

1. Орлова А. Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

2. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О. Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

3. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.

4. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через внедрение регионального компонента В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны,.

Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников через ОО» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район.

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с историческими памятниками города Владикавказа. Нравственно - патриотическое воспитание детей через знакомство с историческими памятниками города Владикавказа. Составила: воспитатель Филь.

Патриотическое воспитание дошкольников через музыкуПатриотическое воспитание дошкольников через музыку Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу.

Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.

Проект «Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Прибайкалья» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ г. ИРКУТСК АДМИНИСТРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ.

Программа кружка «Приобщение детей к национальной культуре» Задачи кружка: - Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа;.

Родительское собрание «Приобщение детей к русской народной культуре через ознакомление с традиционными куклами и оберегами» Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с традиционными куклами и оберегами» Мастер-класс.

Семинар-практикум по теме: «Приобщение детей к народной культуре через разные виды деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119» СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре
Опубликовано: 13 июня 2016 в 06:37
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки