Лариса Часовских
Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое Родина наша?»
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчелы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина – труд и праздник,
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями…»
Анатолий Костеухий.
Уже давно перед обществом стоит необычно сложная и актуальная проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Само понятие «патриотизм» входит в более широкую педагогическую категорию «нравственного воспитания». Сегодня можно встретить немало методических разработок, посвященных патриотическому воспитанию. Чаще всего это авторские программы, целью которых является ознакомление дошкольников с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Безусловно, народная культура – это главное средство приобщения детей к отечественному наследию и истории предков. Она также является мощным стимулом для развития такого сложного чувства, как патриотизм.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Патриотизм – это любовь к Родине. Родина – это место, где человек появился на свет.
Любовь к Родине – это не что иное, как сострадание, сочувствие, защита, осознание себя частью окружающего Мира. Но, в первую очередь, ребенка нужно научить любить своих родителей, свой дом, семью. Всем понятно, что человек, не уважающий своего отца и мать, не будет уважать и беречь свою Родину. Родители должны знакомить с родословной своей семьи, конечно, в простой и доступной форме: кто дедушки и бабушки, прадеды, откуда пошел ваш род.
Я в своей работе с родителями рекомендовала сделать рисунок семьи в виде дерева или реки с фотографиями родственников. У ребенка нужно сформировать чувство уверенности в себе, а для этого он должен убедиться в том, что семья его крепкая, что своей работой она приносит пользу своей Родине и окружающим людям.
В воспитании патриотизма, нравственности нет ничего несущественного. Мы не воспитаем любовь к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, родной реке. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к людям, окружающим ребенка – к сверстникам и взрослым.
Умеет ли ребенок близко к сердцу принимать радости и тревоги непосредственно не имеющие отношения к его личной жизни?
Первые представления о патриотизме как любви к Родине дети получают их русских народных сказок, былин о защитниках Отечества.
Я в своем опыте нравственно-патриотического воспитания детей важное место отвожу экскурсиям. Каждый город, село, деревня обладает своей историей, сотканной из сотен жизней и судеб. Ощущение причастности к великому таинственному прошлому места, в котором родился и вырос, безусловно, оказывает неизгладимое, ни с чем не сравнимое влияние на личность любого человека и особенно ребенка. «Преданья старины глубокой» станут еще больше будоражить ум и воображение, если будут рассказаны среди тех мест, где эти события происходили. Именно поэтому важно отметить огромную положительную роль экскурсий по городу и его историческим местам в формировании нравственной позиции личности.
Большую эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу. С природой прежде всего связывается возникновение у дошкольников чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, заката солнца. Я стараюсь привлечь внимание детей к красоте окружающей действительности, и мы начинаем многое замечать, слышать, испытывать эстетическое наслаждение.
От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребенка.
Значительное место я отвожу в своей работе вопросам формирования у детей эмоционально-положительного отношения к трудовой деятельности.
Подготовка ребенка в детском саду не должна состоять только в обучении его чтению, рисованию, лепке, математике. Нельзя забывать о духовной подготовке – развитии сознательного отношения к делу, воспитании чувства ответственности, уважения к окружающим, благородных убеждений, человечности.
Большое внимание на нравственно-патриотическое воспитание оказывает художественная литература, музыка, живопись. Правильно отобранные произведения для детей воспитывают у них чувство прекрасного, любовь к природе, к животным, а главное, к человеку.
В своей работе мне хочется научить детей умению сочувствовать, быть добрыми, честными, справедливыми, совестливыми, любить родной край, страну, уважать человека-труженика. Это является основой для воспитания идейно убежденного человека, патриота своей Родины.